Главная » Статьи » Разное |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КУРСОВ РКФ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ-4
ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ С КЛИЕНТОМ. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ Основы психологии. Психология общения. Конфликт и пути его разрешения. Права сторон. Взаимопонимание между людьми. Правовые отношения. Этические системы. Мораль. Этика общественных отношений. Добродетели повседневной жизни. Справедливость. Экономика и справедливость. Этика взаимопонимания. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ Началом совместной работы инструктора и владельца собаки является заключение взаимовыгодной сделки. Известно, что заключению сделки предшествуют несколько стадий: 1. Стадия предварительного сбора информации; 2. Стадия убеждения в необходимости и преимуществах предлагаемых услуг; 3. Стадия принятия обязательств (стадия завершения сделки). Немаловажную роль при заключении сделки играет впечатление, которое производят друг на друга договаривающиеся стороны. Поэтому при изучении данной темы необходимо ознакомиться с правилами ведения переговоров, и соответственно, изучить литературу по вопросам ведения совместной деятельности. Независимо от того, по какому курсу дрессировки инструктор обучает собаку, качество его работы определяется тремя показателями: 1. Смог ли инструктор найти правильный (рациональный) подход к владельцу собаки (при общении с ним), а также выработать единую тактику в решении вопроса дрессировки; 2. Удалось ли установить такой уровень отношений (между собакой и человеком), который в конечном итоге вел бы к желанию собаки идти на контакт с владельцем (инструктором) и, соответственно, к желанию выполнять команды; 3. Соответствует ли уровень подготовки собаки нормативным требованиям того курса дрессировки, по которому проводились занятия. САМОКОНТРОЛЬ. Какие стадии предшествуют заключению сделки между инструктором и владельцем собаки? Что такое психология общения? Как добиться взаимопонимания между людьми? Каковы правовые отношения между инструктором и владельцем собаки? ТЕМА 8. МЕТОДИКА ДРЕССИРОВКИ. ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ И ТЕСТИРОВАНИЯ СОБАК Понятие об обшей и частной методике дрессировки. Формы научения. Тренировка собак. Дрессировочные нормативы. Общая и частная методика дрессировки собак по дисциплинарным курсам. Общая и частная методика дрессировки собак по специальным курсам. Общая и частная методика дрессировки собак по комплексным курсам. Общая и частная методика дрессировки охотничьих собак. Правила испытаний и тестирования собак. Нормативные документы FCI-РКФ. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ www.gsd-online.ru Импритинг. Ранняя сенсорная депривация и ее последствия. Ранний послеродовой период жизни (особенно у незрелорождающихся животных, к которым относятся и собаки) характеризуется беспомощностью детенышей, зависимостью их от родителей, функциональной незрелостью многих отделов головного мозга и большинства анализаторных систем, а также большой вероятностью того, что в этот период детеныши будут контактировать с представителями только своего вида (родителями, братьями и сестрами) и находиться в том месте (участок территории, где расположено логово), которое наиболее свойственно данному виду животных. При таких условиях в ранний возрастной период научение происходит очень специфично: в форме импринтинга или запечатления. Ипринтингом в зоопсихологии принято считать специфическую форму научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых поведенческих актов, родительских особей (выступающих одновременно как носители типичных признаков вида), братьев и сестер, пищевых объектов (в том числе животных-жертв) и др. Характерными особенностями импринтинга, отличающими его от других форм научения, являются преимущественное проявление его на ранних этапах постнатального (послеродового) развития (как исключение известно явление родительского импринтинга), возможностью его осуществления лишь в течение ограниченных периодов (называемом чувствительными), чрезвычайно быстрое осуществление научения (иногда без выраженного подкрепления) относительная необратимость результатов и значительное влияние, оказываемое импринтингом на последующее развитие поведения животных. Впервые явление импринтинга было открыто и изучено на птицах (особенно известны работы К. Лоренца и его школы). Однако импринтинг свойственен и млекопитающим, но у них он более растянут во времени и сглажен в своем проявлении. Так, например В. А. Трошихин и Л. Н. Козлова обнаружили у щенков собаки в первые дни их жизни образование условных реакций на запаховые раздражители. При этом была отмечена быстрота их выработки, трудность угашения и легкость восстановления, что позволяет рассматривать их как запечатление. Принимая во внимание этологические особенности импринтинга, можно выделить следующие его виды: социальный, экологический, пищевой и инструментальный. Социальный импринтинг направлен на формирование внутривидовых и межвидовых взаимодействий. К социальному импринтингу относят детский, родительский, половой и видовой. Экологический импринтинг обуславливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания), к существованию в которой этот вид подготовлен филогенетически. Посредством пищевого импринтинга молодое животное получает информацию о существовании в данной экологической нише пищи и о методах ее добывания. Менее изучен инструментальный импринтинг, к которому можно отнести обучение особенностям подниматься на ноги, стоять и передвигаться новорожденных животных, некоторые пантомимические движения и другие двигательные реакции, освоенные в чувствительный период. Инструментальный импринтинг характеризуется быстрым процессом выработки каких-либо двигательных реакций, которые стабилизируются после небольшого числа сочетаний действия раздражителя и подкрепления. В связи с этим, если тот или иной вид запечатления произошел, соответствующий чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия. По окончании чувствительного периода новая информация, даже сверхзначимая, не оказывает влияния на развитие. Ранняя сенсорная депривация. Невозможность осуществления адекватного виду животного импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (депривация - лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов. Комплексное негативное влияние ранней сенсорной депривации в итоге отрицательно сказывается на процессе более совершенных форм научения. Так, например, выращивание щенков в условиях социальной депривации (изолированно) до 9-12 месяцев вызывает у них значительные отклонения в пищедобывающей, ориентировочно-исследовательской, агрессивно-оборонительной, половой и социальной формах деятельности. В то же время, несложные занятия с собакой (тренировка торможения) на 4-6-й; 8-10-й и 16-18-й неделях жизни показали, что в будущем лучше обучаются те животные, у которых тренировку начинали в более ранний период. Негативное научение (привыкание). Ориентировочно-исследовательское поведение, его значение и роль в дрессировочном процессе. Негативным научением или привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. Привыкание считается наиболее распространенной формой научения. Отличительной особенностью такой формы приобретения опыта является не приобретение новых поведенческих реакций, а утрата или ослабление уже имеющихся. Биологическое значение привыкания заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования организм должен уметь различать существенные и несущественные для его жизнедеятельности раздражители и подавлять реакции на несущественные, а также правильно реагировать на полезные или опасные раздражители. Считают, что негативное научение характеризуется рядом особенностей, которые можно рассматривать и как правила использования привыкания в воспитании и дрессировке. Однако и после выработки привыкания раздражитель продолжает восприниматься животным. В этом легко убедиться. Если несколько усилить или ослабить раздражитель, он сейчас же вызовет реакцию. Ориентировочная реакция в процессе воспитания и дрессировки имеет двоякое значение. С одной стороны для того, чтобы команда (раздражитель, сигнал, событие) было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию (ориентированная ориентировочная реакция), которая позволяет "настроить" на него органы чувств. Без внимания восприятие невозможно и чем больше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят. Образование любого условного ответа начинается с ориентировочной реакции. Но с другой стороны, если ориентировочная реакция не исчезает или поведение переходит в оборонительное, научение становится невозможным. Проявление ориентировочной реакции принято делить на два этапа: - начальная реакция (тревога, удивление), характеризующаяся прекращением текущей деятельности и фиксацией позы; - исследовательская реакция (внимание), проявляющаяся в повороте головы или в форме различных исследовательских рефлексов и характеризующаяся анализом раздражителя. Снижая ориентировочную реакцию, привыкание способствует переходу к более сложной форме научения - условно-рефлекторной. Латентное научение. Особенности непроизвольного научения. Впервые феномен латентного (скрытого, неявного) научения был обнаружен в лабораторных условиях на крысах, которые обследовали лабиринт без всякого подкрепления. Оказалось, что в дальнейшем крыса с таким опытом обучается проходить лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок. Был сделан вывод, что в процессе обследования лабиринта, животное приобретает определенный опыт, который затем использует в организации целенаправленного поведения. Также к латентному научению относится обучение не соответствующее ведущей мотивации. Так. голодную, но не испытывающую жажды крысу обучали проходить Т-образный лабиринт, в котором один из коридоров приводит к пище, а другой - к воде. Оказалось, что если впоследствии та же крыса будет испытывать жажду, то она начнет выбирать коридор с водой. Это означает, что процесс обучения шел и в отсутствие соответствующей мотивации. Биологическое значение латентного научения заключается в том, что благодаря ему происходит накопление информации о свойствах внешнего мира, его образа или освоение двигательных реакций как возможно необходимых для построения поведения в будущем. Латентное научение не пассивно, в основе его лежит потребность в новой информации, проявляющаяся в форме исследовательского поведения и характеризуемая как любопытство. Потребность в новой информации, в конечном счете, обеспечивает возможность развития организма, обеспечивая его будущее. Значение латентного научения в воспитании и дрессировке заключается в ознакомлении животного с теми стимульными ситуациями (обстановкой, раздражителями, их закономерными связями между собой и двигательными реакциями), в которых ему придется осваивать специальные навыки и работать. Это значительно облегчает процесс формирования нужного поведения. А если вы ненавязчиво, но многократно будете что-нибудь повторять, то даже сможете освоить это до навыка, причем не используя пищевых и других мотиваций. Потом вам понадобиться только придумать команду для этого действия. Научение в форме классических условных рефлексов. На современном этапе (Ж.Годфруа, 1992) "можно выделить три категории научения, различающиеся по степени участия в них организма как целого. Речь идет о выработке 1) реактивного поведения, 2) оперантного поведения и 3) такого поведения, которое требует участия мыслительных процессов в обработке информации (когнитивное научение). Когда создаются новые формы реактивного поведения, организм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы и в нервной системе как бы незаметно и более или менее непроизвольно возникают изменения нейронных цепей информируются новые следы памяти. К таким типам научения относятся следующие (перечислены в порядке усложнения): привыкание и сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы. Оперантное поведение - этой действия, для выработки которых нужно, чтобы организм активно "экспериментировал" с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. Такие формы поведения возникают при научении путем проб и ошибок, методом формирования реакций и путем наблюдения. К третьей группе относятся формы поведения, обусловленные когнитивным научением. Здесь уже речь идет не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий. К такому типу научения можно отнести латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт и в особенности научение путем рассуждений". Таким образом, классический условный рефлекс относится к элементарным формам научения. Динамический стереотип. Под динамическим стереотипом понимают зафиксированную систему условных и безусловных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс, образующийся под влиянием стереотипно повторяющихся изменений и воздействий внешней и внутренней среды организма. Неизменный, стереотипный порядок следования раздражителей получил название внешнего стереотипа. Динамический стереотип вырабатывается с трудом, но образовавшись, приобретает инертность и при неизменных условиях существования становится все прочнее и прочнее. Переделка динамического стереотипа возможна, но представляет большую трудность для нервной системы. Научение на основе образования инструментальных условных рефлексов (оперантное научение).Отцом инструментальной формы научения считается Э. Торндайк, который еще в конце 19 века назвал такую форму научения обучением "методом проб, ошибок и случайного успеха". Но основной вклад в изучение закономерностей образования инструментальных условных рефлексов внес американский ученый Беррес Фредерик Скиннер. Предложенное им определение оперантного научения и оперантного условного рефлекса сейчас наиболее употребимы при характеристике инструментальной формы научения. Может быть не очень систематично, но популярно и талантливо оперантный метод научения и оперантный метод дрессировки изложен в работах американского психолога и дрессировщика Карен Прайор. В противовес методике И. П. Павлова, Скиннер разработал методику свободного оперантного поведения, при которой животному позволяют совершать различные действия, нужные из которых подкрепляют. Чаще всего для таких опытов выбирались крысы и голуби, хотя использовались и другие животные, а также человек. При образовании инструментальных условных рефлексов основную роль играет "внутрення активность животного" - его потребность и мотивация. Имитационное научение. Инстинктивное подражание (взаимная стимуляция) и настоящее имитационное научение. Имитационным научением или подражанием называют особую форму научения у животных в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого. Различают инстинктивное подражание у животных (взаимную стимуляцию), например, присоединение животных к кормящимся особям, бегство, реакцию следования и т. п. У собак инстинктивное подражание можно наблюдать при групповых занятиях по развитию злобы и недоверчивости к посторонним, исполнению команды "ГУЛЯЙ!". Таким же образом одна собака может научить другую подбирать пищу с земли или играть с предметом. Настоящее имитационное научение происходит тогда, когда расширяется и обогащается врожденный репертуар поведения путем заимствования чужого опыта, чаще всего подражания детенышей действиям взрослых особей. Установлено, что животные с первых дней рождения копируют поведение матери по отношению к животным своей стаи, животным другого вида и человеку. Позднее происходит подражание пищедобывательному поведению и оборонительным реакциям. Значение имитационного научения в ранний период жизни огромно. Лишение возможности подражания животным своего вида приводит к необратимым изменениям поведения, так как подражание у животных является "социальным" способом передачи информации. Для обучения методом подражания используют хорошо отдрессированную послушную собаку. Лучшие результаты достигаются при использовании собаки более старшего возраста, живущей совместно с молодой, что связано с доминированием. Например, у обезьян подражание более вероятно, если инициатива исходит от доминирующих особей. Форма научения на основе доминанты. Использование явления доминанты в дрессировочном процессе. К этой форме научения относятся случаи чрезвычайно быстрого образования условно-рефлекторной реакции (1-2 сочетания стимула и подкрепления), на базе гипертрофированной, господствующей потребности (доминанты). Явление доминанты было открыто А. А. Ухтомским и определено им как "достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах (мозга) в данный момент, имеющее значение господствующего фактора в работе прочих центров: накапливающее возбуждение из отдаленных источников, но тормозящее способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение". Развитие доминанты основывается на тех же закономерностях что и мотивации и, вероятно, отличается только величиной лежащей в ее основе потребности. При доминанте величина потребности становится критической, неудовлетворение ее в данный момент может привести к опасным последствиям для организма, а то и смерти. Внешне доминанта характеризуется полным подчинением всех прочих реакций организма, которые ведут или могут привести к снятию (удовлетворению доминантной потребности) или снижению состояния доминанты. Наиболее ярким примером доминанты является половая, знакомая многим владельцам половозрелых кобелей. Хотя считается, что кроме основных, пищевой, половой, оборонительной -доминант, любая потребность может привести к формированию доминанты. Используя форму научения на основе доминанты, следует помнить, что само состояние доминанты является сильным стрессом для животного. Острая или дли- тельная конфликтная ситуация изменяет свойства нейронов мозга, создавая тем самым застойный очаг возбуждения - застойную доминанту - и формируя патологические доминантные изменения функций мозга, что может привести к срыву высшей нервной деятельности или запредельному торможению. Особенно осторожно следует обращаться с молодыми животными, у которых состояние доминанты формируется очень быстро. Когнитивные формы научения. Образное (психонервное) научение по И.С.Бериташвили. Элементарная рассудочная деятельность по Л.В.Крушинскому. Инсайт и перенос. Вероятностное прогнозирование. Когнитивное научение объединяет высшие формы обучения, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на ее свойстве формировать целостный образ окружающей среды. При когнитивных формах научения происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы; при этом используется как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение. Интеллектуальные возможности животных. Мы как-то привыкли к мысли, что даже высокоорганизованные животные не способны к формированию понятий. Такое представление основано прежде всего на гипотезе о единстве мышления и речи, а не на экспериментальных данных. Хайкин А.В. (1993) считает, что вопреки бытующим представлениям, теории, обосновывающей необходимую связь формирования понятий с работой речевых механизмов 2-й сигнальной системы, И.П.Павловым создано не было. И делает вывод: тезис о невозможности появления способности к формированию понятий уже на дочеловеческом этапе эволюции у не обладающих словесной речью животных не является теоретически обоснованным утверждением. То есть наличие мыслительных (интеллектуальных) способностей и возможностей животных теоретически допускается, хотя экспериментально не доказано, но, и что должно внушать оптимизм, не опровергнуто. Методы и способы, при помощи которых мы пытаемся оценить разумную деятельность животных обычно группируют так: 1) методики, связанные с подтягиванием приманки, привязанной к одной из многих рядом расположенных тесемок, бечевок, для установления возможности улавливания животными связей и соотношений между различными объектами; 2) использование животными в качестве примитивных орудий различных предметов, построение пирамид для реализации своих потребностей, которые непосредственно не могут быть удовлетворены; 3) обходные задачи с жесткими и переменными лабиринтами, на пути к цели, которая не всегда находится в пределах постоянной видимости для животного, для этого на пути следования располагаются препятствия; 4) отсроченные реакции активного выбора, требующие удержания в памяти следов от раздражителя в виде образа или представления как элементов сложных психических процессов; 5) выбор на образец (метод парных предъявлений) для изучения тождества, общности, дискриминации сигналов, их формы, очертаний, размеров и др.; 6) проблемные ситуации в различных лабиринтах, клетках и т. д. -анализ инсайта; 7) рефлексы на перенос опыта в новые условия как методика отражения элементарных форм обобщения; 8) экстраполяция направления движения раздражителя, способность к оперированию эмпирической размерностью фигур; 9) обучение начаткам языка (язык жестов, знаков, складывание из разноцветных пластиковых фишек разной формы фраз и выражение новых предложений и т.д., звуковые коммуникации; 10) изучение группового поведения, общественная кооперация; 11) ЭЭГ-исследования сложных форм поведения и математическое моделирование. На основании проведенных опытов Л. В. Крушинский разделяет различные виды животных по уровню элементарной рассудочной деятельности (способности к экстраполяции) на несколько групп: Первая группа - обезьяны, дельфины и бурые медведи. Вторая группа - красные лисицы, волки, собаки, корсаки и енотовидные собаки. Со второй группой млекопитающих сравнимы вороны. Третья группа - серебристо - черные лисицы и песцы. Четвертая группа - кошки. www.gsd-online.ru Пятая группа - мышевидные грызуны и зайцеообразные. Хотя пасюки иногда решали предложенные задачи получше собак. Образное (психонервное) научение. В 1935 году появилась концепция И.С.Бериташвили, заключающаяся в том, что у всех позвоночных животных и человека имеется особая форма деятельности мозга - психонервная (или образная память), служащая основанием так называемой "одномоментной формы научения", то есть рефлекторным реакциям, образующимся после однократного сочетания раздражителя и подкрепления. Суть психонервного научения состоит в том, что у животных возникает определенный образ внешней среды и собственных действий, если эта информация связана с биологически важным для животного результатом (утоление сильного голода, жажды, оборонительное поведение и т.п.). Образ собственных действий, приводящих к подкреплению, сохраняется и каждый раз воспроизводится, если животное попадает в ту же внешнюю среду. Элементарная рассудочная деятельность. Поведение животного, по Л. В. Крушинскому, строится из трех основных компонентов: инстинктивного, условнорефлекторного и рассудочной деятельности (разума). Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможности оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях. Инсайт. К формированию поведения и научению в результате элементарной рассудочной деятельности близко научение по типу инсайта или озарение. Под инсайтом понимается, что животные могут решать задачи не методом проб и ошибок, не путем накопления статистического материала, а посредством озарения - без предварительного обучения решению аналогичных задач. Такое научение изучается, как правило, на обезьянах с решением задач, требующих манипуляций с различными орудиями, или на крысах при прохождении ими лабиринтов разной степени сложности. Однако в 1938 году в опыте ученого Сэрриса собака в форме инсайта решила задачу - достала высоко подвешенную кость, пододвинув по нее ящик на который и вспрыгнула. Вероятно, каждый имеющий собаку может припомнить хотя бы один случай озарения своего питомца. Вероятностное прогнозирование. Под вероятностным прогнозированием понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации (А.С.Батуев). Оба этих фактора служат основой для создания гипотезы о предстоящем будущем, причем каждой из них придается определенная вероятность. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим к наиболее вероятному достижению цели, как считал Н.А.Бернштейн. Дрессировка как научение. Методы дрессировки. Способы дрессировки (способы наведения, наталкивания, пассивной флексии, отбора поведения, усиления поведенческого признака, редукции поведенческого акта, альтернативного поведения, игрового поведения, имитационный способ, способ оборонительного поведения, способ агрессивно-оборонительного поведения). Теория дрессировки реализуется через свои методы. Метод дрессировки можно определить как совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животного. В отличие от методики, способа и приема дрессировки М.д. определяет общий подход к процессу модификации поведения и имеет в своей основе закономерности соответствующей формы научения. Под способом понимают такое воздействие на животное, которое приводит к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз. Хотя, по словам К.Прайор, "способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков, способных их придумать", однако наиболее употребимы следующие. СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ, который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В.Л.Дуров называл этот способ "жестикуляцией" и понимал под этим "комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение". К этому способу относится и способ "мишени", описанный К.Прайор, заключающийся в инициировании двигательной реакции животного при помощи движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которыми можно вызывать достаточно сложное двигательное поведение животных. Мы часто инстинктивно используем этот способ -похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним - мы пользуемся способом наведения. СПОСОБ НАТАЛКИВАНИЯ, когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. Таким образом мы можем дать понять собаке, что от нее требуется, главное вовремя прекратить вспомогательные действия, иначе собака включит их в состав вашей команды. СПОСОБ ПАССИВНОЙ ФЛЕКСИИ, суть которого заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название "лепки", так как дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы - взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения. СПОСОБ ОТБОРА ПОВЕДЕНИЯ, когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно - ненужные действия. А.В.Дурова-Садовская назвала этот способ "подлавливанием". По Скиннеру этот способ заключается в том, что весь путь от исходного поведения (еще до начала обучения) до конечной реакции, которую исследователь стремится выработать у животного, разбивается на несколько этапов. СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ПРИЗНАКА, который заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К.Прайор называет такой способ "способом последовательного приближения" именно этот способ она использовала как основной для дрессировки дельфинов, например для увеличения высоты прыжка; СПОСОБ СОКРАЩЕНИЯ (РЕДУКЦИИ) ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА до его отдельного элемента. Например, путем положительного подкрепления только одного из элементов. Редуцируя поведенческий акт, В.Л.Дурову удалось отработать навыки дутья в музыкальную трубу и произнесение слова "мама" собакой. СПОСОБ АЛЬТЕРНАТИВЫ (альтернативного поведения), при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, когда он движется с ней вдоль забора - собакой к забору. СПОСОБ ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ (особенно эффективен для молодых или любящих играть животных). При этом используется потребность в игре, когда возможность поиграть является и подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие. ИМИТАЦИОННЫЙ СПОСОБ (способ подражания), особенностью которого является то, что оно одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения). СПОСОБ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ или избегания, когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения животного, нужные дрессировщику - оборонительное поведение. Ка:к правило при помощи этого способа отрабатывается движение собаки рядом с дрессировщиком, посадки и укладки. СПОСОБ АГРЕССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которого собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения. Эффект способа заключается в том, что от опасного раздражителя можно избавиться двояко - 1) уйти (убежать) из сферы его действия; 2) уничтожить его атакуя. Ваша задача заключается в том, чтобы вызвать у собаки желание следовать второму пути. Со временем команда, предшествующая агрессивному состоянию и соответствующему инструментальному действию, или ситуация, связанная с этим, становятся сигнальными, то есть образуются не только инструментальные рефлексы, но и условные рефлексы на состояние. Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировке), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используются несколько способов. Выбор того или иного способа дрессировки определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а то и вкусом. И очень часто "быстрые" способы не являются самыми лучшими. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: импринтинг, депривация, ранняя сенсорная деприва-ция, постнатальный период, негативное научение, угашение, ориентировочная реакция, избыточное предъявление раздражителя, латентное научение, непроизвольное научение, инструментальный (оперантный) условный рефлекс, оперантное по- ведение, вариабельный режим подкрепления, стимул, имитационное научение (подражание), взаимная стимуляция (инстинктивное подражание), метод дрессировки, способ дрессировки, наведение, наталкивание, пассивная флексия, отбор поведения, альтернативное поведение, игровое поведение, способ оборонительного поведения, способ агрессивно-оборонительного поведения. САМОКОНТРОЛЬ; Назовите отличительные черты импринтинга как формы научения. Значение социального импринтинга в воспитании, дрессировке и применении собаки. В чем заключается ранняя сенсорная депривация? Последствия ранней сенсорной депривации. В чем заключается отличие негативной формы научения от других форм? Охарактеризуйте биологическое значение привыкания. Перечислите характерные особенности развития привыкания. В чем заключается отрицательное влияние ориентировочной реакции на дрессировку и применение собак? От чего зависит ориентировочная реакция животного на раздражитель? В чем заключается положительная роль ориентировочной реакции в дрессировочном процессе? В каких случаях проявляется латентное научение? В чем заключается значение латентного научения? Назовите основные отличия инструментального условного рефлекса от классического условного рефлекса. Чем отличается инстинктивное подражание от имитационного научения? Приведите примеры инстинктивного подражания на дрессировочной площадке. Назовите основные свойства доминанты. Назовите способы снижения доминанты. Приведите пример использования доминанты в дрессировочном процессе. Что такое метод дрессировки? Что такое способ дрессировки? Приведите пример использования способа наведения. Приведите пример оборонительного способа дрессировки. Охарактеризуйте особенности способа отбора поведения. Какие навыки можно выработать используя способ игрового поведения? ТЕМА 9. СПОРТ С СОБАКАМИ www.gsd-online.ru Цели и задачи спортивного собаководства. Виды спорта с собаками, принятые в системе FCI-РКФ. Организация и условия проведения соревнований с собаками. Место соревнований и его оборудование. Нормативная документация соревнований. Методика подготовки спортсменов. Принципы формирования групп спортсменов. Подбор собаки для занятия спортом. Психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Судейство спортивных мероприятий с собаками. Оформление документации. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ. Спортивные результаты зависят не только от личной подготовленности спортсмена, а в значительной степени и от подготовки собаки. Практика показывает, что лучшие спортивные результаты достигаются лишь в том случае, если функциональные и технические данные спортсмена соответствуют физическому развитию собаки и степени ее дрессированности. Спортсмену для успешной подготовки нужно от трех до пяти лет. Собаки наиболее устойчивые результаты показывают в возрасте трех-шести лет. В возрасте до трех лет собаки выступают в соревнованиях очень неровно, поскольку нервная система и другие функциональные системы организма еще не полностью сформированы и окрепли, а в возрасте старше шести лет многие собаки теряют свои спортивные качества, силу и подвижность процессов торможения и возбуждения и не в состоянии переносить большие нагрузки. При подготовке к соревнованиям на первый план выдвигается комплексная специализированная подготовка спортсмена и собаки, создание (воспитание) пары, сочетающей в себе высокие функциональные и технические возможности спортсмена с отличной степенью дрессировки и хорошим физическим состоянием собаки. Для целенаправленной подготовки спортсмена к соревнованию из числа дрессировщиков, желающих заниматься спортом с собаками комплектуются следующие группы: 1. группа начинающих спортсменов 2. переходная группа 3. группа спортивного совершенствования Эти группы формируются с учетом подготовленности и возраста спортсменов. До начала комплексной подготовки спортсмены должны пройти первый этап - общую подготовку в группах начинающих спортсменов. Основными задачами этого этапа являются: - укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся; - выработка привычки к систематическим занятиям; - обучение самостоятельному ведению спортивной борьбы; - обучение методам дрессировки и установление тесного контакта в действиях спортсмена и дрессировщика. По мере приобретения хорошей разносторонней физической подготовленности, усвоения основных методов и способов дрессировки собак переходят ко второму этапу - этапу специальной подготовки в переходных группах. Это означает, что тренировка спортсмена и дрессировка собаки становятся более специфическими. В данный период уделяется внимание повышению уровня разносторонней физической, специальной и технической подготовленности, развитию быстроты, выносливости, силы, ловкости, скоростно-силовых качеств, совершенствованию спортивной техники дрессировщика совместно с собакой, ведению борьбы и психологической подготовке, привитию навыков и умения анализировать результаты выступления в соревнованиях и работы, проделанной за определенный период подготовки. И наконец, на последнем этапе спортивного совершенствования оттачивается спортивное мастерство. Основными задачами этого этапа являются: дальнейшее повышение общей и специальной физической подготовленности спортсмена и собаки, становление высокой спортивной формы, дальнейшее совершенствование технической оснащенности безукоризненное выполнение упражнений с собакой независимо от внешних раздражителей и погодных условий, воспитание волевых качеств и тактического мышления. www.gsd-online.ru Специальная тренировка проводится в этот период весьма интенсивно, все другие упражнения играют вспомогательную роль. На всех этапах необходимо систематически проводить теоретические и практические занятия, обязательно выполнять планы учебно-тренировочных и дрессировочных занятий, контрольные нормативы, регулярно участвовать в соревнованиях, осуществлять лечебно-профилактические мероприятия. Подготовка спортсмена - это многолетний, круглогодичный, систематический процесс, направленный на достижение физического совершенства и высоких спортивных результатов. Форсированная тренировка, натаскивание спортсмена на какой-то результат не дают выступающим устойчивости и, кроме того, они вредны для здоровья. ПОДБОР СОБАКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ. Для занятия спортом можно работать с собаками любых пород. Но для достижения высоких спортивных результатов важно правильно подобрать и подготовить собаку. Только собака с сильной нервной системой, смелая, хорошо управляемая, подвижная, анатомически правильно сложенная, хорошо дрессированная поможет спортсмену достичь высоких результатов. Особую значимость имеет подбор собаки по типу поведения, активности и твердости характера, которые в основном характеризуют ее рабочие качества и возможность использования в соревнованиях. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА. Успешная физическая и техническая подготовка спортсмена в большей степени зависит от психологии ощущений и восприятия, психологии эмоций, психологии личности и коллектива (команды). Ощущение и восприятие окружающего мира у каждого человека сугубо индивидуальны. Человек готов воспринимать в первую очередь то, что его интересует. На ощущение и восприятие оказывают влияние общее самочувствие, утомление, эмоциональное настроение. Стабильность ощущений и восприятия, их соответствие реальной обстановке - одна из основ устойчивых результатов в выполнении основных упражнений. Изменение ощущений и восприятия в период соревновательного возбуждения - частая причина «непонятных» неудач спортсмена. Большое воздействие на работу двигательного аппарата и общее состояние спортсмена оказывают положительные и отрицательные эмоции. В этой связи очень важно уметь разумно регулировать в желаемом направлении эмоциональное состояние спортсмена. Тренер и спортсмен должны знать простые и доступные приемы снятия эмоционального напряжения и приемы повышения эмоционального тонуса. Особое место занимает борьба с эмоцией «страха» преодоления препятствий (в летнем многоборье), с неуверенностью при гранатометании и выполнении стрельбы (летнее и зимнее многоборье), а зачастую и неуверенность в действиях собаки. В психологической подготовке серьезное значение имеет воспитание у спортсмена таких качеств, как инициативность, смелость, решительность и уверенность в своих силах. Воздействие коллектива может избавить спортсмена от недостаточной собранности, излишнего самомнения, грубости, дает возможность правильно оценивать свои силы и т.д. Индивидуальный подход к спортсмену основан на знании тренером индивидуальных психологических особенностей каждого спортсмена, обусловленных свойствами нервной системы. К основным свойствам нервной системы относятся: сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность. Эти свойства нервной системы во многом определяют поведение спортсмена, его характер и его деятельность. ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ К СПОРТСМЕНУ УЧИТЫВАЮТ И ИЗУЧАЮТ: - моральные качества - целенаправленность, коллективизм, чувство ответственности, дисциплинированность, трудолюбие, сознательность, инициативность, общительность, доброжелательность, требовательность к себе и другим, самолюбие, самокритичность, уважение к товарищам и тренеру; - волевые качества - активность, самостоятельность, настойчивость, решительность, уверенность в своих силах, самообладание; - эмоциональные проявления - внушаемость, мнительность, интенсивность переживаний, отношение к спортивным успехам и неудачам, наличие срывов во время тренировок и соревнований. Индивидуальный подход к спортсмену в сочетании с коллективным воздействием служит залогом успеха. Для нормального хода учебно-тренировочного процесса важно создать в коллективе здоровый психологический климат. Спорт с собаками имеет свои особенности по сравнению с другими видами спорта И прежде всего, это собака, которой нужно управлять в ходе соревнований, в результате чего внимание спортсмена раздваивается. Все вышеперечисленные особенности должны учитываться тренером при подготовке спортсменов. Нередко спортсмен, физически хорошо подготовленный и показывающий высокие результаты на тренировках, неудачно выступает в соревнованиях. Причиной тому может быть чувство страха, возникающее, например, при преодолении того или иного препятствия (боязнь упасть и получить травму), переживания, связанные с неудачами случившимися ранее, с общей неподготовленностью в техническом отношении, с плохой работой собаки. Не каждый спортсмен признается тренеру о владеющем им чувстве страха. Именно поэтому тренер должен знать индивидуальные особенности каждого спортсмена и в соответствии с ними вести морально-психологическую подготовку. Чувство страха и неуверенность в своих действиях легче преодолеваются спортсменами, в совершенстве овладевшими техникой преодоления препятствий. Однако следует помнить, что механическое повторение упражнений на одних и тех же снарядах и учебно-тренировочных площадках приводит к выработке стереотипных мышечных ощущений, которые разрушаются под воздействием сильных эмоциональных переживаний. Это происходит потому, что более сильные эмоциональные переживания (волнения перед стартом, наличие более сильного соперника, новизна снарядов, зрители, голос комментатора и т. п.) подавляют выработанный стереотип, и спортсмен показывает результат хуже своих возможностей. Во избежание этого на тренировках необходимо организовывать между спортсменами активный обмен своими ощущениями при преодолении трассы соревнований (тренировок). На первых порах такой словесный анализ ощущений дается с трудом даже опытным спортсменам, но в дальнейшем он будет приобретать все более активный и направленный характер и позволит тренеру выявить причины возникновения нежелательных ощущений. Кроме того, занятия следует проводить в различных условиях, на различных площадках, с другими снарядами и покрытием. Важно воспитать у спортсмена хладнокровное отношение к внешним воздействиям: аплодисментам, зрителям, судьям, голосу информатора и т.д. Хладнокровие и невосприимчивость к посторонним раздражителям вырабатываются при организации тренировок в условиях, приближенных к соревновательным. Организовать такие условия тренировок не всегда представляется возможным, поэтому рекомендуется проводить товарищеские встречи, показательные выступления с большим количеством участников и зрителей. www.gsd-online.ru Спортивная форма достигается на протяжении значительного периода подготовки. Готовность же к конкретному соревнованию создается в процессе предсоревновательной подготовки. Готовность или неготовность к соревнованию не может быть только технической или психологической. Готовность - это целостное состояние личности спортсмена, мобилизовавшего свои психологические, физические и технические возможности. Большую роль в достижении готовности спортсмена к соревнованиям имеет слово тренера. Здесь недопустимы обман, надуманность. Тренер должен на протяжении всего предсоревновательного периода формировать у спортсмена уверенность в том, что на соревновании он может добиться намеченного результата и успешно бороться с основными соперниками, невзирая на их титулы. Полная информация спортсмена о реальных возможностях противников способствует правильной оценке своих сил. В условиях соревнований успех в значительной степени зависит от психологических факторов и от того, как с ними справится спортсмен. По мере приближения старта мысли спортсмена сосредоточены на результате. В соответствующий момент перед выходом на старт или уже на старте отрицательные эмоции могут достигнуть такой степени, что спортсмен не сможет с ними справиться. Отрицательные эмоциональные переживания сопровождаются сильными вегетативными реакциями, нарушениями мышечно-двигательных представлений, изменением поведения. Если спортсмен не сумеет справиться с такими переживаниями, то он не сможет успешно выступить и добиться хороших результатов. Помочь в таких случаях может только непосредственная подготовка к выполнению упражнений. И каждый спортсмен должен владеть способами такой подготовки. Под непосредственной подготовкой к выполнению понимают специально разработанный и усвоенный спортсменом план действий: приемы идеомоторной подготовки, контроль и исправление своего эмоционального состояния в период после начала разминки до момента вызова на старт и начала выступления. К непосредственной подготовке приступают стразу после разминки и заканчивают с началом выступления спортсмена. Идеомоторной подготовкой называют мысленную проработку всей трассы соревнований. Сначала спортсмен под контролем тренера проговаривает вслух все элементы упражнения, зрительно представляя себя на трассе соревнований. Затем переходят к выполнению мысленной «проработки» упражнений на время. Как показывает опыт, время, потраченное на мысленное выполнение, почти соответствует времени действительного выполнения. Обусловлено такое совпадение во времени тем обстоятельством, что при мысленном выполнении упражнений и при действенном выполнении импульсы от коры головного мозга поступают к мышцам и вызывают такие же мышечно-двигательные представления. Таким образом, идеомоторная подготовка способствует формированию и закреплению мышечно-двигательных представлений и является продолжением разминки. Идеомоторное «проделывание» упражнений способствует улучшению эмоционального состояния, так как в это время спортсмен сосредотачивает внимание на упражнениях, на самом себе и меньше подвергается влиянию волнения, нервозности, воздействию побочных помех. Количество идеомоторных проработок для спортсменов разное. Спортсменам с сильной нервной системой достаточно одной-двух; со слабой нервной системой -трех-четырех проработок. Спортсмен должен знать особенности трассы, возможности основных конкурентов (технические результаты в подобных соревнованиях). Особенно важную роль играет сознательное, активное и творческое отношение самого спортсмена к тактической подготовке. Тактику и технику преодоления трассы нужно усвоить настолько хорошо, чтобы их можно было автоматически применять на соревнованиях. Источник: http://www.gsd-online.ru/articles/metod_rek_kursov/metod_rek_kursov.htm | |
Просмотров: 3888 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |