Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Вторник, 08.10.2024
Главная » Статьи » Разное

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КУРСОВ РКФ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ-3
ТЕМА 4.
ОСНОВЫ РАЗВЕДЕНИЯ СОБАК

Разведение животных и его социальные асиееты. Закономерности индивидуального развития и направленное выращивание животных: онтогенез, рост, развитие, методы изучения и учета роста. Отбор и подбор: теоретические основы. Формы отбора. Признаки и показатели отбора. Отбор собак по конституции, экстерьеру, рабочим качествам, потомству и происхождению. Племенной подбор. Методы разведения животных: чистопородное, скрещивание, гибридизация. Родственное разведение, его положительные и отрицательные стороны. Понятие о линиях и семействах. Техника разведения собак. Документальное оформление вязки и щенения. Определение сроков вязки. Родословные документы, их значение. Роды собаки. Осмотр щенков и уход за ними. Факторы, обеспечивающие нормальное развитие щенка и молодняка. Выводки молодняка.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Первоначально понятие "разведение" на языке собаководов означало то же, что и "размножение". Однако теперь все, кто серьезно относится к разведению чистокровных собак, видят цель своей работы не в увеличении числа породистых собак, а в том, чтобы при помощи определенного подбора пар и отбора среди их потомков выявить и закрепить в породе характерные признаки. Раскрытие и развитие определенных наследственных задатков зависит, конечно, и от конкретных условий содержания племенных собак, самого развития и выращивания молодняка.
Наиболее часто разведение ведется методом спаривания близких родственников (инцухт, инбридинг): двоюродных брата и сестры, дяди и племянницы, дедушки и внучки и т. д.
Метод тесного близкородственного разведения (инцест) используется реже. Инцест - это спаривание сына и матери, отца и дочери или брата и сестры.
При разведении по инцухт- или инцест-методу очень быстро выявляются как желательные, так и нежелательные наследственные качества производителей, и уже в третьем поколении можно понять, удалось ли достичь желаемой цели разведения.
Успех целенаправленного разведения возможен только на основе изучения племенных и породных достоинств и недостатков собак нескольких поколений, точного знания происхождения каждой из племенных собак, ведения как можно более подробных племенных записей и своевременного их изучения.
ПРИМЕР. Изящный малый пудель прекрасного экстерьера, но происходящий частично от больших пуделей, был спарен с переростком - сукой карликового пуделя. Родители ее были очень мелкие, но в дальних рядах ее предков встречались и крупные пудели. Результатом такого "подбора " пары может быть не только осложнение родов, но и рождение пуделей с нарушенными пропорциями. Таким образом, подбор партнеров только по их внешним признакам не имеет никакого смысла и бесперспективен.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ. Изучению этой важнейшей биологической особенности животных были посвящены исследования многих деятелей науки, положивших начало учению об индивидуальном развитии организма (онтогенезе). Знание индивидуального развития организма необходимо прежде всего потому, что в процессе роста и развития животное приобретает не только породные, но и присущие только ему особенности конституции, экстерьера. Чтобы получить высокопородное и развитое животное, нужно уметь его вырастить. Онто- генез состоит из двух основных процессов - роста и развития. Хотя эти понятия и взаимосвязаны, но нетождественны.
Под ростом понимают процесс увеличения размеров организма, его массы, происходящий за счет накопления в нем активных, главным образом, белковых веществ.
Рост сопровождается не только увеличением растущей массы, но и изменением пропорций частей тела, обусловливающим новые качества. В основе роста животных лежат три различных процесса: деление клеток, увеличение их массы и объема, увеличение межклеточных образований.
Взаимосвязь между процессами роста и развития - это взаимосвязь между количественными и качественными изменениями, происходящими в организме в процессе онтогенеза.
Развитие - это качественные изменения содержимого клеток, органообразо-вательные процессы, которые проходит каждый организм от оплодотворенного яйца до взрослого, способного к размножению и сходного в основных чертах с родительским организмом.
Развитие состоит из двух периодов: эмбрионального и постэмбрионального.
Для роста и развития характерен ряд общих закономерностей. К ним прежде всего относится необратимость процессов развития и изменение скорости роста с возрастом.
Установлено, что длительность жизни зависит от продолжительности периода развития, размеров животных, их плодовитости, тина питания. По данным А.П.Маркушина, травоядные животные более долговечны, чем плотоядные. Плодовитость животных находится в обратной зависимости от продолжительности их жизни.
На рост и развитие животных оказывают влияние как наследственные факторы, так и условия внешней среды. Наследственностью обусловлены деятельность желез внутренней секреции, нервной системы, а также закономерности индивидуального развития организма, что определяет характер роста животных. Важная роль в формообразовательных процессах отводится носителям наследственных факторов -дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). Содержание этих кислот в органах и тканях животных с возрастом изменяется.
На ранних стадиях развития животного организма появляется эндокринная система, которая становится впоследствии внутренним регулятором процессов роста и развития. При этом важнейшую роль играют гипофиз, щитовидная и половые железы. Каждая из них оказывает специфическое действие на организм, их функции тесно связаны между собой.
Из многих факторов внешней среды на процессы роста и развития животных огромное влияние оказывают условия кормления и содержания (температура и влажность воздуха, световой режим, тренинг). Недокорм вызывает замедление скорости роста, недоразвитие; обильное кормление ускоряет рост и развитие животных. При освещении вопроса о влиянии условий кормления необходимо различать: общий уровень питания, его полноценность, структуру рационов и распределение питательных веществ по периодам роста собаки.
Встречается несколько форм недоразвития животных, обусловленных неблагоприятными условиями кормления. А.А.Малигонов выделял три основных типа недоразвития: эмбрионализм, инфантилизм и неотению.
НАПРАВЛЕННОЕ ВЫРАЩИВАНИЕ - это целеустремленная система воздействия на индивидуальное развитие животного различных факторов, применяемая в определенные периоды жизни с целью формирования у него желательных признаков и свойств, заложенных в генотипе.
ОТБОР - это сохранение более приспособленных к определенным жизненным условиям и технологии производства или выбор человеком наиболее удовлетворяющих его требованиям особей и устранение самой природой или человеком менее приспособленных, худших экземпляров.
ПОДБОР, как удачно его определяет Е. Я. Борисенко - наиболее целесообразное составление из отобранных животных родительских пар с намерением получить от них потомство с желательными качествами.
Отбор и подбор тесно связаны между собой и дополняют друг друга, они являются последовательными звеньями единого процесса качественного совершенствования отдельных групп животных, пород. Поэтому отбор и подбор - главный творческий фактор, главный момент или даже основа всей племенной работы в собаководстве.
Процесс совершенствования пород, базирующийся на единстве действия отбора и подбора, называют селекцией.
Творческий характер процесса отбора и подбора состоит в том, что человек, воздействуя на животных различными методами или приемами, связанными с их содержанием и разведением, применяя определенные системы спаривания и скрещивания, вызывает появление тех или иных качественных изменений. В силу устойчивости (консервативного характера) наследственности такие изменения обычно незначительны и присущи лишь отдельным животным. Опытный взгляд кинолога замечает эти изменения, возникающие под воздействием различных факторов внешней среды и наследственности родителей, отбирает наиболее ценных собак, подбирает производителей с таким расчетом, чтобы сохранить, закрепить и усилить в породе желательные признаки. В новом поколении насчитывается уже больше животных с такими признаками и нужные изменения выражены более ярко. Снова отбирают на племя лучшие экземпляры, умело подбирают производителей для спаривания, получая новое поколение. Так, при смене нескольких поколений, умелом использовании систематического отбора и подбора желательные уклонения, вначале едва заметные лишь у отдельных животных, становятся хорошо выраженными признаками присущими всей популяции.
Русские ученые-зоотехники (Н.П.Кулешов, М.И Придорогин, Е.А.Богданов, М.Ф.Иванов, Е.Ф.Лискун) придавали огромное значение отбору и подбору в улучшении качеств животных. Анализируя данные иностранной литературы за десятилетие), В.И.Кремянский пишет: "По общему признанию селекционеров всех стран самое мощное средство улучшения существующих пород и выведения новых - это отбор, сочетаемый с подбором пар для скрещивания при условии полноценного кормления и рационального содержания животных". К этому выводу пришел Ч. Дарвин, обобщивший практический опыт целой эпохи.
После того как произведен отбор, то есть оценка и оставление на племя лучших особей, осуществляют подбор, который как бы завершает определенный этап совершенствования популяции, породы и направлен на получение нового поколения животных желательного качества. Именно с помощью направленного подбора накапливаются, закрепляются ценные наследственные качества, обеспечивая при каждой смене поколений непрерывное совершенствование племенного ядра и породы.
Подбор - наиболее действенный прием улучшения существующих и создания новых, более ценных пород животных. В то же время это один из самых сложных и важных вопросов племенной работы.
Давно замечено, что не всегда ценные качества родителей передаются потомству. Еще Г.Натузиус (1871) писал, что если заводское животное плохо передает свои качества потомству, то тут могла быть допущена ошибка в подборе: свойства отца не соответствовали свойствам матери.
Результаты подбора в основном зависят от наследственных качеств отобранных для спаривания животных. Для наиболее эффективного подбора и предвидения результатов спаривания каждого производителя с подобранными к нему суками необходимы глубокие и всесторонние знания особенностей отдельных животных, популяций и породы в целом, данных племенного подбора прошлых лет.
"Улучшение стада подбором требует много терпения и знаний, а также предполагает определенную цель. От случая или счастья нельзя ожидать улучшения стада" (П. Н. Кулешов).
ЧИСТОПОРОДНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ - это система спаривания животных, принадлежащих к одной породе. Потомство, полученное от такого спаривания, называют чистопородным, сохранение и совершенствование породных качеств - главная задача чистопородного разведения. Биологические особенности этого метода разведения заключаются в сохранении и усилении наследственности животных желательного типа, которые используются для племенных целей в зоне распространения породы.
Каждое животное в породе обладает своей индивидуальностью, своими особенностями, которые выражены не только в отличиях по телосложению, но и по способности сохранять эти свойства в потомстве. Чем ценнее животное, тем в большей мере идет накопление, концентрация в породе его наследственности. Умелое использование потомства ценного производителя в процессе отбора и подбора образует сходную по типу группу животных - ЛИНИЮ.
Группа женских особей, связанных родством с родоначальницей по прямой материнской стороне родословной, называется СЕМЕЙСТВОМ.
Создание линий и семейств - дело медленное и кропотливое, осуществляется оно глубокой целеустремленной племенной работой, состоящей в том, чтобы (цитируем Н. А Кравченко) «превратить достоинства отдельных животных в достоинства групповые».
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЯЗОК, ЩЕНЕНИЯ СУК, ВЫДАЧА РОДОСЛОВНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ осуществляется в кинологической организации (клубе, питомнике, обществе).
Вязка считается официальной (плановой), если факт спаривания производителей отражен в акте вязки и скреплен подписями владельцев собак и сдан в определенные сроки в отдел регистрации вязок и щенения сук. Рожденные щенки должны быть осмотрены специалистом, а заключение изложено в акте осмотра помета.
Перед раздачей щенки татуируются - им ставится клеймо ( в ухе или в паху - в зависимости от породы), которое впоследствии указывается в общепометной карточке, щенячьей карточке и, наконец, в родословной и дипломах по дрессировке.
На основании акта вязки и акта осмотра помета щенкам выдаются щенячьи карточки (метрики, справки о происхождении).
Щенячья карточка в дальнейшем обменивается на родословную - документ, подтверждающий происхождение данного щенка, но не дающий бесспорного права обязательного участия последнего в разведении.
Все сведения о щенках помета заносятся в общепометную карточку.
Регулярное проведение выводок молодняка позволяет следить за ростом и развитием щенков, своевременно корректировать неправильное выращивание, а также дает возможность проанализировать результаты спариваний. Кроме того, выводка является своеобразным плацдармом для обучения молодых животных выставочному тренингу.
По результатам осмотра составляется корректирующий список производителей, сводная таблица промеров щенков и другие документы, позволяющие вести дальнейшую племенную работу с породой.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: аутбридинг, абориген, бонитировка, выставка, выводка, гетерозис, инбридинг, кросс, инфантилизм, эмбрионализм, неотения, линия, семейство, мечение, отбор, подбор, панмиксия, племенная база, племенная книга, популяция, полусибсы, породность, пробанд, селекция, скрещивание, сибсы.

САМОКОНТРОЛЬ. Каково значение отбора для племенной работы? Что означают понятия о генотипе и фенотипе? Какие вы знаете формы родословных? Что такое линия и семейство? Объясните понятие "инбредная депрессия". Каковы правила клеймения щенков?

ТЕМА 5.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДРЕССИРОВКИ

Определение основных понятий курса: поведение и научение; воспитание и дрессировка; метод, способ, методика дрессировки. Цели и задачи воспитания и дрессировки.
Структурная организация центральной нервной системы. Виды нейронов. Цепи и сети нейронов, их свойства (конвергенция, дивергенция, облегчение, окклюзия, обратная положительная и отрицательная связь). Возбуждение и торможение.
Функциональная организация центральной нервной системы. Сенсорные системы мозга. Структурная и функциональная организация нейронов анализатора (первичные, вторичные, третичные проекционные зоны). Модулирующие системы мозга. Три источника активации ЦНС. Двигательная система мозга.
Формы поведения: врожденное, приобретенное, когнитивное. Рефлекторное кольцо безусловного рефлекса. Схема организации инстинктивного поведения.
Потребности и мотивация. Классификация потребностей. Общие свойства мотиваций. Значение потребностей в научении и дрессировочном процессе. Доминирующая мотивация. Конкуренция мотиваций. Мотивационная изоклина. Смещенная активность. Формы поведения, связанные с потребностями.
Эмоции и поведение. Потребностно-информационная и конкурентная теории эмоций. Функции эмоций (отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная). Физиологическое содержание эмоций.
Структура поведенческого акта по П. К. Анохину. Стадии поведенческого акта (афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез, формирование действия и оценка достигнутого результата). Теория функциональных систем.
Зоопсихологические особенности поведения собаки. Иерархическое и альтруистическое поведение. Виды агрессии. Инструментальная агрессия и ее значение в воспитании и дрессировке собак. Собака в семье человека. Взаимоотношения дрессировщика и собаки.
Научение. Формы научения.
Импринтинг. Ранняя сенсорная депривация и ее последствия.
Негативное научение (привыкание). Ориентировочно-исследовательское поведение, его значение и роль в дрессировочном процессе.
Латентное научение. Особенности непроизвольного научения.
Научение в форме классических условных рефлексов.
Научение на основе образования инструментальных условных рефлексов (оперантное научение).
Имитационное научение. Инстинктивное подражание (взаимная стимуляция) и настоящее имитационное научение.
Форма научения на основе доминанты. Использование явления доминанты в дрессировочном процессе.
Когнитивные формы научения.
Дрессировка как научение. Методы дрессировки. Способы дрессировки: способ наведения, наталкивания, пассивной флексии, отбора поведения, усиления поведенческого признака, редукции поведенческого акта, альтернативного поведение, игрового поведения, имитационный, оборонительного поведения, агрессивно-оборонительного поведения.
Умение. Навык как поведенческий акт. Условия успешного формирования навыка. Процесс и этапы формирования навыка.
Подведение поведения под стимульный контроль.
Нежелательные навыки и привычки. Способы коррекции поведения.
Подкрепление. Виды подкрепления (условное, безусловное, положительное, отрицательное, вероятностное, отставленное и т. д.). Биологическая значимость подкрепления. Влияние величины, времени подачи, режима, эмоционального знака, значимости и вероятности подкрепления на научение. Наказание.
Память. Виды и механизмы памяти. Значение памяти в научении и дрессировочном процессе.
Свойства нервной системы. Темперамент. Влияние темперамента на научение. Дифференцированный подход в дрессировке.
Нарушения высшей нервной деятельности. Страх. Неврозы и их причины.
Воспитание. Психофизиологическая характеристика возрастных периодов в жизни щенка. Особенности научения у щенков и дрессировка. Формирование социального поведения.
Основные критерии, определяющие служебную пригодность собаки.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Поведение представляет собой "извне наблюдаемую двигательную активность живых существ, включающую моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой".
Единица поведения называется поведенческим актом. Не смотря на то. что поведенческий акт элементарен по отношению к поведению, он представляет собой довольно сложное явление.
Функционально, поведенческий акт заключается в удовлетворении потребности, и разграничивается фактом возникновения и удовлетворения ее. Потребность и ее производная - мотивация являются причинами поведения.
Потребности заложены генетически. Их можно разделить на витальные (потребности жизнеобеспечения), зоосоциальные потребности и потребности саморазвития. К каждой потребности прилагается наследуемая генетически программа ее удовлетворения, то, что мы и называет инстинктивным поведением.
Генетически наследуемые программы удовлетворения потребностей представляют тот минимум, с которым рождается животное. В процессе жизнедеятельности инстинктивное поведение изменяется - модифицируется в соответствии с конкретными условиями окружающей среды, в рамках которой происходит удовлетворение потребностей. То есть происходит накопление опыта - научение.
В накоплении опыта эффективного поведения животные активно применяют свои интеллектуальные возможности, что наиболее ярко проявляются в нестандартных (не предусмотренных генетически) ситуациях удовлетворения потребностей. Информация о решении задачи по удовлетворению потребности (условия, способы и действия) сохраняются в памяти и используются животным по мере необходимости для построения поведения в виде знаний, умений и навыков. Знания могут существовать в виде информации (например, знания, о каком либо объекте) или в виде алгоритма какого-либо действия. Оба вида знания активно используются в структуре поведенческого акта. Если сформированный поведенческий акт, например какое-либо действие, оказалось эффективным, оно повторяется в поведенческом репертуаре и приобретает свойства умения. А если, в силу каких-либо причин, для удовлетворения данной потребности наиболее подходящим из умений оказывается лишь одно, оно, повторяясь чаще других (т.е. тренируясь), приобретает свойства навыка.
Научение является частью поведения. На современном этапе под научением у животных понимается приобретение и накопление в течение их жизни определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями. Научение может осуществляться по-разному, в связи с чем выделяют несколько способов приобретения опыта - форм научения.
В настоящее время различают следующие формы научения: негативное научение (привыкание), имитационное научение (подражание), латентное научение, импритинг (запечатление), образование классических условных рефлексов, образование инструментальных условных рефлексов, научение по типу доминанты и когнитивные формы научения, основанные на интеллектуальных возможностях животных.
Дрессировка собак не только основывается на их способности к научению, но и является научением. Потому что в результате дрессировки происходит аналогичное "приобретение и накопление ... определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности...". То есть дрессировка, как научение, подчиняется существующим объективно законам научения. И дрессировкой научение становится только в результате активного участия в нем человека. Человек, как дрессировщик, контролирует внешние условия процесса научения, определяет цель и за/дачи научения и в соответствии с этим организует процесс их осуществления, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное. Причем с некоторыми из них животные бы никогда не столкнулись в естественной среде обитания. То есть дрессировка, это, прежде всего деятельность человека.
В процессе дрессировки формируются и знания, и умения, и навыки. Навык при своем формировании обязательно проходит стадию поведенческого акта. И, так или иначе, сознательно или бессознательно, дрессировщик конструирует поведенческий акт, создавая потребность, контролируя обстановочную и пусковую афферентации, создает у собаки акцептор результата действия и обеспечивает подкрепление нужному с его точки зрения действию.
Видоизменяя инстинктивные программы поведения, с целью выработки новых форм поведения или с целью удаления мешающих нам форм поведения, мы изменяем, то есть, формируем сообразно нашим целям и задачам поведенческий репертуар собаки. И учитывая современные понятия о поведении, можно смело сказать, что дрессировка это формирование поведения. Состав поведенческого репертуара, соз- даваемого в процессе дрессировки, определяется целью использования собаки: собака-компаньон, собака-поводырь, пастушья собака, охотничья собака, собака для занятия спортом, собака для выступления в цирке, собака для охраны и защиты, для поиска взрывчатых или наркотических веществ и т. п.
Принимая во внимание определяющую роль человека в дрессировочном процессе, следует подчеркнуть, что ДРЕССИРОВКА - ЭТО РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ЖИВОТНЫХ НЕОБХОДИМОГО В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИЛИ ИНЫХ ЦЕЛЯХ ПОВЕДЕНИЯ.
Содержание дрессировки не исчерпывается формированием умений и навыков. Во время дрессировочного процесса происходит становление и зоосоциальных норм поведения собаки: становление ролевой функции и определение иерархического статуса собаки по отношению к дрессировщику и, при необходимости, к членам его семьи. К этому следует добавить, что во время дрессировки происходит ВЗАИМНОЕ становление ролевых функций человека и собаки в осуществлении совместной деятельности, и формируются зоосоциальные нормы поведения в самом широком смысле этого слова: манера поведения в семье-стае (например, способ разрешения конфликтов), отношение к "своим" и "другим", отношение к "своим" и "чужим" детям и манера поведения с ними и т. п. И что очень важно у собаки формируются нормы сотрудничества в осуществлении совместной деятельности с человеком, так как нормы кооперативного взаимодействия с представителем чужого вида, вряд ли представлены исчерпывающее в генотипе собаки. И необходимо подчеркнуть, что формирование зоосоциальных взаимоотношений человека и собаки являются важнейшими при дрессировке, так как именно в этой среде осуществляется сотрудничество: происходит реализация знаний, умений и навыков собаки при достижении общих целей. Кажется, что эффективность действия собаки зависит именно от уровня взаимоотношений ее с человеком.
Таким образом, ВО ВРЕМЯ ДРЕССИРОВКИ ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ ЗООСОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБАКИ, что и составляет содержание дрессировки.
Как всякая деятельность человека дрессировка имеет свои теоретические и практические основания (теория и техника дрессировки), которые должны реализоваться в методах, способах и методике дрессировки.
Учитывая вышесказанное, предметом теории дрессировки должны быть поведение и научение животных, а именно законы, причины, механизмы и условия формирования поведения, приобретения индивидуального опыта: знаний, умений и навыков. То есть теория дрессировки должна рассматривать данные целого комплекса наук, уже упомянутых выше, и разных психологических и зоопсихологических школ, не обедняя себя рамками "физиологических основ".
Практические основания дрессировки составляет техника дрессировки, то есть способы и приемы воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции.
Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае, занимается методика дрессировки, которая определяет выбор потребности и мотивации, приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и так далее.
Воспитание собаки, как и дрессировка тоже научение и тоже формирование поведения, но это формирование социального поведения. Если во время дрессировки мы выделяем нервно-мышечный аспект актов поведения, то при воспитании акцентируем внимание на формировании знаний и понятий, на социальной стороне поведенческого акта. То есть в целях воспитания, мы можем пользоваться дрессировкой, как приемом воспитания, но воспитание это не дрессировка. Точно также, дрессируя собаку, мы отчасти меняем ее "мировоззрение", но дрессировка это не воспитание. Воспитание и дрессировку объединяет то, что оба они участвуют в формировании поведения. И взаимоотношения их можно сравнить с взаимоотношением формы и содержания в поведении как в целом.
ВОСПИТАНИЕ СОБАКИ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБАКИ. ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИВАТЬ НОРМАЛЬНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, АДЕКВАТНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ, СТАНОВЛЕНИЕ ЗАДАННЫХ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ГАРАНТИРУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОБАКОЙ, ЕЕ ДРЕССИРОВКУ И ПРИМЕНЕНИЕ.
Более подробно тема «Теоретические основания дрессировки» изложена в методическом пособии специалиста по дрессировке, к. в. п. Гриценко В. В.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: поведение, поведенческий акт, потребность, научение, форма научения, дрессировка, знание, умение, навык, техника дрессировки, способ дрессировки, методика дрессировки, воспитание.

САМОКОНТРОЛЬ: Что такое поведение? Назовите основные группы потребностей. Что такое научение? Какие формы научение известны в настоящее время? Чем отличается дрессировка от воспитания? Что такое методика дрессировки?

ТЕМА 6.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ДРЕССИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Формы проведения занятий. Организация учебно-дрессировочного процесса. Техника безопасности при работе с собаками. Текущая и отчетная документация. www.gsd-online.ru

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Формы проведения занятий различны. Единого мнения о том, какая лучше, а какая хуже - нет. То, как будет проводиться занятие зависит во многом как от возможностей владельца собаки, так и от того, что предпочитает сам инструктор по дрессировке собак.
Перечислим лишь несколько из возможных форм:
1. Владелец отдает инструктору собаку на какой-либо срок, с условием, что инструктор самостоятельно подготовит ее по заранее выбранному курсу дрессировки. При этом четко оговариваются условия содержания и кормления собаки. По указанию установленного срока, инструктор представляет владельцу собаку, демонстрируя ее подготовку.
2. Несколько занятий инструктор самостоятельно дрессирует собаку (без участия владельца). Затем, под руководством инструктора, все оставшиеся занятия с собакой работает ее владелец.
3. Владелец с собакой посещает занятия, которые проходят под руководством инструктора по дрессировке на площадке. Изучая данную тему, необходимо тщательно ознакомиться с основной документацией и знать правила ее заполнения, в том числе: журнал посещения занятий, оценочный лист, сводные ведомости (протоколы) и т. д.

САМОКОНТРОЛЬ. Разработайте собственную методику организации учебно-дрессировочного процесса. Каковы Ваши мотивации? Что необходимо учесть при организации процесса?

Источник: http://www.gsd-online.ru/articles/metod_rek_kursov/metod_rek_kursov.htm
Категория: Разное | Добавил: lenchic (30.07.2011)
Просмотров: 4111 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]