Главная » Статьи » Защита |
Хельмут Райзер "Защитная собака"
VI. Обучение А. Упражнение облаивания B. Защита C. Отпуск убитой добычи D. Обследование местности E. Отработка отзыва собаки F. Принудительный посыл вперед А. Упражнение облаивания Облаивание отрабатывается целенаправленно, на основе рефлекса добычи, Собака должна научиться посредством лая указывать на стоящего в укрытии помощника при поиске добычи. Собака при этом учится действовать целенаправленно , чтобы достичь своей цели, а облаивание при этом принимает четкий характер требования. Если собака захватывает мотивирование согласно рефлекса защиты, то при упражнении облаивания помощник должен активизировать поведение защиты, а не поведение уклонения. Собака попадает в конфликтную ситуацию(cм. Теоретическая часть), с высшим нервным напряжением. Она практически не может избежать глубоко идущую неуверенность и большого напряжения. Все возможные не целенаправленные действия (лай, маркировка, зевание, беготня) часто имеют вынужденные последствия, на основе формированной стрессовой ситуации, поэтому способность обучению в этом случае ограниченна. У хороших собак отработка этого упражнения часто вызывает проблему, т.к. сильнее активизируется провокация поведения уступки, чем поведение защиты. Это тоже является причиной того, чтобы отработка упражнений облаивания, если собака не так сильно развита в отношении поведения защиты. Методически это может выглядеть следующим образом. Преграда посредством поводка Проводник держит собаку на поводке, помощник возбуждает собаку и бежит в укрытие. Он становится в укрытии так, чтобы его видела собака, ведет себя спокойно и держит рукав сбоку от туловища, Как только помощник окажется в 5 метрах от укрытия, проводник посылает собаку командой "вперед" на поводке, при этом собака не может достать помощника. Собака пытается достать добычу, но это не позволяет ей проводник, т.к. он крепко держит ее на поводке. Собака натягивает поводок, при этом ошейник перекрывает ей дыхательные пути так, что она не может лаять. Поэтому проводник должен медленно удлинять поводок. Если собака пытается укуситъ помощника, проводник дергает за поводок и подает команду "вперед!", на мгновение поводок снова ослабевает. В момент рывка поводком помощник опять возбуждает собаку движением тела и попыткой к бегству. Собака коротким рывком поводка останавливается при работе над добычей. Посредством инстинкта добычи и раздражителя собака постоянно находится под нервным напряжением, которое снимается определенными действиями. Как только появляется действие - "лай" - цель достигнута. С первым лаем поднимает помощник рукав высоко перед телом и дает собаке возможность укусить, та получает добычу и ей разрешается ее унести. При этом проводник собаки должен обратить внимание на то, чтобы собача не получила рывка поводком назад, когда она захватила рукав. Уже после нескольких упражнений собака понимает, что лай ведет к конечной цели и она уже использует это действие целенаправленно. Это упражнение разрешается повторять не чаще одного раза, т.к. требует много сил от собаки и когда собака физически ослаблена, этого можно и не достичь. Кроме того, более надежно в конце провести упражнение нападения с тем, чтобы собака одновременно училась различать ситуации. .Кроме того, я хотел бы еще раз напомнить, что упражнение облаивания должно отрабатываться намного меньше упражнения нападения. И только при действительно хорошем нападении разрешатся отрабатывать упражнение облаивания. Преграда в виде помощника Если собака научена целенаправленно облаивать, чтобы достичь пели, ее можно свободно посылать на облаивание. Проводник держит собаку за ошейник и помощник возбуждает ее непродолжительное время. Затем он снова бежит в укрытие. Когда помощник почти достиг укрытия, проводник посылает собаку командой "вперед!", Теперь помощник защищает добычу своим телом. Для этого упражнения подходит треугольное укрытие, такое, чтобы помощник мог спрятать руку за туловище. Легким отталкиванием собаки туловищем и коленом одновременно и возбуждением, помощник быстро вызывает у собаки ответную реакцию в виде лая, что опять приводит к успеху. Как только прозвучал первый звук лая. помощник опять поднимает рукав перед грудью и собака достигает свою цель захватом и подтягиванием добычи, ей разрешается ее унести, а затем ее берут на поводок. Попытка сломить сопротивление Если упражнение последовательно отработать настолько раз одно за другим, очень быстро собака не будет больше нападать, а тот час же только облаивать. Но я не ставлю это, как оптимальный вариант, т.к. собака при облаивании уже должна уметь правильно бороться. Чем дольше собака остается в этой фазе в незнании (или она должна облаивать, или нападать), тем выразительнее ее надо обучать облаиванию. Поэтому отработку собакой упражнения облаивания я не рассчитываю вложить в четыре часа занятий, что могло бы быть, а намеренно растягиваю этот вид обучения на несколько месяцев. Если собака показывает признаки, что она не может сразу схватить рукав, я возбуждаю ее еще сильнее и предоставляю ей соответствующую возможность. Собака все равно затем будет облаивать как я этого и хотел. Кроме того, предлагается провести упражнение нападения в такой форме, тогда собака сразу же будет захватывать, когда помощник достигнет укрытия. Тем самым собака тот час же учится дифференцировать, что захват в укрытии не запрещается, а только стоящий там помощник должен облаиваться. Часто удивляются, что собака всему обучается: часто учат такие вещи, которые совсем не поддаются нашему пониманию. B. Защита Прежде чем отработать это упражнение , предлагается предварительно отработать защитный рефлекс относительно добычи. После выбора вначале защищаться, затем возмущаться - это упражнение преследует две цели: собака отрабатывает упражнение на облаивание и одновременно познает при этом стремление к защитному рефлексу, что часто приводит, после легкой начальной неуверенности, к сильнейшему захвату и интенсивному добыванию добычи. Поведение уклонения не приносит большого вреда, т. к. собака предварительно уже изучила, как она должна себя успешно вести в укрытии. Собака свободно посылается на облаивание помощника, который теперь держит рукав сбоку перед бедром и ведет себя спокойно. Если она лает, ей тот час же разрешается кусать помощника, который не сразу отдает рукав, а только симулирует добычу (рука ослаблена), если собака затем переходит в защитную позицию, то это означает следующее ударное движение, щадится только голова и при контратаке отдается добыча. Посредством этих мероприятий, помощник ликвидирует возможное наступление неуверенности от удара рукавом. Снятие с упражнения дополнительных трудностей После того как собака несколько раз действовала в защите, упражнение облаивания можно считать практически отработанным. Собака рассматривает облаивание как одну из боевых техник, своего поведения, которую она применяет совершенно уверенно в укрытии, чтобы достать помощника. Но это упражнение не надо сразу же отрабатывать целенаправленно, предполагается сразу же после этого остановить собаку, когда она посылается облаивать помощника в укрытии. Коли есть уверенность, что собака усвоила боевую технику облаивания, снимаются вспомогательные средства, отрабатывается маленькие варианты и упражнение облаивания растягиваются, т.е. раздражающее действие стоящего помощника постепенно уменьшается и происходит только еще при ослабленном облаивании, помощник держит для смены рукав горизонтально перед телом. При этом также отрабатывается подход проводника собаки, когда проводник подходит к собаке, быстро гладит и опять уходит. Если собака при этом прекращает упражнение проводник может ее наказать, захватить за холку и встряхнув ее, отпускает тот час же собаку опять и помощник провоцирует облаивание. Но такие варианты рассматриваются как психические, нормальным образом собаке разрешается кусать после обнюхивания. Но, также и неправильно предоставлять собаке как можно дольше лаять. Само собой если собака начинает надежно лаять, помощник должен это прекратить к тот час же после первого лая дать ей возможность укусить. Раздражитель в виде стоящего помощника должен производиться в такой сфере, чтобы собака еще ясно могла понять, что помощник стоит не шевелясь. Напряжение тела, легкая дрожь плечевых мышц и шипящие звуки полностью воссоздают, а не гасят данную ситуацию. Каждый помощник должен хотя бы однажды понаблюдать за кошкой и от нее научиться, как она себя ведет, чтобы держать собаку на расстоянии. Исполнение Большинство собак, которым не дают команды закончить упражнение, делают это сами, т. к. они боятся ситуации, которая последует после этого. Так как они не научились, как себя вести не кусая помощника и эта ситуация вызывает у нее сильную нервную нагрузку, поэтому она лучше уйдет с дороги, с которой она уже не выпустит. Малое число собак на основе своего сильного боевого рефлекса не могут отпустить добычу и у них, как правило, проводник не пользуется достаточным авторитетом, т.к. он работает непоследовательно. Я вижу большой смысл в том, чтобы создавать собаке такую ситуацию, в которой она бы лаяла, т.к. с одной стороны собака уже владеет этим способом поведения, а с другой стороны, не отреагированная агрессия может быть выровнена путем облаивания. Собака опять попадает в западню, из которой ей надо прорываться, т.к. это облаивание стоящего помощника стало для нее уже целенаправленным боевым действием. C. Отпуск убитой добычи Команда "Дай!", поданная проводником, дает понять собаке, что захваченную добычу надо отдать. Если например собака на поводке после упражнения нападения несла рукав, проводник останавливает ее и бросает на нее взгляд, по которому собака должна выпустить рукав и подает команду "Дай". Если собака отдала, проводник хвалит ее, при этом собака не может снова кусать рукав. Помощник ведет себя при этом пассивно. Потом проводник собаки берет рукав и бросает его помощнику, служба защиты идет дальше, Если собака усвоила команду "Дай!", проводник подает данную команду уже раньше. После того, как собака принесла, проводник произносит "Дай!", прежде чем собака сама выпускает добычу. Вначале проводник использует только слова принуждения, в котором звуковой сигнал дублируется нажимом, позже принуждение сводится к рывку, без дублирования звуковым сигналом. Благоприятнее всего, как было доказано, эта операция производится следующим образом. Проводник собаки наступает на рукав и обеими руками тянет за поводок. Если собака выпустила добычу, ее оставляют в покое и уводят. Помощник остается пассивным и ждет, пока проводник не бросит ему рукав, При этой форме упражнения не надо сразу массивно и последовательно работать, чтобы собака уже в фазе захвата не стала неуверенной. Кроме того, принуждение не должно даваться непосредственно со звуковым сигналом, хотя бы одну секунду позже, с тем, чтобы собака имела возможность повиноваться. Как только собака наконец выпускает добычу по звуковому сигналу, можно отрабатывать упражнение с помощником. В укрытии с поводком Проводник держит собаку на поводке и помощник позволяет ей кусать. Он пытается отобрать у собаки добычу, после чего бежит в укрытие. В укрытии помощник спокойно запирается, берет рукав и держит его сбоку, собаке разрешается отреагировать. После короткой паузы проводник дает звуковой сигнал "Отдай" и при неповиновении принуждает собаку в форме рывка поводком. Как только собаку выпускают, создается типичная ситуация облаивания. Стоящий помощник раздражает собаку и тем самым провоцирует облаивание. В это время проводник натяжением поводка предотвращает атаку собаки. При первом звуке лая помощник выносит рукав перед грудью, собаке разрешается укусить и она получает добычу. Проводник хвалит свою собаку и позволяет ей нести рукав. При принудительном воздействии проводник должен обладать филигранным чувством. При упражнении облаивания на поводке, рывки поводком должны быть такой силы, как это необходимо; с другой стороны, так слабы, как это возможно, чтобы собаку на вынудить совершенно перейти в форму поведения избежания. В укрытии без поводка Если собака нуждается в принуждении при отдаче добычи, она делает это по команде. Предварительно начинается отработка упражнения без поводка. С собакой отрабатывается упражнение нападения помощник тащит собаку в укрытие, затем наступает спокойствие после короткой выдержки проводник дает команду ''Дай". Предлагается комбинировать это упражнение с нападением в укрытии. Так как помощник отчетливо понимает по захвату, когда собака уже готова отпустить добычу, он подает проводнику условный сигнал, когда он должен сказать "Дай". Если собака отпустила, то проводник прячет рукав за спину и забирает таким образом добычу. Собака тот час же прыгает на помощника и начинает лаять. Теперь важно, чтобы помощник дал собаке утвердиться, т.е. если это возможно, то она облаивать помощника сидя. Эту сидящую позицию принимают многие собаки самостоятельно, т.к. это один из видов нахождения в засаде. Чем больше напряжена собака в этой ситуации, что в большой степени зависит от помощника, тем больше мотивируется рефлекс добычи у собаки, тем активнее она ведет себя по отношению к помощнику. Если обучение инструментальной кондиции используется последовательно, собака обучается очень быстро и достигает конечной цели рефлекса. Я нахожу целесообразным, позволять собаке вытанцовывать перед помощником, тогда ее энергия расходуется больше на движения, чем на облаивание. При этом можно наблюдать различные типы собак, одни более склонны к прыжкам, а другие к облаиванию и если так происходит, я не пытаюсь изменить ее поведение. Если помощник вызвал наконец желаемый лай и нет необходимости больше воздействовать на собаку раздражителем и блокировкою, для того, чтобы она больше не вытанцовывала, после команды "Все" помощник остается спокойно стоять. Затем отрабатывается как и при облаивании подход проводника. Если помощник замечает, что собака чем-то отвлекается, в зависимости от уровня обучения раздражителя рефлекса, собаке позволяют кусать (захват добычи) или он предпринимает вторую атаку на собаку (рефлекс зашиты). Без прикрытия спины Если собака ведет себя правильно, т.е. сторожит помощника и лает, может подойти и проводник собаки, но так, что при этом не отвлекать собаку, при этом необходимо отказаться от защиты спины укрытием. В общем целом, если можно сказать об этом обучении следующее, что проводник посредством принуждения должен следить за выполнением команды "Все". Все равно, происходит ли принуждение посредством поводка (длинного или короткого) или тряской собачьей холки, все это должно использоваться только короткое время. Наконец, собака должна уметь свободно от помощника строить свое поведение. Защита вызванная помощником не будет так хорошо выглядеть, т.к. собака в этой стадии yжe работала по рефлексу защиты и, собственно говоря, это должно требоваться ее самосознанием, т.е. на перегрузки созданные помощником одна должна реагировать. Помощник полностью концентрируется на собаке, когда она готова отпустить, затем дает знак проводнику, Он заботится и о том, чтобы собака оставалась в напряжении. Если собака показывает желаемое поведение, и если она в результате добычи борется за рукав и уносит добычу, значит помощник, действует правильно. Поэтому можно требовать упражнение - подход проводника: помощник может уже удовлетворить собаку, если проводник еще не стоит рядом с собакой, например если он замечает, что собака чем-то отвлекается. Как только собака овладеет упражнением, позже я всегда буду говорить, если собака сдает экзамен, то в этом случае проводник подходит с собакой и приказывает ей ждать, а помощник уходит с тем, чтобы собака больше к нему не привыкла и уже ориентировалась на проводнике. D. Обследование местности Обследование местности сдается собакой уже согласно экзамена для защитной собаки. При этом все упражнения разделяются на учебные рефлексы и раздел подчинения, Обследование местности может проводить собака на площадке, где у нее ясный обзор, т.е. на учебной площадке, на которой установлены все приборы и барьеры, собака не сможет производить поиск. Луг и транспортабельные укрытия являются лучшими предпосылками успешной работы, собака должна рассматривать укрытие, как исходный пункт начала поиска. Обследование укрытий Собака должна учиться тому, что когда ее ведут для службы защиты, она должна находить помощника в укрытии и облаивать его. Благоприятно, когда проводник собаки каким-либо раздражителем настроит ее на защиту так, что собака уже у ноги распознает ситуацию. Некоторые проводники делают это при помощи команды '"смотри!" или чем-либо похожим, удается привести собаку в напряжение, когда она может сразу распознать ситуацию. Мы можем научиться чему-либо у жокеев - они "собирают" своих лошадей, прежде чем те идут на скачки. Проводник собаки постоянно соблюдает один и тот же ритуал, если ведет собаку на экзамен по защитной службе, при этом рекомендуется согласно законов обучения классической кондиции вызвать соответствующую аппетенцию на основе ритуала. Первое, что должна уяснить собака, помощник всегда стоит в укрытии, на которое указывает проводник, Поэтому, собака и проводник идут всегда на высоте укрытия, в котором стоит помощник, Проводник держит собаку за ошейник и ориентирует ее на укрытие. В этот момент собака получает команду "Вперед!" к посылается свободно к укрытию. Задача состоит в том, чтобы посредством раздражителя и блокировки вызвать у собаки желаемую позицию облаивания. Если собака слишком много лает, предлагается следующее. Посредством раздражителя защиты и добычи необходимо, чтобы собака постоянно находилась под напряжением, когда она посылается для облаивания и чтобы стабильно начинала лаять. При этом помощник должен реагировать заметной попыткой убежать, если собака начинает лаять, т.е. он показывает неуверенность. Само собой разумеется, что вспомогательные средства в процессе обучения необходимо как можно чаще уменьшать. Если собака лает, ей разрешается кусать, тям самым подтверждается рефлекс добычи. Она борется с рукавом и уносит его. При этой работе необходимо постоянно обращать внимание на то, чтобы собака как можно чаще повторяла одно и тоже упражнение, но в тоже время оставалась свежей и была в состоянии работать. В дальнейшем используются различные укрытия. Неправильно позволять собаке долго лаять. После продолжительного лая собаке разрешается кусать все равно после первого звука лая. Предполагается облаивание не так растягивать» а только делать его центром тяжести упражнения патрулирования. Если собака отрабатывала упражнение несколько раз, то ее можно посылать в укрытие без того , чтобы она обязательно видела помощника. Проводник снова держит собаку за ошейник и ориентирует ее на укрытие. Если собака точно завизировала укрытие, проводник подает команду "вперед" и посылает собаку, при этом в случае необходимости он может пробежать несколько шагов вместе с ней. Если собака бежит неохотно, проводник использует соответствующие раздражители. Поведение помощника в укрытии остается тем же, как и в предыдущем упражнении. Он должен непременно обращать внимание на то, чтобы собака тот час же начинала облаивать , хотя с другой стороны, помощник должен стремиться достичь нормальной ситуации экзамена. Конрад Люст писал об этом следующее: "Конечной целью дрессировки является отработка всех упражнений для серьезного случая. Если в серьёзном случае собака не показывает желаемого поведения, то это нельзя оставлять без внимания как исключение. Собаки с сильными рефлексами легко поддаются и вы всегда можете достичь конечной цели в этой ситуации, можете требовать от нее указания добычи посредством лая". В этой фазе мы приходим к тому, что собака начинает верить проводнику, что он всегда правильно укажет ей на укрытие и вскоре собака уже знает, куда ее пошлет проводник. А проводник должен держать собаку при себе в положении у ноги, во время того, как собака направлена на укрытие и только по команде "вперед!" собаке разрешается бежать. Кроме того, проводник должен обратить внимание на то, чтобы собаке разрешалось бежать только тогда, когда в поле зрения будет находиться укрытие, и ни в коем случае нельзя позволять собаке бежать куда-либо без команды. На первой фазе обучения по возможности нужно избегать принуждения и посылать собаку только в том случае, если проводник уверен, что она действительно побежит к желаемому укрытию. Это упражнение необходимо практиковать как можно дольше чтобы собака в процессе обучения приобрела опыт успешно вести поиск, если она заметила знаки проводника и следует им. Если собака судорожно сидит у ноги и ждет, чтобы проводник отпустил ее, т.к. она сама увидела укрытие, он поднимает собаку только тогда, когда он предварительно повернулся. Собака, должна изучить знаки проводника которые требуют от нее действий по обыску местности. E. Отработка отзыва собаки Если предыдущие упражнения соответствуют поставленной цели, можно отрабатывать отзыв (возвращение собаки). Проводник идет вблизи укрытия, сам направляется к одному укрытию, а собаку направляет к противостоящему пустому укрытию, как только собака отработала это укрытие, проводник хвалит ее и зовет назад. Проводник не должен терпеть от собаки никаких остановок, если собака проявляет непослушание, воздействует на нее принуждением, Если проводник имеет слабый контакт с собакой, то предлагается проводить упражнение на длинном поводке, чтобы проводник или другое лицо могли руководить собакой посредством рывка поводком. Если же проводник хорошо управляет собакой он может руководить собакой принуждением посредством звуковых сигналов. Он может дать команду собаке, если по звуковому сигналу она не возвращается назад. Речь идет о том, что мы несколько секунд тяг трясем собаку за холку, она возвращается обратно к исходному положению и мы снова подзываем собаку к себе. Как только собака подойдет к проводнику, он хвалит ее и подзывает к ноге. Теперь собака некоторое время сидит около ноги, затем проводник посылает ее в укрытие, где стоит помощник и вызывает у нее лай. Уже при этом упражнении собака должна научиться тот час же возвращаться к проводнику , если она не нашла помощника в укрытии. Это очень важно, чтобы проводник собаки постоянно держал ее у ноги, когда она возвращается к нему. Любая остановка собаки должна сразу же пресекаться. Это упражнение должно отрабатываться со сменой местонахождения помощника в первом укрытии. При этом нахождение в первом укрытии должно отрабатываться чаще, чтобы у собаки выработалась уверенность, что помощник стоит именно в первом укрытии. F. Принудительный посыл вперед Если собака поняла что такое укрытие, изучила назначение движения и ожидает, что проводник отпустит ее, а также радостно и послушно подходит к проводнику, когда он отзывает ее от пустого укрытия, то теперь она должна научиться тому, чтобы быть послушной не только при подходе, а также должна следовать знакам проводника. Принудительный поиск отрабатывается вначале на маленькой площадке, т.е. укрытия находятся друг от друга не далее 20 м , так что собака пробегает от проводника к каждому укрытию только 10 м. Во-первых, собакой легче управлять на небольшом расстоянии, а во-вторых, она не будет нормальное поле для обыска связывать с принуждением, если при принудительном посыле вперед будет выбирать рысь вместо галопа, но на большом поле все равно будет галопировать. Проводник идет с собакой по условной средней линии, собака наблюдает за помощником, который не раздражая ее идет в укрытие. Проводник со свободно идущей у ноги собакой на уровне каждого укрытия берет ее за ошейник и направляет в противолежащее укрытие. Если собаке это не понравилось, то вначале ее надо слабо тряхнуть, позже сильнее, чтобы показать, какое укрытие надо осмотреть. Вначале, когда собака обследует пустое укрытие, она освобождается по команде "вперед!", при этом получает рывок ошейником в противоположном направлении, проводник может пробежать несколько шагов вместе с собакой. Каждая остановка собаки должна пресекаться принудительно, даже если она достигла помощника, разрешается проводнику трясти ее за холку, подзывать к ноге и повторять упражнение. Собака посредством звуковых и видимых сигналов настойчиво посылается к укрытию, пока она не оббежит его вокруг. Затем ее хвалят, и наконец , подзывают к ноге. После короткого перерыва у ноги, собака затем направляется на правильное укрытие командой "вперед!". Если предварительные упражнения отрабатывались довольно долго с большой тщательностью, то не нужно будет практически никакого сильного принуждения для того, чтобы собака постоянно бежала к пустому укрытию. Если это достигнуто, т.е. собака знает, что она должна бежать к раздражающему укрытию, а также знает, что там не стоит помощник, но при достижении укрытия ее хвалят, зовут назад и она приходит и безо всяких остановок опять, как поощрение дается команда "вперед!" и ей разрешается бежать к помощнику. Если собака поймет, что она должна проделать этот кружной путь, чтобы достичь помощника, то вскоре уже сама станет торопиться скорее оставить позади себя первое укрытие, чтобы достичь второе. Если мы теперь будем отрабатывать упражнение "найти в первом укрытии" и найти во втором укрытии снова некоторое время, то вскоре собака очень рьяно будет обегать указанное укрытие, без отрицательных явлений сопровождающих принуждения. Только воспитатель, с одной стороны, должен стремиться к тому, чтобы сохранить при обучении закономерности рефлекса при поиске, когда собака успешно работает, т.е. нормальным образом находит в первых укрытиях и, с другой стороны, собака должна далее работать с руки. Это удается ей тогда, когда каждый раз посредством принуждения преодолевается нежелание собаки работать и каждый раз собаку берут к ноге. Частый посыл собаки вхолостую должен отрабатываться проводником вначале на маленьком поле и перекрещивание путей на обыскиваемом поле должно отрабатываться только как исключение и только тогда, когда собака при отзыве приближается к проводнику и идет возле его ноги. При этом предлагается вначале производить поиск от первого ко второму, от третьего к четвертому и от пятого к шестому укрытию. В таком порядке собака обыскивает лучше всего. В то же время, между парами укрытий собаку нужно подзывать к ноге и вести к следующей паре укрытий. Затем опять направлять и посылать искать. Если собака обучается таким образом, т.е. обыскивает противолежащие укрытия по парам, то позже она не будет пытаться непосредственно от первого укрытия бежать к третьему. Но, это я думаю, уже точности обучения, которые выходят за объем этой книги, т.к. я хотел только дать описание лежащих в основе методических форм упражнений и их закулисных основ. Я также думаю, что ни один помощник после чтения этой книги не будет в состоянии правильно обучить собаку защитной службе, т.к. моторика тела помощника была раскрыта только отдельными моментами. Несмотря на это я надеюсь, что эти описания дадут намного больше того, что было написано об обучении защитных собак. Источник: http://muxtar.com.ua/index.php?page=266 | |
Просмотров: 1062 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |