Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пятница, 26.04.2024
Главная » Статьи » Вопросы воспитания и содержания

Программа построения отношений для Вас и Вашей собаки
Материал Сьюзен Гаррет

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Нужна ли моей собаке эта программа?

Собаки делают то, что поощряется. Если собаке позволено выбирать то, что наилучшим образом поощряется, она будет это делать. Люди могут называть эту собаку «независимой»; мы можем назвать ее «собака». На самом деле, собаки, которым необходима программа Ruff Love, такие же «нормальные», как и все остальные. Они просто научились, как получить желаемое от владельцев. Вместо того, чтобы владелец дрессировал свою собаку, эти собаки отлично выдрессировали хозяев! Список кандидатов в программу включает:

- собаки, которых обычно называют «глупыми», «злорадными», «плохими», «тупыми», «предприимчивыми», «независимыми», «недрессируемыми», «незаинтересованными» или «невосприимчивыми».
- Агрессивные собаки или те, которым требуется модификация поведения.
- Спортивные собаки, с которыми дрессировщик хочет установить более «рабочие» отношения.
- Собаки, взятые из приютов, или щенки, отправляющиеся к новым владельцам.
Любой, кто чувствует, что его или ее отношения с собакой не так хороши, как они могли бы быть, пожнет плоды программы Ruff Love.

Агрессивные собаки и программа.
Если у вас агрессивная собака, программа поможет вашей собаке развить уверенность, которая нужна ей для преодоления страхов и даст вам понимание того, как разрядить потенциально напряженную ситуацию.

Спортивные собаки и программа.
Если вы занимаетесь спортом с собакой (аджилити, обидиенс, флайбол, фристайл, следовая работа и т.д.), ваши выступления только выиграют от хороших рабочих взаимоотношений с собакой. Возможно, вам трудно заставить собаку захотеть сделать то, что вам нужно. Возможно, ваша спортивная собака «слишком энергична» или «слишком отвлекается», чтобы показать все, на что она способна. Ваша спортивная собака может не быть тем напарником, какого вы надеялись получить, но это можно изменить. Программа задумана так, чтобы изменить окружение вашей собаки таким образом, что вы будете контролировать все поощрение, которое она получает. Программа покажет вам, где вы, возможно, угождаете вашей собаке или ненамеренно подкрепляете то поведение, которое вы хотите устранить.

Щенки и программа.
Ваш новый щенок появился в вашем доме, и для вас обоих это была любовь с первого взгляда. К сожалению, в последнее время восхищение и уважение перестали быть взаимными. Вы дали щенку все, что он хочет, но похоже, он не рассматривает вас как главный источник веселья в его жизни. Хотя он гуляет с вами, пока рядом нет ничего интересного, в ту минуту, как на горизонте появляется другая собака или кошка, вы больше не важны ему. Модифицированная программа для щенков, описанная в шестой главе, поможет вам установить прочный контакт с щенком и вырастить собаку, которая видит в вас главный источник всех хороших вещей в жизни.

Проблемы с подзывом и программа.
Как реагирует ваша собака, когда вы зовете ее? Приходит ли она к вам только потому, что боится наказания? Бросит ли она игру, чтобы подойти по команде? Если вы зовете ее, идет ли она к вам медленно и мучительно? Приходит ли она только после того, как проверит все интересное вокруг? Часто ли вам надо звать ее больше одного раза? Приходится ли вам кричать во всю глотку, чтобы она вас заметила? Бывают ли случаи, когда вы трясете банкой с лакомством или притворяетесь, что достаете кусочек, чтобы она подошла? Бывает ли, что собака ведет себя так, как будто не слышит вас? Подойдет ли она, если другие собаки бегают и играют вокруг? Надежность выполнения команды «Ко мне» - хороший показатель ваших отношений с собакой. Если вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, вашим отношениям надо помочь. Программа поможет вам достичь этого.

Девиз программы.
«Позитивная дрессировка – не вседозволенность» должно стать для вас лозунгом. Многие люди пытаются дрессировать «добром», но часто собака, обученная таким образом, становится испорченной, самодостаточной проблемой. Дрессировка положительными методами эффективна, если вы успешно ограничиваете подкрепление, которое собака может получить сама из окружающей среды. Чтобы изменить ее поведение и ваши отношения, вы должны перестать быть легкой жертвой требований вашей собаки и начать применять законы, по которым собаки учатся. Поощряя желаемое поведение и исключая возможность неправильного поведения, вы сделаете из своей собаки гармоничного компаньона или спортивного напарника.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Сколько длится программа?

Сколько длится программа?
Прогресс вашей собаки определяет продолжительность программы. Курс обучения разделен на четыре этапа, описанные в главах с седьмой по десятую. Продолжительность каждого этапа зависит от усилий дрессировщика и реакций собаки. Большинству взрослых собак понадобится не меньше десяти недель, чтобы пройти первый и второй этапы; некоторые льготы можно будет вернуть собаке уже через 5-6 недель. Если вы занимаетесь с щенком, вы не можете перейти ко второму этапу, пока щенку не исполнится семь месяцев; для вас программа закончится, когда собаке исполнится год.

Отдавайте себе отчет в том, что некоторые важнейшие элементы программы вам придется выполнять в течение всей жизни собаки. Они описаны в четвертой главе.

Во время выполнения программы вы по-прежнему можете наслаждаться многим из того, чем вы занимались с собакой раньше. Однако собака выучит, что все, что она хочет получить, когда бы это ни случилось, она получит только на ваших условиях. Начав заниматься по программе, вы радикально измените окружающую среду вашей собаки, сделав так, что она:

- закрыта в клетке в то время, когда не общается с вами;
- наслаждается свободным временем и упражнениями на поводке или длинной веревке;
- не залезает на мебель;
- получает корм только из ваших рук, а не из миски;
- не имеет свободного доступа к игрушкам (кроме жевательных костей);
- играет с игрушками только вместе с вами;
- играет с другими собаками, только когда вы часто подзываете ее к себе. Если подзыв недостаточно хорош, собаке не дозволяется общаться с другими собаками без поводка;
- не болтается по участку, предоставленная самой себе в свое удовольствие. Забейте лаз, если он у вас есть;
- постоянно носит недоуздок, когда находится вне клетки;
- ничего не получает «бесплатно». Все поощрение – внимание, игрушки, лакомство и т.д. - надо заслужить.
Уже через несколько недель вы увидите, насколько возрастет внимание собаки к вам и заинтересованность в работе. Но не поддавайтесь искушению остановиться на этом. Большинству собак для того, чтобы эти изменения закрепились, нужно следовать программе не меньше 12-16 недель и обязательно пройти четвертый этап. Для лучшего результата вы должны применить все элементы программы, а не только те, которые вас устраивают.

Осторожно вводите послабления, поскольку их слишком раннее возвращение пагубно для закрепления успеха надолго. Новые, более приемлемые реакции могли еще не закрепиться до того, чтобы стать привычкой. В результате собака вернется к прежней манере поведения. Тогда вам придется снова вернуться к первому этапу, и во второй раз задержаться на нем надолго.

Всегда лучше осторожно оценивать ваш прогресс и придерживаться рекомендованной продолжительности этапов с самого начала.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Роль дрессировщика в программе Ruff Love.

Усилия дрессировщика при выполнении программы определяют уровень успеха, которого достигнет его собака. Вы должны взять на себя ответственность за отношения с вашей собакой. Вы должны принять тот факт, что ваша собака – отражение вашей способности к дрессировке. Все навыки, которые ваша собака выполняет хорошо, показывают ту область дрессировки, где вы ас. Напротив, «слабые» места в воспитании вашей собаки показывают те сферы дрессировки, где вам недостает понимания. Будьте готовы искать те знания, которые вам нужны для обучения чему-либо вашей собаки.

Во время работы по программе очень важно, чтобы вы были:

- последовательны в применении каждого этапа;
- справедливы к собаке;
- сохраняли высокую частоту поощрения при обучении новым навыкам;
Та жизнь, которую до сих пор знала ваша собака, должна кончиться сегодня; с завтрашнего дня она будет выглядеть совсем по-другому. В новой жизни вы будете поощрять собаку за правильное поведение и не давать ей возможности предпочесть другое, неприемлемое поведение. Для щенков и взятых из приюта собак, пришедших в новый дом, применение этой программы гораздо проще, поскольку нет предыстории, с которой надо бороться.

Если вы твердо намерены установить прочные отношения с собакой, вы должны точно следовать предписаниям программы. Все привилегии вашей собаки должны быть отобраны, и возвращать их вы будете по одной, когда собака их заслужит. Рецепты программы могут показаться чрезмерными, и почти невыполнимыми, но тем не менее, все они необходимы для успешного прохождения программы перестройки отношений. Они могут показаться жесткими, потому что вы любите собаку и хотите, чтобы она была счастлива, но посмотрите на дело с другой точки зрения: вы же не дадите вашему сыну-подростку, который только что научился водить машину, ключи от «порша». Ответственность такого рода надо заслужить, когда юноша повзрослеет и докажет, что он достоин доверия. Таким же образом вам нужно ограничить свободу, которую вы предоставляете собаке, пока она не научится вести себя так, как вам хочется.

Попробуйте представить, как бы изменился ваш образ жизни, если бы собака получила травму. Длительное нахождение в клетке и прогулки на поводке необходимы для выздоровления. Вы никогда не будете рассматривать эти ограничения как «жесткие», но как «необходимые». Вы должны принять тот факт, что ваша собака получила травму: в этом случае скорее психическую, а не физическую. Вы должны ограничить привилегии собаки, чтобы позволить начаться выздоровлению.

Щенкам по программе для щенков тоже нужно ограничение свободы. Это позволит щенку вырасти в обстановке, когда он почти никогда не ошибается, поскольку ему редко выпадает возможность сделать неправильный выбор.

Эти ограничения позволят вашей собаке понять, что вы контролируете все, что она считает поощрением. До сих пор вы могли не осознавать, как много поощрения собака «крадет» без вашего ведома: преследование кошек или теней во дворе; прыжки на гостей; набеги на помойку; копание ям в саду; требование вашей любви; борьба с вашими собаками или детьми; наслаждение изобилием игрушек, которые вы ей подарили; спанье на кровати; ходьба на натянутом поводке; облаивание людей на улице; список бесконечен. Все это примеры поощрения, которое ваша собака может получить как только она этого пожелает. Вы можете позже решить поощрять это поведение, но программа научит вас, как делать это на ваших условиях, когда вы решите, что это возможно.

Следуйте программе без отступлений и исключений, и вы будете вознаграждены собакой, которая будет точно знать, как она может заслужить поощрение от вас!

Вводим условное поощрение.
Условное поощрение – раздражитель (любой), который изначально не имеет для собаки значения. Подавая этот сигнал (звук или еще что-либо) в паре с чем-то, что ваша собака очень любит, вы объясните ей, что этот звук или сигнал обозначает, что поощрение вот-вот будет. Ваше первое задание – научить вашу собаку реагировать на три «маркера»:

- кликер (дрессировочное приспособление в виде маленькой пластиковой коробочки с металлической полосой, при нажатии на которую издается громкий щелчок);
- слово;
- палец, направленный на собаку.
Во время обучения вам понадобится условное поощрение, чтобы отмечать «маркировать» правильное поведение вашей собаки. Лучше всего начать с кликера, поскольку большинство собак быстро улавливают связь между щелчком и наградой. Вот некоторые основные правила:

- Щелкните и дайте собаке очень вкусное лакомство (мясо или сыр) или предложите игру в «потягушки», если она ее любит. Делайте так до тех пор, пока собака не начнет радостно и выжидающе реагировать на щелчок.
- Теперь проделайте то же самое со словом, например, «Да». Скажите «Да» и поощрите собаку едой или игрушкой.
- Последний маркер – указывание пальцем на собаку. Это может понадобиться в ситуации, когда вам надо поощрить собаку бесшумно, например, в присутствии другой собаки, реагирующей на кликер или слово. Его можно также использовать в полной комнате людей или когда собака на другом конце помещения. Подкрепляйте указывание пальцем на собаку точно также, как щелчок кликера или словесный маркер.

Гните свою линию.
Если вы искренне надеетесь изменить ситуацию, не допускайте никаких отступлений от программы. Вашей собаке нужно гораздо более организованное существование, в котором вы контролируете ее выбор.

Будьте уверенны, решительны и справедливы.
Вы должны уверенно принимать решения за вашу собаку или щенка, чтобы у нее было меньше возможности считать, что она контролирует все вокруг – это особенно необходимо для агрессивных собак.

Контролируйте подкрепление.
Вы должны контролировать все, что подкрепляет поведение вашей собаки. Обращайте внимание на незаметные поощрения, которые получает ваша собака, демонстрируя социально неприемлемое поведение. Нужно исключить для нее возможность самостоятельно находить поощрение. Например, ваша собака неотрывно наблюдает за движущимися объектами, т.е. другими собаками, машинами или детьми. Она может сверлить их взглядом, скалиться, прыгать к ним или щелкать зубами. Если собака без поводка, вы не можете контролировать поощрение, которое собака находит в этом нежелательном поведении. Наказание после поведения не уменьшит ту притягательность, которую имеет подкрепление этого поведения для собаки.

Всегда, когда собака с вами, она должна быть в недоуздке и на поводке. Вы должны следить за тем, куда она смотрит, и за ее позой, чтобы иметь возможность перенаправить ее внимание до того, как она зафиксирует взгляд на цели. Вы должны использовать режим быстрого подкрепления, чтобы удерживать внимание собаки на вас, пока вы не сможете увести ее от объекта неуместного внимания.

Подкрепление правильных реакций.
Уровень поощрения - число правильных реакций, которые вы подкрепили за минуту занятия с собакой. Чтобы отследить ваш уровень поощрения, вы должны запоминать, сколько раз собака получила награду и сколько длилось каждое занятие. Например если вы занимались с собакой и 5 раз награждали ее «потягушками», а 25 раз дали лакомство, ваш уровень поощрения – 6 поощрений в минуту (30 раз разделить на 5 минут). Из этого вы можете сделать вывод, что вашей собаке приходилось ждать следующей награды в среднем 10 секунд (60 секунд разделить на 6 поощрений).

Уровень поощрения вашей собаки зависит от многих факторов:

- Насколько вы опытны в немедленном предоставлении награды после щелчка – если это постоянно занимает некоторое время, уровень поощрения будет ниже;
- Сколько времени занимает у собаки поедание того типа лакомства, которое вы используете – если ей приходится хрустеть каждый раз, уровень поощрения будет ниже;
- Где вы находитесь относительно собаки – если собаке приходится преодолеть какое-то расстояние, чтобы получить поощрение, уровень поощрения будет ниже;
- Если вы используете игрушку вместо лакомства – хотя одна игра в перетягивание может длиться до 30 секунд, она считается за одно поощрение, так что уровень поощрения будет ниже;
- Сколько времени занимает выполнение собакой задания – если само действие длится 30 секунд, это уменьшает количество наград, полученных собакой за пятиминутную тренировку.
Когда вы начинаете обучение чему-то новому, вы должны стремиться сохранять уровень поощрения не ниже 20-30 щелчков и поощрений в минуту. Чтобы достичь этого, вам больше придется использовать лакомство, а не игру. Когда собака начнет лучше понимать, что от нее требуется, уровень поощрения можно снизить и использовать игру для поощрения правильных реакций.

Поддерживайте высокий уровень успеха.
Обязательно следите за тем, чтобы во время тренировки у собаки сохранялся высокий уровень успеха. Определить его можно следующим образом: запишите общее количество реакций собаки (и тех, которые вы подкрепили, и тех, которые вас не устроили) за тренировку. Разделите количество правильных реакций на общее их количество. Вы получите уровень успеха вашей собаки на данной тренировке. Например, ваша собака предложила вам 25 реакций за время занятия, вы поощрили 10 из них, ваш уровень успеха будет 4 – т.е. 40% (10 разделить на 25).

Старайтесь, чтобы уровень успеха на каждой тренировке составлял 70-80%. Это означает, что вы позволяете собаке ошибаться только 20-30% времени работы с вами. Можно позволить уровню успеха упасть до 30-40% за одну тренировку, если при этом вы следите за тем, чтобы в остальные тренировки он оставался высоким. За неделю он все равно должен в среднем составить 80%.

После каждого занятия постарайтесь записать уровень поощрения собаки и ее уровень успеха. Если ваш уровень поощрения достаточно высок, вы увидите соответственно высокий уровень успеха. Если уровень поощрения низок, уровень успеха также будет низок.

- если в течение нескольких тренировок подряд уровень успеха будет низким, собака не будет испытывать радости от работы. Если работа не приносит ей радость, вряд ли собака будет предлагать вам большое количество действий в следующий раз. Если она предлагает мало реакций, у вас меньше возможности выбрать и подкрепить нужную, так что уровень поощрения упадет еще ниже.
- если собаке приходится слишком долго дожидаться очередного поощрения, она начинает демонстрировать признаки беспокойного поведения – лаять, крутиться, зевать или скулить. Вскоре она может прекратить работать. Поскольку она не видит возможности заработать поощрение, то перестает предлагать варианты.
Чтобы избежать любой из этих ситуаций, добросовестно относитесь к поддержанию высокого уровня подкрепления и уровня успеха в ваших занятиях. Это означает, что вы должны быть уверены, что критерии, выбранные вами для собаки, реальны и достижимы на ее уровне подготовки. Обеспечивайте высокий уровень успеха, предлагая собаке выполнить простые упражнения или занимаясь с ней вдали от раздражителей.

Отслеживая уровень поощрения и уровень успеха, вы можете наблюдать, какое влияние они оказывают на выполнение собакой работы и на ее отношение к занятиям.

Тайм-ауты при неподходящем поведении.
Когда собака ведет себя неправильно, устройте ей тайм-аут. Он может быть минимальным, т.е. вы просто поворачиваетесь спиной к собаке (если поведение, за которое вы даете этот тайм-аут, не является самоподкрепляющимся), либо мягко отворачиваете голову собаки недоуздком от отвлекающего фактора, либо убираете лакомство или игрушки, с которыми вы занимались. В других случаях вы можете заставить собаку лечь или сесть, или убрать ее в клетку. Лучше всего смешивать различные формы тайм-аутов, чтобы место или положение тела не ассоциировались с ними у собаки.

Тайм-аут – это отрицательное наказание; вы убираете собаку от того, что ей было приятно, или исключаете возможность поощрения. Даже несмотря на то, что это форма наказания, тайм-аут должен даваться в нейтральной манере. Вы не должны выказывать эмоции. Голос должен быть спокойным и приятным, если вы вообще будете что-то говорить.

Не увлекайтесь использованием тайм-аутов, поскольку они могут очень расстроить собаку. Никогда не давайте собаке тайм-аут прежде, чем подкрепите ее достаточное количество раз за нужное вам поведение. Если собака получает тайм-аут, не зная, как же надо правильно себя вести, вы не можете ожидать, что она изменит свое неправильное поведение.

Вы должны постоянно оценивать эффективность тайм-аутов. Если собака продолжает выдавать неверное поведение, еще раз пересмотрите историю подкрепления. Вам нужно сбалансировать тайм-ауты с большим количеством возможностей для поощрения. Если вам приходится давать более 25% тайм-аутов, это означает красный сигнал для вас – собака не понимает, как вести себя правильно. Упростите ей задачу, снизьте критерии или перенесите занятия в более спокойное место, чтобы собака могла достичь более высокого уровня успеха. Вы должны также попробовать режим быстрого подкрепления, чтобы поощрить собаку до того, как она успеет ошибиться. В этом режиме вы даете собаке лакомство так быстро, как только можете, так что она просто не успевает заметить отвлекающие факторы вокруг.

Памятка о тайм-аутах.
- Тайм-аут должен использоваться только при условии частого использования положительного подкрепления: нельзя вновь и вновь отправлять собаку на тайм-аут за неверное поведение, поскольку это может расстроить и вас, и собаку.
- Используйте разнообразие при тайм-аутах, меняйте позу и место. Не делайте привычкой какое-то одно и то же место (например, клетку), иначе собака может начать избегать ее (собака должна чувствовать себя в клетке комфортно и безопасно).
- Тайм-аут не должен сопровождаться эмоциями. Не расстраивайтесь и даже не думайте плохо про себя. Используйте нейтральный тон.
- Не переборщите с тайм-аутами. Если собака продолжает повторять ошибку, вернитесь назад и позанимайтесь еще; скорее всего, она просто не понимает, что вы от нее хотите.

Позитивная дрессировка – не есть вседозволенность!
Важно, чтобы вы понимали разницу между дрессировщиком, который основывает свою дрессировку на положительном подкреплении, и дрессировщиком, который все позволяет своей собаке. У такого владельца обычно испорченная собака, которая делает то, что хочет и тогда, когда она хочет. У дрессировщика, который выбрал позитивные методы, все не так. Если вы даете собаке команду, вы должны быть последовательны каждый раз. Собаки всегда делают то, что поощряется. Если вы как следует поощряете собаку, когда она правильно себя ведет, она будет снова воспроизводить хорошее поведение. Вы никогда не должны быть неуверенны насчет того, какое поведение вы хотите видеть в данный момент. Будьте четки и последовательны в своих ожиданиях. Любая неопределенность с вашей стороны приводит к нечеткому пониманию со стороны собаки.

Всегда помните, что подкрепление, которое ваша собака получает самостоятельно, для ее может быть более ценно, чем то, которое она получает от вас. От вас зависит, будете ли вы контролировать все, что поощряет вашу собаку.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Необходимые элементы всех этапов программы.

Нижеследующие «необходимые элементы» - требования программы, которые вы начнете применять сегодня и сохраните в течение всей программы и после нее. Ваше постоянство в применении этих советов позволит хорошим привычкам войти в вашу жизнь с собакой.

Любое поведение имеет последствия.
Собака, которой позволено выхватывать у вас игрушку в любой момент, когда ей этого хочется, поощряла себя за неправильное поведение. Зная, что любое поведение имеет последствия, вы можете понять, почему ваша собака продолжает вести себя плохо. Если результат приятен, поведение будет повторяться. Теперь вы повернете это по-своему и покажете собаке другие последствия ее поведения. Будьте заранее готовы поощрить то поведение, которое вам хочется видеть, и дать тайм-аут за выходки, которые вам кажутся нежелательными.

Например, представьте, что вы пришли домой с работы, а ваша перевозбужденная от радости собака пытается прыгать на вас. Вы можете выбрать один из вариантов последствий:

- можно ругать собаку или толкнуть ее коленом в грудь, как советуют некоторые дрессировщики. Однако это лишь поощряет такое поведение, потому что собака, прыгая на людей, добивается таким образом их внимания. То, что вы ругаете собаку, неважно – она получает внимание.
- Как альтернатива, вы можете дать ей тайм-аут, молча отвернувшись от счастливой собаки к стене. Собака может попытаться прыгать и вам на спину, но если вы будете продолжать игнорировать неподобающее поведение, она попробует что-нибудь другое (например, сядет или ляжет), чтобы привлечь ваше внимание. Как только она сядет, вы можете повернуться и поздороваться с ней. Если она возобновит прыжки, отворачивайтесь опять, давая собаке прямо противоположное тому, чего она добивается.
Может потребоваться творческое мышление с вашей стороны, чтобы придумать соответствующую реакцию на все варианты поведения, которые предъявляет ваша собака.

При обучении любому поведению вашей собаки (или детей!) последовательность – ключ к успеху. Если вы сохраняете постоянные рамки допустимого поведения, ваша собака начнет их уважать и придерживаться.

Собаки не допускаются на мебель.
У вашей собаки больше не должно быть возможности находиться на кровати или кресле. Собака, которая прыгает на диван, когда ей этого захочется, получает очень сильное поощрение из окружающей среды в тот момент, как только она этого пожелает. Вы должны убрать эту возможность самопоощрения. Щедрое подкрепление лежания на месте поможет, но лучше всего водить собаку в доме на поводке, чтобы не приходилось ругать ее за прыжки на мебель. С помощью поощрения собака поймет, что правила поведения дома изменились.

Вам не придется использовать это правило всю оставшуюся жизнь, но ближайший год должен пройти именно так. Поскольку сложно следовать этому правилу ночью, собака должна спать в своей клетке. Можете поставить ее около кровати, чтобы она была рядом, укрепляя ваши взаимоотношения, пока вы спите!

Вы должны контролировать поощрения извне.
Если поведение хоть раз было положительно подкреплено, вероятность его повторения возрастает. Именно это является причиной того, что многие собаки учатся воровать еду из помойки: это является поощрением. Но еда – не единственное, что может служить поощрением. Разгрызть игрушку, погнаться за другим животным, выкопать яму – все это примеры поощрения извне, которые для многих собак могут быть так же притягательны, как большой кусок мяса. Если вы знаете обо всем, что является приятным для вашей собаки, вы можете либо исключить это (погони за машинами, например), либо использовать в дрессировке (например, разрешение поиграть со шлангом для полива).

Вы должны вычислить побудительное поведение.
Побудительное поведение – действия, которые, как выучила ваша собака, принесут ей подкрепление от субъекта, на которого направлены. Собака, которая припадает на передние лапы перед другой собакой, часто поощряется тем, что вторая собака играет и бегает с ней. Собака, которая прыгает на гостя, получает подкрепление в виде внимания гостя (даже если ее ругают, это все же внимание). Попробуйте представить, что собака разговаривает на своем языке. Прыжки на гостя в переводе означают: «Эй, чувак, вот он я! Давай гладь!» Более приемлемый вариант поведения – если бы собака сидела перед гостем, как бы говоря: «Посмотрите, какой я хороший. Мама, можно меня погладят, пожалуйста?» Это более социально приемлемое побудительное поведение, и его надо поощрить.

Ваша собака постоянно демонстрирует побудительное поведение. Вам надо быть более наблюдательным, чтобы замечать его и отличать «Эй, чувак», которое надо свести на нет, от «Мама, можно?», которое надо поощрять. Таблица ниже обрисовывает четыре ситуации, где владелец поощрял поведение «Эй, чувак». Изменив свое поведение, владелец может прекратить подкрепление нежелательного поведения и начать поощрять более предпочтительное «Мама, можно?»

Дело не в том, что наши собаки – мастера манипулирования, или придумывают заговор, чтобы заставить нас исполнять свою волю. Правда в том, что побудительное поведение повторяется из-за длительной истории поощрения. Вы теперь можете повернуть это вспять и начать поощрять более подходящие варианты поведения, описанные в таблице.

Пришло время и вам сесть и составить собственный список вариантов побудительного поведения, которые демонстрирует ваша собака. Решите, какие из них вы хотите оставить, а от которых хотите избавиться. Когда вы понимаете, чего добивается собака, вы можете отреагировать быстро и соответствующим образом. Если ваша собака получит от вас не тот ответ, которого добивалась, ей меньше захочется повторять это поведение.

Чем более приятным для собаки было поведение «Эй, чувак!», тем больше вам надо подкреплять альтернативное, более желательное поведение «Мама-можно?», которое должно его заменить. Последовательность – ключ к успеху. Каждый раз, когда собака возобновляет свои требования, вы должны проигнорировать ее, выйти из комнаты или закрыть ее в клетке, или отреагировать другим способом, который приведет к результату, противоположному тому, которого добивалась собака. Когда собака ведет себя «Мама-можно?», обязательно поощрите ее, чтобы увеличить вероятность повторения этого поведения.

Примечание: Если поведение собаки самоподкрепляющееся (например, жевание мебели или облаивание кошки), вы не можете просто проигнорировать его, поскольку собака получит поощрение и в ваше отсутствие. В этом случае, вы должны убрать собаку из этого окружения.

Нет ничего бесплатного.
Попросите собаку сделать что-нибудь (сесть, лечь, коснуться ладони) перед тем, как дать ей что-то хорошее. Ничего из того, что она ценит, не должно попадать к ней бесплатно. Ваша собака должна заслужить все поощрение, которое вы ей даете.

Перед тем, как вы откроете дверь клетки, собака должна сесть или лечь.

Положите руку на дверцу клетки и попросите собаку сесть (или лечь). Как только она сядет, похвалите ее и откройте клетку; если она вскочит, закройте дверь и выпрямитесь. Положите руку на клетку и снова попросите сесть. Повторяйте этот процесс, пока собака не останется сидеть при открытой двери, дайте ей лакомство, прицепите поводок и выпустите ее. Только вы принимаете решение выпустить ее из клетки. Когда собака выйдет из клетки, попросите ее еще раз сесть, и похвалите и угостите за это. Каждый раз, когда собака выходит из клетки, вы должны требовать от нее, чтобы она обращала внимание на вас, а не мчалась посмотреть, что делают остальные.

Мноие собаки ведут себя в стиле «Эй, чувак!», когда их владельцы открывают дверь, и выскакивают, едва появляется маленькая щель. Помимо того, что это очередной пример самопоощрения, это потенциально опасно. Если собака так вылетит из клетки, стоящей в машине, она может не только травмироваться при падении, но и попасть под машину. Вам нужен контроль над этим поведением, чтобы обеспечить ее безопасность, и чтобы дать ей возможность заслужить право выйти из клетки. Работайте над более подходящей реакцией вашей собаки: «Смотри, я сижу перед дверцей клетки, мама-можно я выйду?»

Перед тем, как вы откроете входную дверь, собака должна сесть или лечь.

Повторяйте ту же процедуру, что и с выходом собаки из клетки, чтобы выйти с собакой из дома. Скоро для собаки сигналом для посадки будет ваша рука на ручке двери, поскольку за этим всегда следует команда сесть. Ваша собака должна быть на поводке и в недоуздке, чтобы вы могли предотвратить стремительный полет на улицу. Она должна сидеть перед открытой дверью, пока вы не разрешите ей выйти. Обязательно используйте лакомство, чтобы помочь собаке сделать выбор в пользу посадки около двери.

Перед тем, как собаке позволяется есть, она должна сидеть или лежать, когда вы ставите ее миску на пол в другом конце комнаты, а затем по команде подбежать и сесть около вас.

В начале собака должна быть близко от вас, на поводке и в недоуздке, чтобы вы могли помочь ей поступить правильно. Вы будете скармливать ей большую часть рациона из рук, но можете оставить несколько кусков, чтобы научить ее контролировать себя при виде миски. Постепенно увеличивайте расстояние между вами, подвигайтесь перед тем, как поставить миску, чтобы собака не реагировала на ваше движение.

Чтобы поиграть, ваша собака должна коснуться вашей ладони носом.

Предположим, ваша собака хочет погоняться за мячиком. Перед каждым броском просите ее коснуться ладони носом (в начале обучения прикрепите длинную веревку к обычному ошейнику, чтобы вы могли контролировать игру). Используйте касание носом для начала любой игры или другого развлечения, которого хочет ваша собака. Если вы еще не научили этому трюку свою собаку, посмотрите как это сделать дальше в этой же главе.

Перед тем, как получить лакомство, собака должна выполнить как минимум одну команду.

Больше никакой халявы! Все лакомство дается только как поощрение за выполненную работу. Не показывайте собаке еду, даже не пододвигайте поближе емкость с кусочками, пока собака не сделает то, что вы попросили. Лакомство – это награда за работу, а не взятка для того, чтобы работа началась. Вы можете попросить сделать что-нибудь простое, сесть или войти в клетку. Независимо от того, что вы скомандовали, не показывайте лакомство, пока собака не выполнит команду правильно.

Позитивная дрессировка – не есть вседозволенность
Всегда сохраняйте одни и те же критерии для поведения, которое вы ожидаете от своей собаки. Подавайте команду только один раз, и контролируйте последствия. Они могут быть приятными (поощрение) или неприятным (тайм-аут).

Игры для построения взаимоотношений и инструменты управления.
Существует ряд совместных игр, которые на разных стадиях программы помогут улучшить ваши отношения. С их помощью вы можете объяснить собаке, что игра и работа – это одно и то же. Отношение собаки к работе улучшится, поскольку вы получите над ней контроль, а она будет более заинтересованна.

Не ограничивайтесь играми, предложенными здесь. Используйте свое воображение, чтобы придумать другие игры, чтобы помочь собаке видеть источник веселья именно в вас.

Когда играете с собакой, всегда помните следующие правила:

- Всегда получайте удовольствие сами от игры. Собака может понять, изображаете ли вы удовольствие. Энергия порождает энергию, так что будьте интересны для собаки.
- Используйте только то подкрепление, которая собака действительно любит. Например, если собака не любит игрушки, не надо пытаться использовать их как поощрение в игре. Вы должны тогда приучить ее получать удовольствие от игрушек, до того, как начать подкреплять ими игру.
- Будьте уверены в том, что вы начинаете и заканчиваете игру. Когда собаке понравятся игры с вами, она может попробовать использовать поведение «Эй, чувак!», чтобы инициировать игру. Если работа равняется игре, вы должны установить правила, которым собака должна следовать и в работе, и в игре. Если вы требуете от нее уважения во время игр, вы скорее добьетесь внимания от нее во время занятий.
- Никогда не позволяйте собаке принять решение не играть после вашего приглашения. Если вы стараетесь вовлечь ее в игру, начало должно быть таким привлекательным, чтобы она не отказывалась. Если она слишком отвлекается и не может играть, надо перейти в более спокойное место.
- Время игры должно быть очень коротким. Если вы играете слишком долго, собака может устать и выйти из игры сама. Если это случилось, запишите продолжительность игры, чтобы понять оптимальное время для данного уровня подготовки вашей собаки. Это позволит вам предотвратить такие ситуации.

Дай ошейник.

Есть много ситуаций, в которых вам придется сгрести собаку за ошейник, например, чтобы избежать опасности. Игра «Дай ошейник» учит собаку, что касание ошейника – хорошая штука, и что даже если вы хватаете за него, бояться нечего.

Начните с того, что возьмите лакомство, которое ваша собака действительно любит. Наклонитесь и коснитесь ошейника, дайте собаке лакомство. Скоро касание ошейника станет «кликом», который говорит собаке, что сейчас последует хорошее. Постепенно начинайте хватать ошейник, все быстрее и быстрее, перед тем, как поощрить собаку. Скоро ваша собака будет подставлять шею, увидев, что вы тянете к ней руку.

Можете пойти дальше, держа лакомство во рту, так что после хватания ошейника вы будете доставать лакомство изо рта. Это побудит собаку смотреть вам в лицо после касания ошейника. Если собака смотрит на вас, когда вы ее хватаете, она вряд ли будет отвлекаться на что-то вокруг.

Касание ладони.
Если вы не научили собаку касаться носом вашей руки, это отличное задание для улучшения взаимоотношений. Вы можете использовать это упражнение, чтобы перенаправить внимание собаки, или чтобы помочь ей занять позицию около вас. Это также хориший способ поднять уровень поощрения на занятии: задание простое, так что собаке проще добиться успеха.

Возмите кусочек в руку, закройте руку и опустите вниз. Когда собака придет посмотреть, щелкните и откройте руку, чтобы собака съела кусочек. Сделайте то же самое другой рукой. После двух повторений каждой рукой, опустите руку открытой ладонью к собаке. Когда она подойдет исследовать, щелкните и дайте кусочек из миски (стоящей на столе около вас). Собака быстро поймет, что если она ткнется в руку носом, она получит кусочек.

Когда собака выучит это упражнение, можете опускать руку, чтобы собака подошла к ней, каждый раз, как вам потребуется ее внимание. Можете также использовать это как способ заработать, когда хотите дать собаке что-нибудь. Можно просить коснуться руки, когда собака хочет поиграть – чтобы это стало ее сигналом.

Примечание: Чтобы заложить хорошую базу для будущих выступлений, когда опускаете руку вдоль бедра, следите, чтобы она была чуть сзади. При движении по команде рядом собака должна быть рядом с вами, а не впереди.

Игра 1-2-3.
Играя в 1-2-3, собака учится, что она контролирует поощрение, пока играет по вашим правилам – чтобы получить то, что она хочет, она должна сначала сделать то, что хотите вы.
Это называется «принцип Примака». Игра переносит тот энтузиазм, который вызывает у собаки поощрение, на саму игру, которая также становится поощрением. Игра 1-2-3 усиливает игру в перетягивание и учит:
- сильному драйву незаинтересованную собаку;
- быстрой посадке или укладке заинтересованную собаку;
- концентрации на хэндлере;
- взрыв из посадки или укладки.
Обучение игре состоит из шести последовательных этапов. Отрабатывайте их короткими занятиями, чтобы сохранить энтузиазм собаки. Каждое повторение на любом из этапов должна длиться от одной до 10 секунд. Каждое занятие должно быть не более двух-трех минут. Нет минимального времени занятий; короткие занятия всегда лучше для заинтересованности. Заканчивайте занятие, когда желание вашей собаки играть еще очень велико. Если вы закончите, когда желание и концентрация уже идут на спад, вы научите собаку инициировать поведение «выключения». Помните, работа равняется игре. Вы всегда решаете, когда начинается и заканчивается работа/игра.

Этап 1: «Сидеть-беги-хватай».
Игра с очень ценной игрушкой (если ваша собака не интересуется игрушками, можете использовать любимое лакомство; просто вместо перетягивания предлагаете ей еду). Встаньте перед собакой перепендикулярно к ней (меняйте позицию – стойте к ней то левым, то правым боком). Возьмите игрушку в дальнюю от собаки руку и так, чтобы она ее не видела. Если собака в какой-то момент на вас не смотрит, не продолжайте. Подождите, пока она снова на вас посмотрит. Не зовите и не уговаривайте ее на вас посмотреть.

Попросите собаку сесть или лечь (что именно – неважно, но используйте одно и то же выбранное вами положение, пока собака не выучит игру; потом можете попробовать и другое положение). Щелкните немедленно, как только она коснется земли, скажите «хватай» или «бери», повернитесь и бегите от собаки. Реакция должна быть немедленной: щелкнуть, повернуться и бежать. Когда собака догонит вас, отдайте ей подкрепление все еще «дальней» рукой, чтобы она продолжала тянуться к награде. Весь процесс должен быть стремительным. Когда вы дали собаке подкрепление, поиграйте с ней, чтобы продлить время поощрения, потом попросите ее бросить игрушку (в начале вы можете поднести ей к носу лакомство, чтобы она бросила игрушку. Однако если она продолжает пассивное сопротивление, используйте тайм-аут, как описано ниже). Когда собака бросит игрушку, попросите ее сесть еще раз, потом щелкните и убегайте.

Когда ваш уровень успеха достигнет 80%, и собака очень заинтересована в игре, можете переходить ко второму этапу.

Примечание: Важно использовать команду («хватай» или «возьми»), которая разрешает собаке схватить игрушку. Используйте команду каждый раз, когда играете в потягушки. Не надо, чтобы собака гадала, когда можно хватать игрушку, а когда нет.

Этап 2: Учимся терпению.
Начните, стоя перпендикулярно собаке. Попросите ее сесть. Сделайте один шаг боком от собаки, чтобы увеличить дистанцию. Скорее всего, собака пойдет за вами (не злитесь! Это хорошо!) Каждый раз, как собака начинает приподниматься, возвращайтесь к ней и снова просите сесть. Пожалуйста, не меняйте тон с мягкого и дружественного, когда повторяете команду «сидеть». Не надо добавлять «жди» или «место»; вы учите собаку, что команда «сидеть» означает «сидеть, пока не скажут, что делать дальше». Продолжайте пытаться сделать один шаг от собаки. Будьте терпеливы и прощайте ей попытки следовать за вами, ведь это означает, что собака любит игру и не может дождаться, пока она начнется. Скоро она перестанет пытаться идти за вами; вот тогда играйте с ней. Когда она наконец останется на месте, щелкните, скажите «хватай», бегите и играйте, как на первом этапе.

Ваша собака на собственном опыте пробует «принцип Примака»: чтобы получить то,что она хочет, ей придется сначала выбрать сделать то, что хотите вы. Вы учите собаку что то, чего хотите вы – это то же самое, чего хочет она сама!

Этап 3: Больше терпения.
Шагните от собаки и подождите, как во втором этапе, но задержите щелчок примерно на 2 секунды. Щелкните, бегите и играйте. Если получится, можете отходить на большее количество шагов (все еще перпендикулярно к собаке). Каждый раз, когда собака сидит и ждет, щелкните и бегите.

На этом этапе не забывайте менять сторону, которой вы стоите к собаке, чтобы она считала и правое, и левое ваше плечо стартовой позицией. Меняйте количество шагов, на которое отходите. Максимальная дистанция будет зависеть от драйва и концентрации вашей собаки. Если собака смотрит по сторонам или перестает интересоваться, стойте ближе к ней,пока не выстроите большую заинтересованность в игре.

Этап 4: «Игровое» положение тела.
На этом этапе мы вводим «игровую» позицию. Эта позиция будет сигналом для собаки, что вы собираетесь начать ее самую любимую игру. Отойдите от собаки, слегка согните колени, как будто вы готовы помчаться от нее. Вам все еще надо стоять перпендикулярно к собаке. Внимательно смотрите на собаку, как будто вы подзадориваете ее попытаться поймать вас. Подождите примерно две секунды до щелчка, скажите «хватай», и убегайте. Если собака шевельнется во время этого процесса, вернитесь к позиции «игра закончена», т.е. выпрямитесь. Вы можете быстро перейти от одной позиции к другой, если собака повернула голову в сторону, начала нюхать, или демонстрирует другие признаки нежелательного поведения.

Этап 5: Добавляем дыхание.

На пятом этапе мы будем воспитывать у собаки предвкушение старта. Надо, чтобы она ошибалась (но не олее 20-30% за тренировку). Когда собака ожидает начала игры, она показывает, что любит играть. Собака, которая хочет работать с вами, не может быть плохой. Воспользуйтесь ее энтузиазмом и сохраняйте терпение.

Попросите собаку сесть, встаньте в вашу стартовую позицию. А теперь быстро и громко вдохните воздух. Вы можете также завести собаку, взглянув на нее или сделав еще один шаг до начала игры. Меняйте свои действия, чтобы вы были непредсказуемы и, тем самым, более интересны для собаки. Иногда щелкайте, командуйте «хватай» и бегите сразу же, как займете позицию.

Этап 6: Выстраиваем цепочку с конца.

Когда ваша собака очень заинтересована в игре и успешно прошла пять этапов, можно добавлять фразу «Раз-два-три!». Чтобы помочь собаке добиться успеха, надо начать с конца. Когда обучение идет с конца, вы сначала учите последнюю часть, так что все ваше обучение всегда подводит к тому, что собака уже хорошо знает. В нашем случае мы сначала учим слово «три», поскольку это последний элемент всей фразы.

Встаньте в стартовую позицию и скажете, растягивая «Три-и-и-и-». Поскольку вы в первый раз скажете что-либо еще, кроме «хватай», собака точно подскочит. Помните, что надо оставаться игривым! Выпрямитесь и дождитесь, пока собака не сядет (или вернитесь к ней и скажите «сидеть»). Когда собака начнет оставаться и после слова «Три-и-и-и», скажите ей «хватай», щелкните и бегите, чтобы начать игру.

Когда вы успешно справились со словом «три», можете добавить перед ним слово «два». Вы будете вставать в позицию, произносить «два-а-а-а, три-и-и-и-и, ХВАТАЙ!» и убегать от собаки. Потом добавьте слово «Раз».

Этап 7: Используем менее ценное поощрение.

Когда сама игра становится поощрением из-за того, что она влечет за собой, можете начать использовать менее ценное поощрение. Это может построить у собаки драйв к другим игрушкам. Однако, подкрепление все еще постоянное, т.е. собака всегда получает поощрение в конце игры.

Игра «сидеть-хватай-сидеть».

Прерывайте любую игру в перетягивание частыми командами на послушание, например, «сидеть» или «лежать». Обычная игра должна выглядеть так: «сидеть-хватай-сидеть-хватай-лежать-хватай-сидеть-лежать-хватай и т.д.».Мы пытаемся создать у собаки желательное нам поведение «мама-можно?» во время игры. Когда вы просите отдать игрушку и собака ее бросает, попросите сесть или лечь. Вскоре она начнет сама предлагать эти позиции, когда вы будете говорить «дай». Это желательное поведение «мама-можно?», и оно должно быть подкреплено. Можете щелкнуть и возобновить игру в перетягивание.

Если собака пытается отнять у вас игрушку.
Если, когда вы забираете у собаки игрушку, она продолжает прыгать и пытаться отнять ее у вас - «Эй, чувак, давай дальше играть!» - вы должны дать ей тайм-аут. Возьмите ее за ошейник, мягко притяните ее шею к ноге и подержите так. Ослабьте игрушку так, чтобы собака не чувствовала сопротивления (при этом вы держите ее ошейник так, чтобы она не могла сама ее тянуть). Стойте спокойно и не смотрите на собаку. Не тяните игрушку; вы даете собаке тайм-аут за неправильное поведение. Помните, игрушка ваша; собака может ей играть только по вашему приглашению.

Если собака не отдает игрушку.
Описанный выше способ тайм-аута эффективен и в этом случае. Будьте терпеливы и прижимайте ошейник к ноге до тех пор, пока собака не решит, что такой способ игры ей наскучил (вы ее держите, тянуть она не может). Как только она бросит игрушку, щелкните и поощрите ее лакомством. Иногда после щелчка поощряйте еще одной игрой в перетягивание.

Игра «Хватай-брось».
Эта игра – хорошая проверка ваших успехов в выполнении программы. Держа собаку на поводке, поиграйте с ней в перетягивание. Во время игры отпустите свой конец игрушки и попятьтесь от собаки, похлопывая по ноге, чтобы стимулировать ее двигаться за вами. Если она идет к вам, похвалите как следует и продолжите игру в перетягивание. Если она убегает с игрушкой, чтобы поиграть самой, быстро молча выйдите из комнаты и закройте за собой дверь. Если у вас есть дома вторая собака, возьмите ее и поиграйте с ней около закрытой двери. Через полторы минуты вернитесь в комнату (без второй собаки) и посмотрите, что там делает ваша собака. Если она радуется вам, похвалите и бегите к игрушке. Если она побежит вперед вас и схватит игрушку, повторите процедуру игры со второй собакой. Если у вас нет второй собаки, просто выйдите за дверь и как следует погикайте, как будто играете (только сначала закройте шторы, чтобы вас соседи не увидели!). Если после двух попыток собака все еще не подходит к вам, возьмите ее на поводок и без игрушки отведите в клетку.

Это означает, что собака все еще считает, что интереснее играть в игрушки без вас, чем с вами. Нечестно продолжать давать ей тайм-ауты, пока вы еще недостаточно поощрили игру с вами. Продолжайте играть в перетягивание, не отдавая игрушку собаке. Периодически поощряйте собаку, если она отдала игрушку по команде.

Игра в «прятки».
Эта игра учит вашу собаку наблюдать за вами. Начните в месте, свободном от отвлечений, и как следует огороженном (арендуйте зал местного дрессировочного клуба на полчаса, если нет других вариантов).

Войдите туда и бросьте поводок. Что будет делать собака?

1. Если она смотрит на вас, достаньте игрушку и как следует поиграйте. Потом следующие пять минут пытайтесь убежать от собаки. Каждый раз, как она вас догоняет, поощряйте! Это огромный шаг вперед – собака выбирает вас!
2. Если, напротив, собака начинает исследовать окрестности, бегите от нее и прячьтесь – ничего не говорите, чтобы подсказать собаке, что вы уходите. Надо оставаться в укрытии, пока собака не начнет беспокоиться по поводу вашего отсутствия. Если она вас ищет, но не находит, издайте какой-нибудь звук (но не зовите ее). Когда собака уже сильно обеспокоена, выберите момент, когда она не смотрит в вашу сторону, выберитесь из укрытия и бегите от собаки. Когда она вас догонит, поощрите как следует. Это упражнение не будет иметь успеха, если для собаки есть возможности поощрения в окружающей среде, так что ей будет все равно, что вы ушли.
Помните, что все имеет свои последствия. Игра в «прятки» учит собаку, что как только она отведет от вас глаза, вы исчезнете. Вы перекладываете на собаку ответственность за то, чтобы следить за вашими перемещениями, а не позволяете ей делать что угодно, оставляя вам право ловить ее, когда вам надо, чтобы она подошла.

Учим «Рядом» и «Нога».
Научите собаку командам «Рядом» (слева от вас) и «Нога» (справа от вас). Если собака может на прогулке менять стороны по команде, у вас есть отличный инструмент управления, когда вы проходите мимо чего-то интересного. Вместо того, чтобы подбирать поводок при проходе мимо другой собаки, вы можете использовать команду, чтобы собака перестроилась позади вас на противоположную сторону. Это позволяет вам отгородить собаку собой от другой собаки.

Вы сможете заранее перестраивать ситуацию таким образом, чтобы вашей собаке не пришлось чувствовать необходимость защищать вас или вести себя агрессивно по отношению к приближающейся собаке. Это также полезно для чрезмерно активных собак, любящих знакомиться с собаками. Это дает им задание, которое надо выполнить, прежде чем кидаться к новому другу. То, что собака должна поработать, когда она видит другую собаку, сделает ее менее возбудимой среди собратьев. Это также бесценно при прохождении по выставке. Вы можете перестраивать собаку так, что она не будет проходить нос к носу со всеми встречными собаками. Особенно это важно для маленьких собак, которые часто становятся мишенью для чересчур активных крупных собак.

Посадите собаку сзади себя. Скажите «Нога» и похлопайте себя по правой ноге. Щелкните, когда собака подойдет к ней и покормите справа. Повторите то же с левой ногой, повторяя команду «Рядом». Вскоре вы сможете перестать похлопывать, поскольку собака выучит голосовые команды. Помните, что команду голосом надо подавать ДО жеста. Вы также можете добавить посадку у ноги, когда собака подойдет к ней по команде «Рядом» или «Нога».

ГЛАВА ПЯТАЯ. Отслеживаем прогресс

Начните вести журнал (см. Приложение 2). На первой странице оцените ваши настоящие отношения с собакой по десятибалльной шкале. Шкала основана на:

- состоянии команды «Ко мне»
- желании собаки работать с вами
- фокусировании внимания собаки на вас в присутствии раздражителей
- истории поиска поощрения не от вас, а от окружающей среды.
Пересматривайте эту страницу в начале каждого месяца и создавайте новую страницу с отчетом о положении дел.

Составьте список поощрений.
Поощрения – это то, что ваша собака любит, и что подкрепляет поведение, делая его повторение более вероятным. Начните в вашем журнале список поощрений. Разделите лист на три части:

- во-первых, перечислите все возможные пищевые поощрения, которые только сможете придумать; не ограничивайте список только теми лакомствами, о которых вы уже точно знаете, что собака их любит;
- во-вторых, внесите в список все игрушки, которые бы понравились вашей собаке; например, пищащие игрушки, теннисные мячи, плюшевые игрушки и т.п.
- Наконец, перечислите все виды деятельности, которые могут нравиться вашей собаке. Деятельностью может быть преследование мяча, езда в машине, валяние в грязных лужах, плавание и т.п.
Помните, что это вещи, которые нравятся собаке и являются для нее подкреплением. Это совершенно не обязательно должно нравиться вам.
Если у вас сложности с выдумыванием возможных приятных вещей, зайдите к нам на сайт на http://www.clickerdogs.com, выберите «Статьи» и затем «Список поощрений». Это обширный список, который может вам помочь.

Расставьте поощрения по ценности.
Когда ваши три списка готовы, проставьте у каждого пункта ценность, которую ваша собака ему придает. Пронумеруйте их от одного до пяти.
«Пять» - это то, чему ваша собака будет рада в любое время и в любом месте
«Четыре» - эти виды поощрения работают большую часть времени, но не всегда
«Три» - на это ваша собака согласится только в определенных, идеальных условиях
«Два» - это ваша собака пробовала всего раз или два
«Один» - это вашей собаке не нравится никогда и нигде

Еда Игрушки Деятельность

Гамбургер 5 Фрисби 1 Бегать за кошками 5
Попкорн 3 Теннисные мячи 4 Лаять 5
Сыр 4 Палки 5 Бегать за хвостом 2
Яблоки 2 Снежки 4 Бегать вдоль забора 4
Бекон 5 Резиновая игрушка 3 Кусать пылесос 5
Картофель фри 5 Пластиковые бутылки 5 Тянуть вас 4
Мороженое 5 Поводок 4 Плавать 4
Арахисовое масло 4
Диванные подушки 5
Обниматься 3
Сосиски 4
Велосипедные шины 3
Играть в мишень с рукой 3
Кубики льда 4
Носки 5
Бегать в парке 5
Кошачий корм 5

Определите, какое поведение вы хотите убрать, а какое поощрение взять под контроль.
Вспомните таблицу, описывающую побудительное поведение в гл.4. Сделайте в вашем журнале список действий собак, которые вы бы хотели исключить из вашей жизни. Напишите альтернативный вариант «Мама-можно?», который заменит теперешнее «Эй-чувак!». Например, предположим, что ваша собака любит ездить на машине и прыгает и царапает дверь, пока вы не посадите ее в салон. Это поведение «Эй-чувак», которое вы хотите изменить. Более приемлемый вариант «Мама-можно?» - если собака побежит к двери, сядет и подождет, пока вы не впустите ее в машину.

Снова проверьте ваш список поощрений. Ваша цель – превратить поощрения, отмеченные «двойкой» или «единицей», в «пятерочные» поощрения для вашей собаки. Если в списке есть подкрепление, которое ваша собака получает от окружающей среды, отметьте его. Все поощрение, которое ваша собака получает от окружающей среды, должно быть заменено на то, которое она получает от вас.

Другие разделы вашего журнала.
В журнале вам также понадобятся следующие разделы:

- прогресс с подзывом – поскольку над подзывом вы будете работать каждый день (см. приложение 1), вам надо пересматривать и переоценивать ваш список отвлечений. То, что было раньше отвлечением на 4, теперь может стать нулевым. Вам также нужно записывать, где вы работали каждый раз.
- Нежелательное поведение. Чтобы влиять на изменения поведения вашей собаки, вам надо записыать любую нежелательную реакцию, которую вы у нее заметите. Это особенно важно при работе с агрессивной собакой или со щенком. Записывайте случаи оскаливания, рычания, укусов или даже пристального взгляда. Другие «нормальные» действия, как кража еды, преследование кошек (а почему собака оказалась без поводка?) или выхватывание у вас игрушки вы также должны заносить в журнал, чтобы можно было работать над их исправлением.
- Занятия по дресировке. Это должен быть главный раздел вашего журнала. Вы должны записывать все свои занятия. Обязательно пишите дату, время дня, ваше настроение, настроение собаки, какое лакомство использовали, какие были использованы игрушки, какие были отвлечения, и любую другую информацию, которая вам кажется важной.

Почему важно это все записывать? Великий дрессировщик животных Боб Бэйли считает, что большинство проблем в дрессировке могут иметь одну из трех причин:

- критерии – вы точно себе представляете, какую реакцию собаки вы хотите увидеть, чтобы поощрить? Вам также надо точно представлять, что вы не хотите поощрять. Держа в уме все возможные нежелательные реакции, вы точно сможете их проигнорировать, если собака предложит одну из них.
- Время подкрепления. Совпадают ли ваше и собачье мнения о том, за что вы щелкаете? Если ваш щелчок постоянно звучит до или после правильного выполнения собакой нужного действия, она не сможет связать щелчок с требуемыми действиями. Пусть другой дрессировщик посмотрит на вас со стороны, чтобы он назвал то действие, которое вы отмечаете щелчком. Если это невозможно, запишите свое занятие на видео и просмотрите запись сами.
- Уровень поощрения. Не слишком ли он низок? Записывайте как процент успеха собаки, так и количество ошибок (вы должны стремиться к успеху в 70-80% случаев). Также записывайте количество реакций в единицу времени (см.гл.3).
Записывая все, что только возможно, вы сможете выяснить, были ли причины, вызвавшие нежелательное поведение. Вы также сможете отследить недостаточный прогресс в развитии желательного поведения.
Хорошо заполненный журнал также является хорошим подкреплением для дрессировщика, поскольку вы всегда можете посмотреть, откуда вы начали свой путь и сколько отдачи от вложенного труда.

Источник: http://dogschool.ru
Категория: Вопросы воспитания и содержания | Добавил: lenchic (17.02.2013)
Просмотров: 2842 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]