Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Вопросы воспитания и содержания

Программа построения отношений для Вас и Вашей собаки (окончание)
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Программа для щенков

Если вы начинаете программу с маленьким щенком (8-10 недель), вашей целью будет ограничить щенку все привилегии, пока он не выучит, что можно делать, а что нельзя. Основы программы для щенков те же, что и для взрослых собак. Однако, есть некоторые отличия.

Не надо давать щенку свободу, пока он недостаточно поощрялся вами за правильное поведение. Например, не надо оставлять щенка без присмотра в гостиной, пока вы готовите ужин на кухне. Иначе ваш щенок может «выбрать» пожевать мебель. Вы непреднамеренно поощрите его выбор, поскольку вы дали ему свободу принять такое решение. Грызть мебель может оказаться интересно, и возможно, подкрепит это поведение, так что щенок попробует повторить это в будущем. Наказание после свершившегося факта не изменит те приятные эмоции, которые он уже получил.

Если ваш щенок всегда находится под наблюдением, и дома, и на улице, вы всегда будете знать, что ему нравится в окружающем мире. Вы сможете поощрять правильные реакции. В предыдущем примере щенок, находящийся под присмотром, жевал бы кости или игрушки, не имея шанса жевать мебель. Щенок, выращенный в таких условиях, имеет сильный контакт с хозяином, поскольку ваши отношения основаны только на позитивном подкреплении правильного поведения, а не запугивании и крике за «плохое» поведение.

Выискивайте и подкрепляйте то, что вам нравится в действиях щенка. Если вы видите нежелательное поведение, помните, что щенок – только отражение того, чему вы его научили. Не расстраивайтесь и не злитесь на щенка; он может быть хорошим не больше того, чему вы его научите.

Какие главы книги я должен использовать для щенка?
В главах 3, 4 и 5 содержится информация, которую вы можете использовать, занимаясь с щенком. Программа для щенков требует от вас как от дрессировщика не меньше усилий, чем описано в третьей главе. Вам также потребуется применять критерии из четвертой главы. Для работы с щенком такое отслеживание результатов, какое описано в пятой главе, необязательно, если щенок взят как домашний любимец, но будет интересно перечитать это в будущем. Если же вы намереваетесь заниматься с ним каким-либо спортом, лучше начать записи сейчас.

Начните с щенком с первого этапа программы, но не переходите к следующему, пока ему не исполнится семь месяцев. Не торопитесь, не двигайтесь слишком быстро, поскольку щенок еще может быть психологически не готов к свободе. Щенки взрослеют с разной скоростью.

Программа для щенков состоит из четырех этапов, описанных в главах с седьмой по десятую, со следующими изменениями:

- Щенку понадобится чаще выходить из клетки, чем взрослой собаке, поскольку он еще не может долго терпеть.
- Делайте занятия очень короткими. Три-пять минут – это максимум для щенка. Лучше заниматься пять-семь раз в день, чем реже, но дольше. Пусть ваш уровень подкрепления будет очень высок (80-100%), поскольку щенок еще только учится.
- Приучите щенка к недоуздку. Может быть, вам не понадобится его применять еще несколько недель, но лучше подготовить щенка к его ношению заранее. Начните с того, что держите петлю перед носом щенка, чтобы он исследовал ее. Щелкайте и поощряйте любой интерес к ней. Постепенно повышайте требования. Щенок научится радоваться виду недоуздка, поскольку он будет предвещать лакомство. Продвигайтесь, пока щенок не научится носить недоуздок.
- Постарайтесь записать щенка в класс социализации. В этой группе щенок научится правильно общаться с другими щенками. Контролируйте игры вашего щенка с друзьями, требуя постоянного взаимодействия с вами. Когда ваш щенок расхрабрится и подойдет к другому, дайте им поиграть 15-20 секунд, а затем позовите его обратно. Когда он подойдет, похвалите, попросите сесть, а потом разрешите «пойти поиграть». Взаимодействуя с щенком и контролируя его игры, вы еще раз поощряете убеждение, что все хорошее исходит от вас.
- Необязательно закрывать щенка в клетку вдали от остальных домашних животных, когда вас нет дома. Когда вы дома, лучше держать щенка в клетке около себя. В первые ночи после приезда от заводчика вы можете поставить его клетку на стул около своей кровати. То, что щенок будет вас видеть, позволит ему быстрее привыкнуть к новому месту. Можно ставить клетку с щенком в комнату, где вы работаете. На втором этапе вы можете начать увеличивать уверенность щенка в себе, закрывая его в клетке дальше от вас.
- Кормление щенка с руки позволяет улучшить вашу связь. Однако щенку надо и научиться есть из миски. Давайте ему съедать часть рациона из миски, когда он один, около трех раз в неделю.
- Наиболее важная часть ваших занятий с щенком – подзыв. Пусть кто-нибудь подержит вашего щенка, пока вы уходите от него. Позовите его и убегайте. Когда он догонит вас, поощрите хорошей игрой в потягушки. Играйте в эту игру как можно чаще, и следуйте упражнениям из приложения 1.
Программа для щенков не задумана как программа изоляции. Обязательно выпускайте щенка из клетки для частых занятий в течение дня. В идеале, занятия с щенком должны состоять из одной-пяти-минутных сессий как можно чаще.

Так может выглядеть типичное расписание:

1. Проснуться, вывести щенка на улицу, отмерить его завтрак и добавить туда вкусненького. Первое занятие со щенком (вряд ли вам удастся скормить все лакомство за один раз).
2. Снова вывести щенка (щенкам надо погулять после еды), потом закрыть его в клетку – позавтракать, принять душ и т.д.
3. Второе занятие – перед вашим уходом на работу.
4. Третье занятие – во время обеденного перерыва (если есть возможность).
5. Прийти домой с работы, вывести щенка погулять, приготовить его ужин и позаниматься четвертый раз.
6. Вывести щенка после еды и закрыть его в клетке на кухне, пока вы готовите ужин для семьи.
7. После ужина пятое занятие.
8. Где-то после ужина выпустите щенка пообщаться с вами и семьей, пока вы отдыхаете, потому закройте его как минимум на час (шестое занятие, менее формальное).
9. Седьмое занятие – за час до вашего сна. В это время лучше использовать поощрение игрушкой. Не надо давать щенку есть на ночь, иначе вам придется вставать к нему ночью. Щенку надо будет попить после занятия и выйти на улицу прямо перед сном.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Первый этап программы: Все привилегии исчезают!

Программа Ruff Love – не программа по изоляции собаки! Вам надо будет продолжать знакомить собаку со всеми "интересностями" в жизни. Разница состоит в том, что вы будете контролировать этот процесс ознакомления. На первом этапе программы ваша собака будет поражена переменами. Все хорошее, что было всегда в свободном доступе, ныне исчезло. Этот этап должен длиться для всех собак не менее семи недель.

Клетка.
Вашей собаке придется проводить в клетке большую часть времени. Клетка должна находиться в таком месте, где не присутствуют остальные ваши собаки. Поэтому, возможно, вам понадобятся две клетки: одна в жилой части, там, где нет других собак, и другая где-нибудь еще, где не ходят другие собаки, когда их выпускают в доме.

Каждый раз, как вы просите собаку зайти в клетку, поощряйте ее любимым лакомством. Во время следования программе вам надо будет придать клетке ценность в глазах собаки; поэтому поощряйте каждый раз, как собака отправляется в клетку (кроме тех случаев, когда она туда убирается для тайм-аута). Используйте лакомство как поощрение, а не как приманку или взятку. Это значит, что нельзя кидать кусочек в клетку или держать его так, чтобы заманить туда собаку; попросите собаку войти, и потом достаньте лакомство, когда собака уже находится в клетке.

Если собака лает в клетке, кто-нибудь (в идеале не вы) должен накрыть клетку одеялом со всех сторон. Через две минуты тишины покрывало надо снять. Если вы будете постоянно так делать, собака скоро выучит, к каким последствиям приводит такое поведение. Если же она продолжает лаять и в накрытой клетке, надо переставить клетку в более отдаленное место, чтобы не замечать лай, пока он не угаснет сам.

Собака должна оставаться в клетке все время, когда у вас нет возможности ей заниматься. Доставайте ее из клетки только на поводке. Если вы хотите провести с ней время один на один, она должна быть на поводке. Например, если вы хотите посмотреть телевизор вместе с собакой, дайте ей кость и попросите ее лечь у вас в ногах на поводке (в идеале вы должны сначала позаниматься с собакой, чтобы нагрузить ее тело и мозг, а уж потом просить ее лежать спокойно). Она должна быть на поводке и во время занятий с вами (пока ваш подзыв эффективен менее чем на 99,9% в любых ситуациях). Все остальные собаки, живущие в вашем доме, должны быть переведены в другое помещение каждый раз, как ваша обучающаяся собака выходит из клетки.

По мере прогресса первого этапа, ваша собака может находиться в клетке с открытой дверцей, если она тихонько лежит там и жует кость, пока вы смотрите телевизор, работаете за компьютером и т.д.

Недоуздок.

Недоуздок (Gentle Leader, Halti) – инструмент для контроля над собакой, схожий с поводком или ошейником. Он лучше всех остальных приспособлений позволяет контролировать поведение вашей собаки. Как с любым другим инструментом, ваша цель при его использовании – обучить собаку так, чтобы вам больше не понадобилось им пользоваться.

Важно, чтобы недоуздок был хорошо подогнан (чтобы собака не могла снять его лапой, оставшись одна). Если у вашей собаки чувствительная кожа, купите немного мягкой ткани, чтобы обернуть петлю, которая проходит по морде, чтобы она не раздражала собаку. Вам также нужно будет приклеить повыше застежку с кольцом, за которое пристегивается поводок, чтобы собака не могла ей играть или жевать ее.

Первые три дня программы вообще не снимайте недоуздок с собаки – даже когда она в клетке. После трехдневного периода привыкания можете начать снимать недоуздок на ночь, перед тем, как закрыть собаку в клетку. Чтобы собака получила возможность выйти из клетки утром, она должна всунуть нос в недоуздок. Если она пытается проскочить мимо вас - «Эй, чувак, мне не нужна эта хрень!» - закройте дверь и попробуйте снова попозже. Когда она позволит вам одеть на себя недоуздок, поощрите ее лакомством и прицепите поводок, чтобы выпустить собаку наружу.

Ваша собака должна носить недоуздок всегда, когда она не в клетке, на протяжении всего первого этапа программы.
Может наступить момент, когда собака решит: «Чтобы выйти из клетки, надо надеть недоуздок... Вообще никуда не пойду». Чтобы справиться с этой проблемой, можно использовать маленькое соревнование. Возьмите другую собаку (вашу или знакомых) и поиграйте с ней около клетки с вашим упрямцем. Уберите чужую собаку и затем откройте клетку и дайте вашей собаке второй шанс выйти, если она согласится одеть недоуздок.

Людям свойственно очеловечивать собаку при приучении к недоуздку. «Ой, она такая подавленная в нем» или «Он на себя не похож, когда на него одеваешь недоуздок». Многим лошадям тоже не нравится недоуздок в первый день. Однако, когда они привыкают носить его, то перестают замечать. Если вы будете снимать и одевать недоуздок в случайном режиме, собака поймет, что рамки поведения, которые надо соблюдать, работают только при надетом недоуздке. К тому же, если вы будете снимать его, когда собака делает грустный вид, вы будете подкреплять такой вариант поведения.

Использование недоуздка.

Когда вы в первый раз выходите заниматься с собакой в недоуздке, возьмите с собой побольше лакомства и, естественно, кликер. Поощряйте ее играть в разные игры, например, касание ладони, чтобы отвлечь ее от недоуздка. Старайтесь, чтобы поводок провисал в форме «J», чтобы случайно не тянуть за него. Никогда не дергайте поводок, когда собака в недоуздке. Это не инструмент для коррекции, к тому же, есть риск повредить шею.

Если вы хотите перенаправить внимание вашей собаки, крепко возьмитесь за недоуздок около застежки и держите голову собаки высоко и повернутой на вас. Не давайте собаке опускать голову между лап или тереться мордой об землю или об лапы. Хотя она пытается таким образом снять недоуздок, это поведение для нее – подкрепляющее, и оно будет постоянно мешать тренировке. Если она положила лапу на поводок, дайте ей догадаться, как снять ее самостоятельно – если вы начнете сами распутывать ее, то это поведение станет формой избегания. Если она борется, ничего не говорите, просто натягивайте недоуздок вверх, пока она не расслабится, потом ослабьте натяжение, щелкните и поощрите.

Побольше хвалите и поощряйте собаку, если она хорошо идет около вас. Когда она научится не тянуть поводок, можете назвать ее свободное состояние командой, например, «со мной». Эта команда отличается от команды «Рядом», поскольку все, что надо по ней делать – спокойно гулять, не натягивая поводок.

Не расстраивайтесь, если собака борется с недоуздком. Вспомните, как она вела себя в двухмесячном возрасте – тянула, скребла и не любила свой обычный ошейник. Многие собаки очень быстро привыкают к недоуздку, но если ваша не из таких, вам нужно стоять на своем. Помните, если вы хоть раз снимете недоуздок, потому что вам кажется, что собаке неудобно, вы поощрите ее за угнетенный вид, и можете считать, что это поведение повторится – каждое поведение имеет свои последствия!

Работа с недоуздком при отвлечениях.

Если внимание собаки отвлечено от работы с вами, используйте недоуздок, чтобы вернуть его обратно. Важно не разговаривать с собакой, когда вы используете недоуздок – даже выговор это форма подкрепления. Просто держите поводок высоко и слегка назад, и ждите. Когда собака расслабится, похвалите и покормите. Если собака возбуждается, пока вы ее хвалите, снова поднимите ее голову вверх и повторите процес, пока ее внимание не сфокусируется не на раздражителе, а на вас. Если она может сохранить расслабленное состояние на несколько секунд, щелкните и поощрите ее.

Предугадывайте, когда ваша собака собирается рвануться к другой собаке или другой «цели», наблюдая за направлением ее взгляда и позой. Старайтесь привлечь ее внимание к себе или к заданию (например, касание ладони) до того, как она дернет. Поощряйте собаку выполнять несовместимое с отвлечение действие до того, как она слишком перевозбудится (например, сидеть, лежать, смотреть на вас и т.д.) и помните о необходимости поощрять любое правильное действие собаки.

Если вы вдруг обнаружите, что когда ваша собака куда-то рвется, вы воркуете «Все хорошо, маленький», прекратите это немедленно: вы поощряете то, что делает ваша собака в этот момент.

Переучиваемся ходить на горшок.

Ваша собака должна выгуливаться на поводке или длинном шнуре. Если вы будете участвовать в соревнованиях по аджилити, обидиенс или флайболу далеко от дома, вашей собаке придется гулять вокруг гостиницы на поводке, так что самое время начать приучать ее к этому. На первое время лучше использовать длинный шнур, поскольку возможно, собака не привыкла делать свои «дела», когда вы так близко к ней. Дайте ей три минуты на все. Если она не возпользовалась ими, уберите ее в клетку. Попробуйте еще раз через полчаса. Ограничивая время выгула, вы учите ее делать все быстрее. Можете постепенно уменьшать время, пока собака начнет делать свои дела, едва оказавшись на улице!

Социализация под контролем.

Чтобы обеспечить правильную социализацию вашей собаки, важно дать ей возможность общаться с другими вашими собаками. Однако, поскольку собаки быстрее привязываются к своим собратьям, чем к людям, социализация вашей собаки на первом этапе программы должна проходить только при одновременном взаимодействии с вами. Собаке не должно быть позволено общение с другими домашними собаками без вас. Это включает в себя и выгул, который должен происходить на длинном поводке и без других собак.

- Когда вы решаете позволить короткое общение, оно должно происходить не более чем с одной собакой за один раз и под вашим полным контролем.
- Во время этого общения с другой вашей собакой, подзовите обучающуюся собаку и поощрите ее кусочком за то, что она отошла от другой собаки. Сначала вам придется подносить кусок прямо к ее носу, чтобы отвести от собаки.
- Если обучающаяся собака агрессивна или слишком заинтересована в другой собаке, не закрывайте ее в клетку около других собак еще минимум четыре недели.
Если вам надо ехать с собаками в машине, накройте клетку одеялом, чтобы исключить визуальный контакт.
- Если между двумя вашими собаками возникли напряженные отношения, давайте им общаться только когда они обе на поводках. Поощряя собаку за хорошее поведение в присутствии другой собаки, используйте не самое ценное лакомство и голосовую похвалу, чтобы собака не начала их защищать. Чтобы еще больше исключить охранное поведение, не держите при себе лакомство; спрячьте его повыше в комнате, чтобы собака не могла предвидеть, откуда оно возьмется.

Кормление из рук.

Собака должна получать весь рацион из ваших рук. Если у вас не хватает на это времени, вам надо будет изменить расписание. Например, можно не давать больше две одинаковые порции в день, но дать маленькую порцию с утра, когда у вас мало времени, и большую порцию вечером, когда времени побольше. Можно использовать порции как поощрение во время занятий, или можно кормить по горсти за раз (высматривайте поведение «Эй-чувак», например, царапание вашей ноги лапой или прыжки на вас). Кормя собаку из рук, вы напоминаете ей, как вы важны для нее и что все хорошее исходит от вас.

К концу первого этапа вы можете класть немного еды в миску и кормить из рук меньше, если хотите. Продолжайте кормить из руки хотя бы один раз в день. Многие из нас продолжают использовать рацион как поощрение во время тренировок долго после окончания программы. Наши собаки никогда не получают полную порцию из миски в день тренировки.

Никаких игрушек!

У вашей собаки не должно быть доступа к игрушкам кроме того времени, когда она общается с вами. Для тех из вас, у кого в гостиновй стоит большая, переполненная игрушками коробка – уберите ее подальше, чтобы вы могли контролировать, когда поощряется ваша собака. Убрав все игрушки из свободного доступа, вы поддерживаете идею, что все хорошее исходит от вас. Единственное время, когда ваша собака видит игрушки – это когда вы занимаетесь или играете с ней (естественно, контролируя игру периодическими укладками и посадками).
Однако важно, чтобы жевательные кости были всегда доступны вашей собаке, как в клетке, так и вне ее. Резиновые игрушки (конги и т.п.), наполненные арахисовым маслом и лакомством, тоже можно класть в клетку, чтобы не дать развиться тревожному поведению.

На поводке.

Ваша собака должна быть на поводке всегда, когда она на улице. Ей не разрешено бегать или плавать с другими собаками, поскольку не надо давать развиваться «стайной психологии». Однако она может проделывать все это вместе с вами – помните, ваша цель показать собаке, что вы единственный можете обеспечить ей все интересные вещи. Когда вы позволяете собаке бегать или плавать, она должна все время быть в контакте с вами. Если она плавает, позовите ее из воды и поощрите кусочком или игрой в потягушки. После того, как поощрили за подход, попросите ее сесть, лечь или коснуться ладони. Если она под контролем, разрешите ей опять «пойти поплавать». Вам надо, чтобы игра в подбегание к вам была так же интересна, как купание или бег. Все эти действия надо производить на длинном шнуре во время первого этапа, пока собака не поймет, что даже если она занята купанием или бегом, она должна подойти как только ее позвали.

Эти ограничения могут означать меньшую физическую нагрузку для собаки, но это перевешивается теми ментальными и эмоциональными преимуществами, которые вы получите в ближайшие полгода. Если вы снимете шнур до того, как собака готова, и она решит не подойти к вам из воды, когда вы зовете, вам придется полезть за ней в воду!

Игры и упражнения для построения взаимоотношений.

На первом этапе играйте с собакой в касание ладони, «Дай ошейник» и «Сидеть-Хватай-Сидеть». Можно начать тренировать команды «Рядом» и «Справа». Все они описаны в главе 4.

Специальная дрессировка.

Начните заниматься специальной дрессировкой с собакой. Подумайте об аджилити для развития уверенности, или обидиенс, или следовой работе. Любая новая деятельность совместно с собакой укрепляет в ней мысль, что все в жизни включает взаимодействие с вами. Каждый раз, когда ваша собака получит положительный опыт занятий в новом месте, она сможет лучше применять хорошее поведение в других местах. Собака научится фокусировать внимание на вас, независимо от того, где вы с ней занимаетесь.

Ведение журнала.

Не забывайте записывать ваши ежедневные занятия в журнале, включая туда:

- дату, время, ваше настроение, отношение собаки, что вы изменили в распорядке дня, как собака отреагировала на новые послабления, которые вы ей сделали.
- Любые неожиданные реакции (например, собака ищет ваш взгляд в отвлекающей обстановке)
- Ваш уровень успеха и статистику уровня поощрения
- Новые навыки и критерии
- Любые общие комментарии о том, что было хорошо и что плохо, над чем поработать в следующий раз
Составляйте план на следующее занятие.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Второй этап программы.

Второй этап может начаться после полутора-шести месяцев, в зависимости от успешности прохождения первого этапа. До того, как переходить к нему, надо снова оценить ваши отношения с собакой. Если оценка будет хотя бы на 50% выше, чем была в начале первого этапа (посмотрите ваш журнал), можно двигаться дальше. Например, если перед началом программы ваши отношения были на два балла, то можно двигаться дальше, если теперь они заслуживают уже минимум трех баллов.

Второй этап – проверочный, где вы тестируете, выберет ли ваша собака то, что вы от нее хотите. Вы ослабляете ограничения, чтобы оценить реакции собаки на большую свободу. Поскольку вы отслеживаете результат каждый день, не бойтесь «натянуть вожжи», если собака снова начнет возвращаться к нежелательному поведению.

Возвращаем привилегии собаки, чтобы проверить ее реакцию.

Постепенно увеличивайте количество привилегий, которыми может наслаждаться ваша собака. Не возвращайте их все за один раз!!!!

Свобода от клетки.

Клетка теперь остается открытой почти все время. Собака может заходить или выходить всякий раз, когда вы вместе. Вы можете продолжать поощрять ее за заход в клетку по команде. Собака должна быть заперта на ночь или когда вас нет дома.

Свобода от недоуздка

Теперь можно прикреплять поводок к обычному ошейнику (который надет на собаку в дополнение к недоуздку). Важно, чтобы ваша собака продолжала носить недоуздок вне клетки, чтобы он был доступен, если вдруг понадобится. Проверьте отношение собаки к поводку, позволив ей гулять на обычном ошейнике в месте, где нет сильных раздражителей. В течение второго этапа вы будете давать собаке все больше возможностей продемонстрировать, что она контролирует себя в отвлекающей среде. Нужно периодически провоцировать ошибку, чтобы выяснить, где проходят границы знания и понимания собакой ее задачи. Во время этого переходного этапа вам, возможно, понадобится прикреплять один поводок к недоуздку, а второй к обычному ошейнику. Недоуздком надо пользоваться только если реакция собаки на обычный ошейник не та, которую вам хочется получить.

Помните, ваша цель – избавиться от недоуздка, так что старайтесь следить за тем, чтобы всегда использовать его как дрессировочный инструмент, а не как костыль. Вы должны учить собаку, когда пользуетесь недоуздком. Дайте ей возможность повести себя правильно, не поднимая ее голову вверх и не контролируя ее заранее при отвлечениях. Если она не сможет себя контролировать, уведите ее подальше от раздражителей и попробуйте снова.

Социализация с другими собаками.

Если собака подходит по команде в присутствии других ваших собак, можете позволить ей общаться с чужими собаками. Начните с социализации в присутствии той собаки, которая будет игнорировать вашу. Пока собаки общаются, позовите вашу собаку и поиграйте в потягушки. Ничего страшного, если собаки захотят поиграть, но ваша собака должна продолжать подходить к вам по первой команде. Если она не отходит от другой собаки, вам надо ограничить доступ к другим собакам до третьего этапа.

Кормление.

К концу второго этапа доведите количество корма, которое ваша собака ест из миски, до 75% рациона. Когда занимаетесь в течение дня, можете смешивать остальное с лакомством для занятий. Продолжайте усаживать собаку перед тем, как дать ей миску.

Свобода от поводка.

Внутри вы можете заменить поводок на легкую нейлоновую веревку той же длины, на неделю или две. Вам надо будет оценить уровень успеха при подзыве, прежде чем снимать шнур совсем. Если собака реагирует на первую же команду, можно начинать снимать шнур. Если нет, то вам нужно снова проделать всю работу по подзыву, как описано в приложении 1. Цель – уменьшить вашу зависимость от поводка, но вам нужно следить за прогрессом.
На улице, на огороженной территории, вы можете привязать пятиметровый легкий шнур (для крупных или быстрых собак понадобится 7-10 м). Опять же, если собака не среагирует на первую команду, хотя бы один раз, вам придется дольше использовать шнур. Продолжайте оценивать ваши успехи с подзывом и постепенно уменьшайте использование веревки, по мере успешной работы при отвлекающих факторах в различных местах.

Игрушки.


Игрушки по-прежнему должны быть убраны в недоступное место – они должны оставаться для собаки чем-то особенным, связанным с игрой с вами.

Проверка на потягушки.


Следуйте инструкциям, описанным в игре «Хватай-брось» в четвертой главе. Это хорошая проверка вашего успеха в выполнении программа. В идеале ваша собака выберет подход к вам после того, как вы отпустите игрушку. Если же в течение двух попыток она выберет уход с игрушкой, вам надо еще месяц работать над этим, чтобы провести затем следующую проверку. Ваша цель – получить собаку, которая любит играть с вами больше, чем сама по себе.
Игры по построению контакта и инструменты управления.

Во время второго этапа продолжайте заниматься касанием мишени-ладони, играми «Дай ошейник», «Сидеть-Хватай-Сидеть», командами «Рядом» и «Справа». Начните играть в прятки и в игру «1-2-3». Все они подробно описаны в четвертой главе.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Третий этап: Свет в конце туннеля!

Виден свет в конце туннеля! Добро пожаловать на третий этап программы. Ваша собака уже доказала, что она ищет источник всех хороших вещей в вас. Ваша оценка взаимоотношений уже как минимум на 75% соответствует идеалу. Вам надо продолжать ослаблять ограничения.

Возвращаем привилегии.

По мере улучшения поведения собаки продолжаем возвращать ей привилегии:

- Собака может свободно спать в вашей спальне (на подстилке или в открытой клетке).
- Вы можете уменьшить время пребывания собаки в клетке. Однако продолжайте поощрять ее каждый раз, как закрываете ее там.
- Недоуздок надо одевать на собаку только в том случае, если вы собираетесь пойти заниматься в место с сильными раздражителями.
- Можно выводить собаку на «пописать» без поводка. Старайтесь, однако, хотя бы раз в неделю выводить ее на поводке, чтобы она не разучилась делать свои дела на поводке – это пригодится для будущих поездок.
- Поскольку она доказала, что хорошо подходит к вам от играющей собаки, можете теперь разрешить ей свободный доступ ко всем вашим домашним животным.
- Собаке разрешается играть с другими собаками на улице, если она подходит по команде в 99,9% случаев. Используйте разрешение пойти еще поиграть как поощрение за подход, а не как свободный выбор собаки. Продолжайте проверять выполнение команды «Ко мне», чтобы убедиться, что собака переключается на общение с вами.
- Можно вернуть коробку для игрушек, но положить туда только одну игрушку.
- Добавляйте часть рациона в лакомство для занятий, а остальное скармливайте из миски.
- В доме собаке больше не нужен поводок. На улице в сильно отвлекающих местах надо продолжать использовать легкую веревку, если вы не уверены, что собака будет слушаться.

Игры по построению контакта и инструменты управления.

Играйте в прятки в разных местах – больших огороженных дворах, на площадках для аджилити (можно прятаться за препятствиями) и других, доступных вам. Чем в большем количестве мест вы сможете позаниматься, тем лучше закрепиться привычка следить за вами. Продолжайте играть в «1-2-3».

Отслеживаем прогресс и ведем записи.

Продолжайте записывать все о ваших занятиях. Старайтесь предвидеть развитие событий. Если вы видите, что начинает возобновляться прежнее нежелательное поведение, возвращайтесь на второй этап.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Четвертый этап программы: правила на всю жизнь.

Помните, «позитивная дрессировка – не есть вседозволенность» и «любое поведение имеет свои последствия». Если ваша собака делает выбор в пользу поведения, которое вас не устраивает, от вас зависит контроль над последствиями этого поведения. Если она получит поощрение от своего выбора, она попытается повторить это в будущем. Ваша собака может неожиданным образом отреагировать на новые раздражители, но у вас есть способы справиться с любой ситуацией. Вы можете контролировать число раздражителей, с которыми сталкивается ваша собака. Тогда вы сможете помочь ей и еще больше укрепить связь с вами.

Управление "выпускником" программы означает, что вы всегда должны знать, что является положительным подкреплением для вашей собаки. Пересматривайте списки поощрений и побудительных действий в вашем журнале и вносите изменения. Продолжайте строить ваши отношения так, чтобы вы могли гордиться результатами вашего труда. Можно разрешить собаке доступ на определенные предметы мебели, но только по вашему приглашению. Всегда сначала просите ее сесть, а потом разрешайте встать и запрыгнуть на диван. Так же неплохо, если вы за несколько месяцев отвыкнете от собачьей шерсти на мебели и решите провести так остаток жизни – с собаками, мирно спящими на своих подстилках на полу.

Постарайтесь применять отдельные элементы из третьей главы. Поскольку вы продолжаете поощрять правильное поведение собаки, то скоро вы обнаружите, что делаете это неосознанно, как настоящий дрессировщик. Не забывайте перечитывать ваш журнал и гордиться результатами вашей работы, сознавая, что ваша собака – отражение ваших усилий и способностей.

Когда вы переходите на четвертый этап, у вас уже выстроены новые отношения с собакой. Вы можете наслаждаться плодами вашего усердия с собакой, которая понимает рамки, за которые нельзя выходить. Независимо от того, брали ли вы собаку для души или для спорта, развитие прочного контакта с собакой всегда стоит вложенного времени. Поздравляю.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Что, если мне надо уехать без собаки?

Если вы собираетесь уехать на выходные или в отпуск, убедитесь, что человек, которому вы оставляете собаку, не позволит собаке считать, что она попала в собачий рай. Если она развлекается, пока вас нет, она не оценит возвращение в «казарму». Так что убедитесь, что в ваше отсутствие будут соблюдаться определенные правила. Нельзя ожидать от людей, которые согласились присмотреть за вашей собакой, что они будут следовать программе, но вы можете попросить их закрывать собаку в клетку, не пускать на мебель и не давать играть с другими собаками.

Что, если остальные члены семьи не выполняют программу?

В идеальном мире все члены семьи должны следовать принципам программы во время обучения собаки. Однако вы не всегда можете ожидать от остальных такой же заботы о взаимоотношениях с собакой, какую проявляете вы, хотя можно попросить их хотя бы не делать ничего противоречащего программе.
Свобода, получаемая от других членов семьи в ваше отсутствие, поощряет нежелательное поведение, что удлиняет срок применения программы. В конце концов, вы можете попросить членов семьи не подрывать то, чего вы пытаетесь достичь. Ваша семья может принять участие в программе под вашим руководством. Если они не хотят ждать, пока собака сядет или учить ее другим вещам, это не повредит вашим отношениям с собакой. Собака научится жить по одним критериям с вами и по другим – с остальными. Идеально, чтобы все делали все как надо, но не обязательно.

Как я могу точно понять, что можно переходить на следующий этап?

Не надо торопиться с прохождением по этапам. Пагубным будет возвращать привилегии до того, как собака получает действенное подкрепление за правильное поведение от вас. Если у вас есть сомнения, подождите еще неделю до перехода дальше. Скорее всего, вам надо будет создать условия, в которых вы сможете проверить, выберет ли собака правильный вариант. Не задерживайтесь с предоставлением ей большей свободы, если она делает правильный выбор постоянно.

Эта программа выглядит слишком ограничивающей для щенка. Я не хочу изолировать своего щенка от внешнего мира.

Традиционно щенков выращивают в слишком свободных условиях. Их ругают за неправильное поведение. Программа создана не для изоляции, чтобы собака научилась ценить все, чего ее лишают. Она позволяет вам управлять поощрением вашей собаки. Вы создаете частоту повторения правильного поведения. Щенок не будет постоянно «попадать в неприятности», поскольку его свобода и возможности получить подкрепление от окружающей среды ограничены. Эта программа не только учит щенка правильно вести себя, но и учит владельцев определять, когда их собака хорошо себя ведет.

ПОДЗЫВ ПО КОМАНДЕ "КО МНЕ".

Ниже приведены советы, как сделать подзыв вашей собаки более надежным. Заниматься надо каждый день.

Разрабатываем план.

- Составьте в вашем журнале список ситуаций, людей, игрушек, мест, других животных, еды, предметов или запахов, которые отвлекают вашу собаку до такой степени, что она вас не слышит.
- Расставьте эти пункты по десятибалльной шкале, где «10» - наиболее отвлекающие факторы.
Следите за тем, чтобы ваша собака была на длинном поводке или легкой веревке в присутствии отвлекающих факторов, оцененных вами в «2» или больше.
- Следующие два месяца вам надо избегать факторов, оцененных в «10». Это значит, что вы не дадите собаке возможность выбрать не подойти к вам, когда это «10» где-то рядом. Это также может означать, что вам придется держать собаку на поводке в течение всей программы или до тех пор, пока вы не будете уверены в надежности выполнения команды.

Закладываем прочную базу

Чтобы преуспеть в обучении собаки подзыву, надо вложить немало труда. Старайтесь заниматься подзывом каждый день минимум по три сессии в день, от 3 до 5 минут за сессию. Вот некоторые советы, которые помогут вам:

- Выберите слово, которое для собаки будет означать «подойди ко мне». Это может быть «Ко мне», «Иди сюда», «Сюда» - все, что угодно. Постарайтесь выбрать слово, которое еще не имеет для собаки смысла. Например, не выбирайте «Ко мне», если вы уже использовали эту команду в прошлом и собака уже научилась его игнорировать.
- Не используйте кличку собаки перед командой. Через два месяца занятий, когда собака поймет значение команды, вы сможете усиливать ее в отдельных случаях кличкой. Если же вы с самого начала будете говорить «Дик-ко мне», собака привыкнет воспринимать это как одно слово. Нам же надо, чтобы собака реагировала на «Дик» и «Ко мне» как на две разных команды.
- Используйте разные виды поощрения, когда собака подходит к вам. Это могут быть игрушки, разнообразное лакомство или что-либо другое, по чему ваша собака сходит с ума.
- Следите за тем, чтобы игрушки и лакомство были поощрением, а не приманкой. Позовите собаку, щелкните за то, что она идет к вам, и затем только достаньте поощрение. Не держите лакомство или игрушку как приманку перед носом собаки, поскольку тогда вы учите ее подходить, только если она сначала видит поощрение.
- За ваши трех-пятиминутные занятия вы должны делать от 15 до 25 подзывов. В начале занимайтесь в тихом месте, где собаку ничто не отвлекает. Вы можете попросить кого-нибудь подержать вашу собаку. Немного отойдите от нее, произнесите команду и бегите от собаки. Собака побежит за вами, щелкните и поощрите ее.
- Всегда меняйте свое положение. Иногда зовите собаку и начинайте бежать, чтобы она догоняла вас. Иногда начните убегать, а затем остановитесь, чтобы собака подбежала к вам, когда вы уже стоите неподвижно. Иногда не бегите вовсе. Будьте непредсказуемы.
- По мере продвижения вперед, добавляйте отвлекающие факторы, записанные под цифрой «1». Помните, что звать собаку надо всего один раз. Если собака предпочтет интересное, а не вас, ей один балл, вам минус 20. Так что вам надо будет добиться еще 20 дополнительных успешных подходов, прежде чем продвигаться вперед. К концу недели ваша собака должна подходить по первой команде при отвлекающих факторах, оцененных в «2» и ниже.
- Если собака не подходит по первой команде вообще, снизьте ваши требования. Может быть, вам надо снизить уровень раздражителей. Может быть, уменьшить расстояние или использовать более привлекательный вид поощрения.
- Двигайтесь по списку отвлечений с той скоростью, с какой вам позволяет собака, но не торопитесь. Попробовать поработать при самых отвлекающих вещах, обозначенных десяткой, можно не раньше, чем через восемь недель упорной домашней работы. Это будет означать, что вы отрабатывали подзыв в среднем по двадцать раз за занятие, три раза в день, семь дней в неделю, что в общей сложности составит около 3 360 успешных выполнений команды.
- Если у вашей собаки большой опыт игнорирования команды «Ко мне», вам надо расширить работу над подзывом. Вам будет труднее работать над списком раздражителей. Будьте терпеливы и усложняйте задания, только успешно справившись с предыдущими. Возможно, вам понадобится 16 недель вместо восьми, или даже больше. Программа поможет, если вы будете последовательны и не будете давать собаке возможность игнорировать команду в любое время.
Возможно, у вас не получится продумать все возможные отвлекающие факторы для вашей собаки, но если вы смогли отработать как можно большее их количество в как можно более разнообразных местах, собака начнет слушаться везде.

Поощряем подзыв.

Ежедневное поощрение подхода к вам научит собаку хотеть подбегать по первой команде, независимо от отвлечений в окружающем мире. Поощрение может быть как традиционным, в виде лакомства или игрушки, так и любым другим – похвала, ласка, поездка в машине, или что угодно из списка поощрений, который мы с вами составляли в главе 5.

ПРОГРАММА ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ СОБАК ИЛИ ЩЕНКОВ

Агрессия у взрослой собаки или щенка – зачастую комплексная проблема, которая требует наблюдений и совета профессионала. Существует множество механизмов, запускающих агрессивное поведение у собак. Ваш щенок может вырасти хорошо социализированной собакой, которая хорошо общается с другими собаками, людьми и детьми в течение всей жизни, и это зависит от вас. К сожалению, в реальной жизни всегда существует еще вероятность развития собаки в социально неприспособленную особь, которая не знает, как правильно общаться с другими собаками (и, возможно, детьми), с которыми сталкивается.

Агрессивные собаки часто охраняют еду, игрушки и членов семьи. Эта охрана ресурсов может превратиться для нее в круглосуточное беспокойное занятие. Хотя вашей вины тут нет, собака может получать необходимое ей подкрепление для поддержки ее страха и агрессии от вас и ее окружения. То, что могло начаться как реакция страха на собак или детей, вторгшихся в ее личное пространство, теперь трансформировалось в открытую агрессию, чтобы держать все это страшное на расстоянии. Щенку нужны четкие указания от вас, чтобы развиться в более социально приемлемую личность.

Многие собаки, которые выказывают агрессию к собакам или людям, никогда не будут надежны на 100% в сложных ситуациях. Смысл в том, что надо не игнорировать ранние проявления агрессии, а приложить много усилий, чтобы ослабить реакции собаки. Выработка противоположного условного рефлекса на тот раздражитель, который обычно вызывает агрессию, также может помочь уменьшить страхи собаки. Ниже приведены некоторые советы, которые могут вам помочь. Однако, если вы сталкиваетесь с повторяющимися эпизодами проявления агрессии, пожалуйста, обратитесь к квалифицированному инструктору по дрессировке собак.

Изменения в жизни.

Любая собака, проявляющая агрессию, должна постоянно находиться на первом этапе программы, пока вы не сможете с ней справиться. Ограничивая свободу собаки, вы не позволите проявлению агрессии стать для вас сюрпризом. Каждый шанс проявить агрессию для вашей собаки поощряет возможность этого в будущем.

Ваша реакция.

Часто собаки реагируют агрессивно на то, что пугает их. Первые признаки обычно видны, когда собака или щенок тревожно лают на раздражитель, который их напугал. Этот тревожный лай отличается от обычного лая вашей собаки. Это высокий лайа, часто сопровождаемый вздыбленной шерстью на холке и крупе. Ваша собака может приподняться «на цыпочки», чтобы казаться больше тому «монстру», с которым она столкнулась. Это поведение показывает вам, что у вашей собаки проблема с этим конкретным раздражителем.

Первая реакция владельца обычно – взять собаку покрепче за поводок и уйти назад, позволяя собаке продолжать рычать и лаять. Это только подливает масла в огонь. Служебных собак «заводит», когда хэндлер тащит их за ошейник назад, от «плохих парней». Вы должны действовать очень невозмутимо. Зевание часто помогает успокоить собаку, так что попробуйте на нее зевнуть. Поверните голову собаки к себе, как от любого другого раздражителя, и поступите в этой ситуации как в любой другой ситуации с отвлечением. Когда увидите, что собака расслабилась, поощрите его за правильную реакцию. Можете щелкать и поощрять в тот момент, когда она станет спокойнее. Как и в других ситуациях с сильными раздражителями, работайте на периферии, на той дистанции, где ваша собака чувствует себя спокойнее. Не старайтесь заниматься с собакой в центре стрессовой атмосферы, иначе ваш успех будет минимальным.

Работаем со страхами.

Следующие ситуации относятся к агрессии щенков к другим собакам. Однако в случае агрессии к людям часто применяются те же принципы. Не надо вынуждать собаку взять лакомство у человека, которого она боится. Работайте в отдалении, и щелкайте и бросайте лакомство в сторону человека, которого боится собака (но не настолько близко к нему, чтобы она опасалась взять лакомство). Можно попросить собаку выполнить простую команду, например, коснуться носом ладони. Возможно, вам придется увеличить дистанцию, если собака все же боится человека. Если собака боится только детей, занимайтесь там, где дети вам знакомы и вы можете контролировать их действия. Никогда не берите собаку, боящуюся детей, в парк, где дети могут подбежать к ней. Точно так же, не берите собаку, которая агрессивна к другим собакам, в парк, где гуляют без поводка, поскольку вы не сможете контролировать действия других собак.

Что делать, когда люди или собаки идут к вам.

Это очень хорошо! Это урок, которому надо научить вашу собаку. Имейте при себе сумку с разнообразным лакомством. Изюм и морковка – низкоценные кусочки, сухой корм – немного повкуснее, покупное лакомство для собак – еще немного ценнее. Наверху списка – мясо, курица, сыр и тому подобное. Чем ближе собака (человек, если собака его боится), тем более вкусное лакомство вы достаете, и тем чаще его даете. Вскоре она будет сама хотеть, чтобы кто-нибудь подошел поближе, поскольку именно за это дают много всего вкусного. А затем можно научить собаку сидеть, пока человек или собака проходят мимо.

Что делать, когда собака близко.

Вы должны наблюдать за глазами вашей собаки. Ей можно позволить иногда коротко смотреть на собак вокруг; это нормально и поможет усилить чувство безопасности. Но не надо позволять больше одного взгляда. Когда она посмотрела на других, вы должны решить, надо ли немедленно предпринимать меры предосторожности.

Ситуация первая: Потенциально неустойчивая. Мягко, но крепко потяните вверх недоуздок, чтобы глаза собаки сфокусировались на вас. Когда ее глаза направлены на вас, похвалите, но не кормите. Ослабьте натяжение, чтобы дать собаке выбор: продолжать смотреть на вас или посмотреть на другую собаку. Если собака продолжает смотреть на вас, щелкните или похвалите, и затем покормите. Если она переводит взгляд на другую собаку, снова поверните ее голову на себя. Во время всего этого процесса, постепенно отступайте от раздражителя, который вывел вашу собаку из равновесия. Так что, если вам придется три-четыре раза заново поворачивать голову собаки на себя, вы постепенно увеличите расстояние до другой собаки. Это сделает правильный выбор вашей собаки более легким.

Ситуация вторая: Шансов, что ваша собака отреагирует на другую, мало или вовсе нет. Это может случится, если вокруг знакомые собаки, или если вы долгое время занимались по программе. Если вы чувствуете себя комфортно, собака тоже не будет слишком возбуждена: попросите ее ткнуться в мишень. Следите за тем, чтобы дать команду только один раз. Если собака не выполняет ее, вам придется действовать как в первой ситуации и повернуть ее голову к себе.

Ситуация третья: Страшная. Если ваша собака начинает тревожно лаять в страхе перед приближающейся собакой или человеком, постарайтесь быстро и часто давать собаке лакомство, пока не уйдет это страшное. Скоро щенок свяжет вид «страшного» с дачей вкусного.

Контролируем социализацию.

Эти «щенячьи вечеринки» лучше устраивать не на вашей территории, где собака не будет так охранять свою собственность и будет меньше уверена в себе. Во время этих встреч постоянно поощряйте собаку за то, что она смотрит не на собак, или за расслабленную позу. Другие собаки расценят ее позу как не представляющую угрозы, и в свою очередь отведут взгляд и расслабятся. Постарайтесь устраивать эти встречи со спокойными собаками. Чем более позитивным будет общение вашей собаки с другими, тем больше информации о том, как надо себя вести, вы сможете ей дать. Это поможет ей перенести хорошее отношение и на остальных собак и щенков.

Если возникнет ссора, не заводите свою собаку еще больше, натягивая поводок; это только послужит сигналом к усилению агрессии. Вместо этого используйте недоуздок, чтобы подтянуть голову собаки на себя, и затем похвалите ее.

Когда собака переключит внимание на вас, постарайтесь ослабить натяжение недоуздка. Если она продолжает смотреть на вас, щелкните и покормите; если отворачивается, чтобы посмотреть на других собак, продолжайте фиксировать ее голову недоуздком и проверять ее реакции. Во время этого медленно отступайте от раздражителя, но двигайтесь только в момент фиксации головы собаки. Ваша цель – заставить вашу собаку принимать более умиротворяющую позу, когда другие собаки подходят близко к ней. Громко смейтесь, зевайте, бросайте лакомство на землю, но старайтесь оставаться спокойными, когда собака волнуется, и не берите ее на натянутый поводок, чтобы не включить механизм защиты.

Кормление из руки совместно с другой собакой.

Делайте это вместе со знакомой собакой. Кормите сначала чужую собаку, потом свою. Ваша собака выучит, что терпеливо подождав своей очереди, она тоже получит свое лакомство, может быть, даже более вкусное, чем у второй. Возможно, придется сначала начать с того, что обе собаки будут в клетках. Затем можно будет оставить в клетке вашу собаку. Затем попробуйте наоборот, закройте в клетку чужую собаку, а свою оставьте на свободе. В итоге, можно будет попытаться оставить вне клетки обеих собак. Финальная стадия – попробовать сделать то же самое с новой собакой. Если в любой момент процесса ваша собака огрызается на вторую, убирайте лакомство и снова возвращайтесь в начало. Поощряйте только словами. Когда вы работаете с двумя собаками без клеток, старайтесь сделать так, чтобы вторая собака была в некотором отдалении, чтобы ваш щенок не чувствовал угрозы от ее присутствия.

Глубокое исследование агрессии и ее коррекции не входит в задачи этой книги. Есть профессионалы, способные вам помочь, и другие книги (например, «Собаки пришли с Нептуна» Dogs Are From Neptune, Jean Donaldson), посвященные этому вопросу. В интересах вашей собаки сначала преодолеть страхи, прежде чем готовиться к соревнованиям. В ее книге «Конфликт культур» (Culture Clash) Джин Доналдсон утверждает: «Социальные навыки развиваются повторением, но разрушаются изоляцией». Так что не изолируйте вашу собаку. Работайте над ее страхами и ищите помощи у профессионалов там, где вам не хватает знаний.

Источник: http://dogschool.ru
Категория: Вопросы воспитания и содержания | Добавил: lenchic (17.02.2013)
Просмотров: 1417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]