Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Вторник, 23.04.2024
[ На главную · Мы ВКонтакте · Мы в Facebook · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум федерации спортивного собаководства » Дрессировка » Разное » Разные вопросы по дрессировке
Разные вопросы по дрессировке
lenchicДата: Понедельник, 06.04.2015, 10:43 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Создаю эту тему для вопросов, которые охватывают различные сферы дрессировки, и не могут быть отнесены к какой-то ее конкретной области...

Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 06.04.2015, 10:51 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Особенности поведения человека, мешающие дрессировать собаку

Существуют классические регулярные ошибки, которые делают дрессировщики. Причём, если инструктор указывает на эту ошибку, дрессировщик либо пропускает это мимо ушей, либо говорит, что всё понял и тут же опять повторяет её. Это возможно только в том случае, если у человека к началу занятия дрессировкой собаки уже есть определенные стереотипы, которые затрудняют правильные действия. В психологии и физике есть понятие интерференция. Более конкретное значение этого понятия в теориях научения и памяти – конфликт между старой и новой информацией, при котором новую информацию трудно усвоить из-за предыдущего опыта.
Основные ошибки дрессировщиков очень похожи. Поэтому вполне естественно предположить, что они имеют одни и те же причины, одинаковые для большинства людей.

Если идея верна и существуют некие камни преткновения, или, иначе говоря, точки сопротивления при обучении человека дрессировке собак, полезно их выявить, обозначить и быть готовым к их появлению. Практически нигде, ни в какой литературе эта тема не раскрывается. А между тем, это очень интересно и имеет практическое значение. Недаром первый инсайт, который посещает дрессировщика, выражается фразой: » Оказывается это меня надо учить, а не собаку. Собака умнее меня» Далее, я попробую совершенно бессистемно, исходя из своего опыта, описать возможные причины ошибок дрессировщика, которые зависят не от его индивидуальности, а свойственны ему как любому человеку.

Первое что напрашивается для такого описания, это ошибочные убеждения и представления о собаках и их обучении.

Список стандартных заблуждений

Ум, это главная характеристика, определяющая поведение человека или собаки

Любой живой организм, это целостная система, функционирование которой определяется множеством внешних и внутренних факторов. Есть много способов описания структуры этой системы и её динамики. Например, структура личности человека, принятая за одну из возможных в отечественной психологии.

направленость личности
потребностно-мотивационная сфера
способности
характер
темперамент
Ум является одной из способностей человека, и не более того. Очень большое значение для оценки человека имеет его направленость, способность к волевой регуляции поведения, характер и темперамент. Всё то же самое можно сказать и о собаке, за вычетом разве, что способности к волевой регуляции.

Собака изначально способна обучаться с помощью словесной инструкции от своего хозяина

Собака, конечно, получает информацию через слуховую модальность, но это информация, прежде всего аналоговая, не конкретная. Она отражает состояние говорящего человека и влияет на состояние собаки.

Для собаки конкретное слово в поле её восприятия не является ярким маркёром и опорной точкой, с которой естественно связывать события и действия.
Представьте себе, что кто-то придумал языковую систему, где сигналами является характер и последовательность прикосновений к вашей руке. И этот кто-то, не объясняя словами (в привычной для вас модальности) смысл и значение своих действий, начнёт обучать вас новому языку. Это то, что происходит при обучении слепоглухонемых детей, когда нельзя ни показать, ни сказать, а контакт установить необходимо, да ещё и воспитать каким-то образом, привить навыки самообслуживания или, например, научить читать книги для слепых.
Собака конечно не слепоглухонемая, но она собака и живёт в своём поле восприятия, которое похоже на наше, но всё равно другое.

Восприятие обучения и дрессировки, как однородного процесса, а не как последовательную систему

Когда владельцы собак приходят на площадку, многие из них ведут себя так, словно они думают, что половина дела уже сделана. Они занимаются с собакой и этого уже достаточно для её послушания. Однако, сам факт занятия с собакой, на дрессировочной площадке или дома, не ведёт к желаемому результату.

Процесс обучения собаки имеет свой алгоритм, систему и последовательные этапы, проскакивание которых, потом мешает двигаться вперёд.

Любая система имеет несколько уровней. Нижележащий уровень является ресурсом для вышележащего уровня и проблемы с базовым ресурсом не позволяют реализовывать замыслы и достигать целей на высшем уровне. Если, компьютер обесточен, то печатать текст на нём невозможно. Если, собака не имеет первичных навыков, малоэффективно обучать её навыкам сложным.
Например, у собаки нет доверия к человеку и уверенности в себе, она не способна концентрироваться, а её бедную таскают на поводке надеясь, что она научится навыку хождения рядом по команде дрессировщика.
Так же, как есть готовность или не готовность ребёнка к обучению в школе, есть готовность или не готовность собаки к обучению вообще и конкретным навыкам в частности.

Поэтому, дрессировщику важно уметь воспринимать обучение собаки, как динамичный процесс и быть готовым нарабатывать ресурс, прежде чем переходить дальше к следующему этапу.

Однако важно вовремя переходить на следующий уровень, а не топтаться на месте, когда в этом нет необходимости. Всё, это возможно, если дрессировщик понимает общий смысл своей работы.

Алексей Потехин.

http://www.walkservice.ru/Blogs....sirovka

И комментарии автора к данной статье:

Под умом я понимаю то, что понимает любой простой человек такой же, как я или вы.

Когда человек говорит или надеется на то, что его собака умная и понимает его объяснения ей, то он не задумывается о дефинициях, он просто использует слово.

В статье я пытаюсь обозначить причины мешающие дрессировщику быстро осваивать навык дрессировки собак. Эти причины как мне представляется можно систематизировать следующим образом.

1.Ошибки восприятия. Незнание, на что обращать внимание.
2.Ошибочное истолкование того, что делает собака и что с ней вообще происходит.
3.Неверное принятие решения как поступить в конкретной ситуации.
4.Плохая координация движений при реализации решения.
5.Психоэмоциональное состояние дрессировщика.
6.Мотивация и волевые качества дрессировщика.

То, что описано в данной статье относится ко второму пункту. Ошибочное истолкование дрессировщиком того, что делает собака и что с ней происходит.

Ошибочное убеждение, что «Ум, это главная характеристика, определяющая поведение человека или собаки», я стал рассматривать в первую очередь, потому что после окончания первого занятия владельцы очень часто настойчиво спрашивают: «Скажите моя собака умная? Её легко будет дрессировать?» А для меня это во многом бессмысленный вопрос, потому что я всё это рассматриваю в другой системе координат. Для меня важны мотивация, концентрация, активность, уверенность, доверие человеку и т.д.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 06.04.2015, 10:53 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Знает, но не хочет

Опубликовано 30.03.2011 автором Алексей Потехин

Классическая фраза дрессировщика на занятии с инструктором: «Она знает всё, просто не хочет работать». Дело в том, что собака не просто не хочет, а именно что не хочет. Основная задача дрессировщика заключается не в обучении собаки команде «сидеть», «лежать» и т.д., Главное развить у неё мотивацию к радостному подчинению и послушанию, чтобы она хотела работать и учиться.

Постоянно развивать мотивацию собаки, человек может, только если он очень чётко понимает необходимость этого. Понимает, что мотивация это ресурс и фундамент любой дрессировки и работы, что это не делается в один день и результат даёт не сразу. Сложность в том, что дрессировщик стремится к быстрому подкреплению себя и ему кажется, что собаку нужно просто научить командам. Вследствие естественного желания получит всё и сразу, идёт опережение событий. Как правило, не выстроив мотивационную сферу, не развив необходимые реакции поведения, дрессировщик начинает обучение собаки. Это приводит к тому, что собака что-то знает, но работает не стабильно и не предсказуемо, и что с этим делать, кроме как очень долго её муштровать, непонятно.

Так как много заниматься с собакой готов, и может себе позволить, далеко не каждый, результат обучения намного меньше возможного для данной собаки и её владельца. Скучно дрессировщику нарабатывать мотив, поэтому собаке скучно работать.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 06.04.2015, 15:13 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Дрессировка собаки и обучение человека

Опубликовано 24.03.2011 автором Алексей Потехин

Взрослый человек обладает произвольностью поведения. Собака, также как маленький ребёнок, этой произвольностью не обладает. Она вся во власти страстей желаний, её поведение результат конкуренции различных мотиваций. Взрослый человек может сравнить импульсивное желание и долгосрочные последствия его удовлетворения. Поэтому ради сдачи экзамена он может отказаться от развлечения и отдыха.

Собака не может отложить свои дела и сесть за учебники, заняться учебной деятельностью и выучить не интересную, но необходимую информацию. Собака учится в процессе жизни и усваивает то, что ей интересно, совпадает с её наличной мотивацией и актуально для удовлетворения её текущих потребностей.

Если режим дня собаки состоит из сна на кровати, трёхразового питания, игры и драк на прогулке, то десять минут дрессировки в день ничего не дадут, максимум чего вы добьётесь от неё это работа в отсутствии раздражителей.

Дрессировка должна быть частью её жизни. Дрессировка должна сочетаться и ассоциироваться с её потребностями в еде, игре, движении, общении с хозяином, занимать много времени, давать много эмоций и впечатлений. А это возможно, только если занятие дрессировкой нравиться собаке.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Среда, 29.04.2015, 21:47 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Обучение через ассоциации — Мотивация у собак

Ассоциация- закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)


Авторские права на представленный материал принадлежат блогу http://www.rottweiler-digital.com

О чем вы думаете,когда слышите слово «молния»?
С наибольшей вероятностью о громе и грозе, так ведь? Это и есть ассоциация. Под ассоциативным обучением понимается обучение через связь ряда последовательных событий.

Собаки являются мастерами ассоциаций

Собаки являются мастерами ассоциативных связей. Но так как они воспринимают многие события полностью отличными от нас людей, мы живем, так сказать, в разных мирах. Это приводит к затруднению понять какие именно вещи были связаны в голове у собаки.

В ситуации, в которой все для нас абсолютно просто и ясно, может выглядеть совершенно иначе с точки зрения собаки. Хозяин, по его мнению, наказал за поведение собаки в ситуации X. Например, резким рывком поводка вы наказываете собаку за то, что она сильно тянет на поводке. Собака чувствует боль на шее во время проходившего рядом ребенка. Это случается очень быстро и может остаться незамеченным для хозяина, но для собаки может тут же сложиться агрессия в отношении детей или страх в присутствии детей — вызвать нежелательные конфликтные связи.

В этом контексте становится ясно, почему при обучении следует очень тщательно выбирать место обучения. Во время тренировки все присутствующие обстоятельства сочетаются в ассоциации в мозгу собаки.

Занимаясь в среде, которая свободна от отвлечений, вы концентрируете внимание собаки на себя и с большей вероятностью достигаете нужные вам ассоциации у собаки. Это означает, что собака больше на вас концентрирована, вам потребуется меньше повторений и исправлений, а звуки команды запоминаются быстрее с нужными движениями. Таким образом незаметные и нежелательные ассоциации уменьшаются и обучение работает эффективнее.

Кроме того, люди и собаки учатся игнорировать определенные «возбудители», которые не имеют для них никакого значения или связаны с неприятными последствиями. Отзывается молодая собаки без закрепленного навыка, во время игр или обнюхивания интересной метки, вероятность того, что она придет — минимальна. На «возбудитель» (сигнал — отзыв) не следует желаемое поведение (подход собаки). Повторится это несколько раз, у собаки сложится стабильная ассоциация — подзыв хозяина всегда бессмысленный возбудитель для собаки. Ассоциация сделана , а именно: подзыв = «не имеющее значение».

Или: использование команды без закрепленной в голове собаки ассоциации. Это ведет к полной противоположности обучения желаемого. Классический пример: подзыв собаки не отработан, владелец подзывает собаку, но не вознаграждает ее, а берет на поводок. Ненамеренно он заложил в голове собаки ассоциацию подзыва с неприятными последствиями.

Важно: кличка собаки и слово «Ко мне» находятся в начале обучения «святыми словами». В начале обучения при произношении этих слов никогда не должно следовать негатива для собаки (поводок, конец свободе и т.д.). Всегда следует тщательная награда собаки за ее внимание. Только так — сложение позитивной ассоциации — достижение надежного послушания у собак.

Достижение надежного послушания

Для надежного послушания собаки очень важно достигнуть того, чтобы сигналы хозяина (звуковые или визуальные) достигли максимально возможного значения для собаки. Как достигнуть , чтобы послушание стало весьма значительным для собаки?

1 Например, желаемым поощрением: лакомство, игра, похвала. Крайне важно при этом, чтобы собака восприняла поощрение именно как поощрение. Вам ничего не даст, если вы пытаетесь в качестве награды поиграть с собакой, а для нее гораздо значительнее является кусочек колбаски. Опять же, собака не оценит ваше желание поощрить собаку за подход кусочком сыра, в то время как ваша собака имеет особое пристрастие к игре в мяч. Кроме того, хорошо, если вы можете не просто бросить мячик, а завлечь собаку игрой своим действием (например, совместно играть). Формой награды является так же простое выражение своими собственными эмоциями радости от хорошей работы собаки с помощью голоса и движения.

Тип награды имеет значительное влияние на мотивацию собаки в обучении. Без мотивации не может быть никакого обучения, ни у собак, ни у нас людей.

Обучение на высокой мотивации (например, за столь любимые кусочки сыра) в сочетании с приятными внутренними эмоциями (положительные эмоции) достигается у собаки высокого уровня готовности работать и, следовательно, имеет положительное влияние на темпы учебы.

2 Занятия должны быть построены таким образом, чтобы собака быстро показывала желаемое поведение. (Если вы подзываете собаку, вы должны быть на 100% быть уверены, что она подойдет). Если вы не уверены, то, пожалуйста, не подзывайте собаку, а заберите ее.

3 Чтобы у собаки сложилось верная ассоциативная связь Команда (например подзыв) и Последствие (например, вознаграждение через игры с мячом), должны пройти минимально меньшее количество секунд. Собака понимает ассоциативную связь «действие-воздействие» до 3 секунд. Тогда собака сможет оптимально совместить то и другое вместе.

Факторы, влияющие на мотивацию :

Что мотивирует собаку: Все то же, что ее отвлекает. Это может быть: корм, игры, похвала, социальный контакт, выполнение поведения, которое сильно заложено в инстинктах собаки. Успех. Отзывы о успехе. Память о прошлых успехах и тем самым восприятие позитивных чувств. Соответствующий развитию собаки уровень запросов. Один из элементов приятных сюрпризов и разнообразие. Чувство держания ситуации под контролем.

Что демотивирует собаку: страх, стресс . Все, что собака получает сполна и каждый день — не мотивация для собаки (например, разбросанные и доступные каждый день игрушки). Изматывание завышенными не по возрасту требованиями. Частая постановка неразрешимой задачи. Отсутствие обратной реакции от ее успеха и усилий. Память на ранние неудачи. Чувство безнадежности. Бесконечная рутина. Завышенные требования.

Взято отсюда: http://www.rottweiler-digital.com/obuchenie-cherez-associacii/


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Среда, 29.04.2015, 22:16 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Отработка упражнений послушания без собаки — важная часть тренировок

Многие дороги ведут в Рим. В спорте с собакой так же — многие методы ведут к успеху. Но одно всегда остается неизменным — схема прохождения упражнений. Это вы должны знать в совершенстве, чтобы на сдаче/соревнованиях ваши движения были на автоматизме и вы полностью могли сконцентрироваться на собаке.

Первое, чем вы должны владеть в совершенстве и что нужно отработать без собаки: с какой ноги вы начинаете все движения и какой заканчиваете. Это должно у вас быть совершенно на автомате.
Если у вас собака обучена позиционироваться относительно левой ноги, то нужно начинать с левой, а заканчивать правой ногой.
Если же собака обучена позиционированию относительно корпуса, то начинать движение следует правой, а заканчивать левой ногой.

Авторские права на представленный материал принадлежат блогу http://www.rottweiler-digital.com

Второе, что вы разучиваете без собаки: повороты влево и вправо. Как бы хорошо не была обучена собака, но если ваши повороты нечeткие, то и исполнение собаки поворотов будет «смазано». Повороты следует выполнять так.

Поворот влево Движение прямо, левая нога ставится по движению, а правая на 90° над левой.

Поворот вправо Движение прямо, правая нога ставится по движению, а левая на 90° над правой.



Апортировка

Правильной технике исполнения броска гантели нужно владеть в совершенстве. Техника броска гантели на земле отличается от техники броска через барьер и через наклонную стенку. Если вы бросили гантель через наклонную стенку/барьер неверно, то у вас есть возможность на соревнованиях сделать новый бросок. Проблема лишь в том, что собака должна совершенно неподвижно остаться сидеть в ОП. Сойдет собака с места и упражнение будет считаться не выполненным. Зачем лишний риск, если можно просто многократно потренироваться в бросании гантели.
В обязательном порядке отработайте все 3 техники броска, особенно бросание ИПО3 гантели.

Упражнения без собаки проводятся так. Вы выходите на поле с помощником, который отлично знает правила. С его помощью вы отрабатываете одно упражнение за другим. Он проверяет верность шагов, считает секунды во время исполнения упражнений, смены положений. Проверяет вашу корректность относительно судьи, его команд, ваших команд, четкости исполнения начала и конца каждого упражнения. Вся схема повторяется так долго, пока не будет четко и без ошибок исполнена.

Если у вас нет помощника, который отлично знает правила, возьмите распечатанные правила исполнения упражнений и перед каждым упражнением внимательно прочтите схему прохода, шаги и оценки. Повторите так каждое упражнение одно за другим так долго, пока вы не будете исполнять каждое упражнение без заглядывания в напечатанное. После этого пройдите всю схему от начала и до конца (все упражнения) и повторите это так долго, пока не будете исполнять четко и без единой ошибки.

Кто занимается ИПО, тот должен любить и находить удовольствие в отработке деталей. Уметь мотивировать себя на отработку малейших частей упражнений, чтобы насладиться выстроенными друг на друга частями в единое целое, находить в этом радость и мотивацию на дальнейшую работу. Хороший проводник ИПО это не тот, который хочет добиться цели, а тот, который любит саму дорогу к этой цели.

Взято отсюда: http://www.rottweiler-digital.com/poslushaniya-bez-sobaki/


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Воскресенье, 27.12.2015, 08:43 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Как выбрать тренера

Автор: Бобби Лайонс, http://www.pawsitive-performance.com/blog/choosing-a-trainer
Перевод: "Плохие собаки"

У меня есть ученица -- она новичок в аджилити и тренируется с мягкой собакой. Она год занималась с одним тренером, а недавно присоединилась к другой группе. Новый тренер оказался способен объяснить ей всё так, что моя ученица смогла давать собаке больше информации; теперь им весело работать над тем, что раньше частенько вызывало разочарование. Они обнаружили, что для успеха им не хватало основ. Иногда ученики приходят в группы слишком высокого уровня, и обучение там оставляет пробелы в знаниях, что приводит к фрустрации и у хендлера, и у собаки.

Если вы дрессируете собак хотя бы какое-то время, то знаете, как много существует разных дрессировочных стилей, и даже если знаете, что ищете, то как новичку в мире дрессировки вам может быть трудно найти тренера, с которым вы "совпадёте". Умение разбираться в личностях, техниках и стилях -- это важная часть успеха -- вашего и вашей собаки -- в дрессировке.

Если вы спросите пять разных тренеров, как научить одному и тому же поведению, то, вероятно, получите пять разных ответов. Поиск непредубеждённого тренера, в арсенале которого много инструментов -- это ключ к успеху. Я предлагаю много разных методов для трюков, силовых упражнений и планирую каждое занятие с учётом особенностей хендлера и собаки. Чёрт, да я иногда много учусь у своих учеников, а не только они у меня. Я думаю, что дрессировка должна быть сотрудничеством, а не диктатурой: люди вместе идут к одной цели.

Учите ли вы собаку базовому послушанию или занимаетесь кинологическим спортом, используемые вами методы будут зависеть от выбранного вами тренера. Когда я только начинала заниматься аджилити со своей первой собакой, то получила совет, который, я надеюсь, поможет и вам:
"Позанимайтесь у стольких тренеров, скольких сможете найти, и вы найдёте средства, подходящие для вас и вашей собаки -- а затем пользуйтесь ими".
Я до сих пор придерживаюсь этого принципа и поощряю своих учеников делать то же самое.

Выбор тренера -- тяжёлая работа. Критерии, каким может быть ваш тренер, я изложил ниже:
• Тренер должен быть способен открыто и в положительном ключе обсуждать ваши цели.
• Тренер должен быть способен подстроиться под любых собак -- от мягких до высокодрайвовых.
• Тренер должен быть способен составить индивидуальный учебный план, неважно, хобби это для вас или серьёзный спорт.
• Тренер должен относиться ко всем ученикам одинаково.
• Тренер должен быть добр к людям, так же как и к собакам.
• Тренер должен использовать позитивные методы для достижения ваших целей в дрессировке.
• Тренер не должен заставлять учеников соглашаться с определённым методом или "системой".
• Тренер должен хорошо владеть несколькими методами для выработки желательного поведения, освоения трюка или спортивного навыка.
• Тренер должен иметь опыт дрессировки разных пород и быть беспристрастным ко всем породам.
• Тренер должен позволять вам ошибаться -- это даёт ему возможность научить вас новому методу.

В мире существует столько разных дрессировочных методов, и столько споров возникает из-за различных взглядов… Избегайте предубеждений, но имейте чёткие очертания того, чего хотите добиться, что работает для вас и вашей собаки, умейте вовремя остановиться и отправиться на поиски другого мнения.

Кроме того, помните: если какой-то метод не подходит вам, это не значит, что он не подходит другим.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
Ирина_СДата: Воскресенье, 27.12.2015, 20:54 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
очень здорово сказано - "тренер, с которым вы совпадете"
это самое главное и большая удача  smile
 
lenchicДата: Четверг, 28.01.2016, 17:59 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Нашла очень интересный материал по основам дрессировки, плавно переходящий в обучение собаки реальной защите.  biggrin Чтобы не забыть, копирую сюда. Сообщения написаны Андреем Мамаенко (и разрушают некоторые сложившиеся стереотипы об основах дрессировки, преподаваемые нам в свое время на различных теоретических занятиях и курсах, а также в школе  tongue )

Безусловный рефлекс - определенная ответная реакция организма на конкретный раздражитель (сигнал). Причем реакция эта не возникает в процессе приобретения жизненного опыта, не возникает под воздействием внешних причин, не может исчезнуть сама по себе и не является управляемой со стороны животного. Безусловный рефлекс - это простейшая приспособительная реакция организма на некоторые раздражители внешнего мира. Чистой воды физиология. Классические примеры безусловных рефлексов по схеме: специфичный раздражитель - специфичный ответ (безусловный рефлекс). Итак: луч света направленный в зрачок глаза - сужение зрачка; раздражение нервных окончаний, например, лапы - сокращение мышцы (некоторые могут помнить опыт из школьного курса биологии с дохлой лягушкой); кусок пищи - выделение слюны и т.п.

Отличными характеристиками безусловных рефлексов являются:

1. обязательность воспроизведения, т.е. при предъявлении специфического раздражителя рефлекс воспроизводится гарантированно, т.е. со 100% вероятностью.

2. неизменность воспроизведения, т.е. БР всегда воспроизводится в одном и том же виде, т.е. изменить внешний вид рефлекторного ответа невозможно.

3. специфичность раздражителя (сигнала), т.е. каждый безусловный рефлекс обслуживает совершенно конкретный раздражитель.

Теперь про рефлекс условный. Самое главное в этом вопросе то, что условный рефлекс является "вставкой" в п.3, т.е. обеспечивает воспроизведение безусловного рефлекса на не специфический раздражитель. Не верящие мне на слово могут прочитать работы Павлова (повторяю, что не учебник "Служебное собаководство" в разделе "Физиологические основы дрессировки", где эти вопросы перевраны абсолютно).
В переводе на бытовой русский язык это означает, что условный рефлекс в обязательном порядке имеет такое же внешнее проявление, как и соответствующий безусловный рефлекс. Т.е. можно сформировать условный рефлекс на базе безусловного "сужение зрачка" на не специфический сигнал, например, на звук. Или отдергивание конечности (безусловный рефлекс на укол) при предъявлении не специфичного сигнала, например, на зажигание лампочки, или выработку слюны (безусловный рефлекс на вид пищи) на не специфичный сигнал, например, вид определенного человека.

По определению невозможно сформировать в виде условного рефлекса такое поведение, которое не существует в виде безусловного рефлекса. Например, если у животного нет безусловного рефлекса держать голову вертикально при изменении положения тела, то невозможно сформировать условного рефлекса держания головы вертикально на какой угодно иной раздражитель (сигнал). Если нет безусловного рефлекса на подход собаки к проводнику, то по определению, невозможно сформировать условный рефлекс на команду "Ко мне" (условный, т.е. изначально индифферентный, раздражитель).

Отсюда очевиден простой вывод: процесс обучения собаки подходу к дрессировщику по команде не является процессом формирования условного рефлекса на команду "Ко мне".


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Четверг, 28.01.2016, 18:00 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Так а как же поведение?

 А поведение формируется по совершенно иным законам. Вкратце схема выглядит так: потребность - мотивация - действие направленное на удовлетворение потребности - удовлетворение потребности в виде подкрепления. В эту схему входит и прогнозирование результата действия (выбор такого поведения, которое в данных условиях наиболее вероятно приведет к удовлетворению потребности), использование памяти (предыдущего опыта удовлетворения этой же потребности в сходных условиях), и оценка поведения (сравнение ожидаемого результата поведения с тем, что имеем в наличии). Чем более высоко организовано животное, тем более сложными и изощренными будут эти схемы, функциональные системы.

Теперь о динамическом стереотипе.

Любое животное в процессе жизнедеятельности стремится упростить свое поведение. Из предыдущего абзаца видно, что процесс формирования поведения достаточно сложен и долог, а ведь мы же еще не рассматривали вопрос, что выбранное поведение может оказаться ошибочным, не результативным, т.е. в результате действия цель может оказаться не достигнута. Тогда животное "запоминает" ту последовательность действий, которая при СХОДНЫХ (не обязательно строго идентичных, такого в природе не бывает, А ДОСТАТОЧНО ПОХОЖИХ) условиях внешнего мира как правило приводит к положительному результату - удовлетворению потребности.
Т.е. если животное в некоторых условиях несколько раз при выполнении определенной последовательности действий с приемлемой вероятностью достигло цели - удовлетворила потребность - то оно "запоминает" эту последовательность действий и когда в очередной раз появляется необходимость достичь положительного результата животное сразу воспроизводит эту последовательность. Вот эта последовательность и есть динамический стереотип поведения. Чем менее развито животное, тем большее значение в его жизни имеют динамические стереотипы, потому что они позволяют "уменьшить нагрузку на головной мозг" при принятии решений и ускоряют поведения, что особенно важно для "медленных" мозгов.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Четверг, 28.01.2016, 18:01 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Современному человеку проще понять работу головного мозга на примере ЭВМ. И это можно сделать, т.к. функционирование архитектуры ЭВМ и человеческого мозга, конечно, не идентичны, но в общих чертах похожи. Так что можно попробовать на этом примере создать принципиальное понимание как работает мозг животных при формировании поведения. 

Каждый компьютер имеет в своей постоянной памяти набор программ, позволяющих обслуживать самые первые, самые типичные и простые операции: например, при включении питания компьютер должен найти, опознать и начать обрабатывать клавиатуру, мышь, монитор и пр. Такие стандартные и неизменные программы идентичны врожденным поведенческим программам животного, которые нужны для простейшего обеспечения жизни, например, половое поведение животного, материнское поведение самки, поведение детеныша при рождении и в первые минуты/часы жизни и т.п. Эти "программы" не зависят от опыта (суке некогда и негде получить опыт отгрызания пуповины, вылизывания щенка, но эти действия жизненно важны и "даны" суке в "готовом виде"), но проявляются строгог в определенные моменты и сильно зависят от сигналов окружающей среды, например от запаха суки, готовой к вязке, звука пищящего щенка и т.п. Часто такие врожденные программы называются инстинктивными.
При работе компьютера мы также имеем некоторое количество программ, которые позволяют пользователю писать свои собственные программы под определенные практические цели, т.е. компьютер как бы "приобретает жизненный опыт". К числу таких относятся например, языки программирования. У животного аналог этих программ - инстинкт (некоторые ученые иначе трактуют этот термин), т.е. некая врожденная подпрограмма, которая в готовом виде может быть включена в поведение. Я бы назвал инстинкт не действием, а побуждением к действию, т.е. инстинкт преследования добычи - это врожденное желание преследовать такие объекты, которые ассоциируются с добычью. К слову, появление такого желания совсем не означает, что животное воспроизведет добычное поведение, накопленный опыт может "говорить" о бесперспективности такого поведения в данных условиях и добычное поведение будет блокировано.

Готовая отработанная программа используемая для решения типовых задач (например, расчет зарплаты) является в нашем примере аналогом динамического стереотипа. Если условия решения типовых задач будут изменены, то программа может быть переписана, также переделывается динамический стереотип, если в изменившихся условиях такой поведенческий набор перестанет удовлетворять потребность.
А где рефлексы? В архитектуре любого компьютера есть простейшие задачи: записывание и стирание информации в ячейках памяти, так называемые прерывания (сигналы о том, что какие-то устройства запрашивают доступ к операционной системе), обслуживание портов и т.п. Вот эти простейшие операции мы и можем назвать рефлексами. Они без сомнения участвуют в каждой операции компьютера, но рассматривать работу браузера с точки зрения появление единиц или нулей в ячейках памяти по тем или иным электронным адресам мне видится не достаточно перспективным и простым делом.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Четверг, 28.01.2016, 18:03 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
А Вы все ищете элементарные ответы, вместо желания понимать суть поведения и пытаться прогнозировать его на основании этих знаний.

Хорошо. Что есть дрессировка по защите?
Не будем говорить про спорт и нормативы. Просто нам нужна собака, которая может нас защитить при возникновении внештатной ситуации, т.е. вступит в такой ситуации в бой со злодеем и будет с ним биться, пока один из них (собака или злодей) не умрет. Правильно? Защитная работа может восприниматься по другому, дрессировка может быть направлена на другую форму защиты, например, просто пугнуть злодея и убежать, или какой-либо другой характер работы... В каждом случае дрессировка будет разной, хотя и будет иметь некие общие закономерности. Рассмотрим только первый вариант, тем более большинство "заказчиков" защиты предполагают именно такую работу как идеальную.

Что формируется при работе на площадке? Потребность и мотивацию собаки на защитную работу. Т.е. предъявляют угрозу и у собаки вызывают желание защищаться. Собаку ненавязчиво "подводят" к пониманию того, что нападение и укус являются наиболее простым и надежным способом "снять" опасность ситуации. Собака приобретает опыт "решения проблемы" и в сходных ситуациях будет так действовать, когда почувствует опасность. В этом месте появляются "тонкие моменты", которые ВСЕГДА являются результатом ошибок дрессировщика. Наиболее часто встречающаяся - инструктор по каким-то причинам не показывает собаки опасность ситуации, а приучает ее играть с защитным снаряжением. Иногда собака вообще не способна укусом отвечать на опасность и игра со снаряжением является единственным способом "общения" фигурант-собака. Совершенно понятно, что такая собака никогда не будет способна работать такой способ защиты, о котором мы здесь говорим и такую собаку не нужно рассматривать вообще, и готовить к защитной работе на улице тоже. Если нам на площадке удалось сформировать атаку собаки на фигуранта как ответ на агрессивное поведение, то наличие или отсутствие защитного снаряжения не играют для собаки никакой роли. Собака кусает источник агрессии - человека, а не элемент снаряжения. 

Здесь есть место для еще одной тонкости - место укуса. В зависимости от используемого снаряжения, способностей и предпочтений фигуранта, еще каких-то моментов собаку могут научить кусать в какое-то определенное место. Здесь формируется динамический стереотип на место укуса, который может сыграть с собакой "злую шутку". Но и здесь не беда. Закон существования динамического стереотипа заключается в том, что если после выполнения всей последовательности действий цель окажется не достигнутой (злодей все еще жив), собака откажется от этого стереотипа и построит другое поведение. Плохо, что на это ей потребуется много времени. Поэтому формирование стереотипного укуса в определенную точку для уличной защиты мы должны считать как ошибку дрессировщика. Наличие нескольких сформированных точек в принципе решает проблему для большинства ситуаций.

Следующая задача "площадной" дрессировки - дать понимание собаке, что нападение на проводника приведет для нее к таким же печальным последствиям, как и нападение на саму собаку. Есть некоторое количество собак, которые от рождения, инстинктивно охраняют проводника, его вещи, но таких собак довольно мало. Хотя для серьезной защитной работы на улице именно таких собак и имеет смысл брать. Если собака не такая, то это плохо, хотя "третий сорт еще не брак".

Ну и наверное последняя и самая важная задача дрессировки на площадке - довести мотивацию собаки на драку до такой степени, когда ей станет доставлять удовольствие сам процесс драки с человеком. На этой стадии собака вступает в драку даже не тогда когда видит реальную опасность, а когда предполагает возможность возникновения такой опасности, хочет ее возникновения, чтобы вступить в драку, а иногда и провоцирует на это.

Для уличной защиты это не является строго необходимым, но без такой мотивации на драку собака будет испытывать трудности при возникновении часа Х и я бы все-таки считал, что такая подготовка обязательна.

Вот и все. Все это может быть без проблем сделано на площадке и собака после такой подготовки будет работать в любом месте. Для проверки правильности формирования поведения нужно менять иногда фигуранта, место занятия, вид снаряжения. Но не для того, чтобы "адаптировать динамический стереотип на скрытку", а чтобы проверить не допущены ли ошибки в работе о которых я писал выше. Грамотный инструктор и на площадке увидит все ли правильно делается с собакой. Т.е. ему не нужно проводить тестирование в реале.

О роли генетики (Ваши, Сергей, 20/80%). Чтобы дойти до последнего этапа подготовки собака должна родиться со способностью кусаться и набором характеристик НС, обеспечивающих эту способность. Любые отклонения делают собаку непригодной для уличной защитной работы, как бы и где бы мы с Вами ее не дрессировали.

Ну и последнее. Мое убеждение, что защитной может считаться только такая обученная собака, которая находясь с Вами, хочет спровоцировать и напасть на любого человека (мужчину, женщину, ребенка), который окажется на расстоянии менее вытянутой руки и единственное, что не позволяет ей это сделать - это прямой Ваш запрет кусать именно этого человека. Но даже выполняя запрет, собака должна знать, что этот человек вот сейчас-сейчас станет опасным и хотеть этого.

МНОГИЕ ЛИ ИЗ ВАС, ДРУЗЬЯ, ХОТЯТ ДЕРЖАТЬ ТАКУЮ СОБАКУ?
Я держал... Ну ее нафиг...

Источник


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Пятница, 29.01.2016, 10:32 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
Продолжение вышеначатой темы...

Динамический стереотип - жесткая последовательность поведенческих актов направленная на "автоматическое" достижение результата - получение подкрепления. Т.е. динамический стереотип предполагает строгую очередность всех вовлеченных поведенческих актов и обязательное наличие каждого из них. Пример динамического стереотипа - движение зайца по тропе. Если на заячьей тропе положить бревно, заяц в него врежется, потому что сложившийся стереотип не предполагал новый элемент: прыжок вверх в этом месте тропы. Собака же выполняет команду "Ко мне" с огибанием разных препятствий, с разного расстояния, на разной скорости в разных местах, и, даже, в одном и том же месте внешне выполнение этой команды будет существенно разным. Так что о динамическом стереотипе говорить в данном случае не совсем корректно.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Пятница, 29.01.2016, 10:33 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
По сути инструментальный условный рефлекс рефлексом не является. Исследование "инструментального условного рефлекса" проводилось в годы главенствования в вопросах физиологии классической теории Павлова, Павлов был непререкаемым авторитетом, кроме всего прочего и поддерживался со стороны не совсем демократичного государства, а все кто занимался ИУР были прямые выходцы из павловской научной школы. К слову, зарубежные исследователи сего явления говорили не об условном рефлексе (хоть и инструментальном), а об оперантном поведении. Да и Крушинский и Со изначально писали об ИУР, как об "условном рефлексе иного рода", обращая внимания на то, что этот "рефлекс" весьма не вписывается по всем признакам в павловскую теорию.

Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Пятница, 29.01.2016, 10:40 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 12823
Репутация: 7
Статус: Offline
...когда дрессировщик говорит слово "рефлекс", прочитав его в упомянутой Вами всуе книжкой "Служебное собаководство", он подразумевает именно классический условный рефлекс Павлова. И формирует поведение, как следует формировать классический условный рефлекс: совмещением по времени условного и безусловного раздражителя. Но нет в этой схеме безусловного раздражителя, т.к. нет и безусловного рефлекса. Но мы упорно "формируем", получается что дрессировка идет не благодаря, а вопреки нашему воздействию. Образно говоря, Вам нужно переместить косточку бухгалтерских счет вдоль оси. Но Вы пытаетесь толкать ее не вдоль оси, а перпендикулярно оси. Но руки Ваши дрожат и направление толчка не строго перпендикулярно получается, а все время под неким углом. В результате косточка перемещается, хоть и не очень хорошо и с излишними трудозатратами. Потому что мы не верно понимаем механику движения косточки по оси.
Я за то, чтобы "двигать косточку вдоль оси". Т.е. учить собаку так как она способна учиться.

Источник


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
Форум федерации спортивного собаководства » Дрессировка » Разное » Разные вопросы по дрессировке
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: