Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пятница, 04.10.2024
Главная » Статьи » Начинающим дрессировщикам

Поговоpи с собакой по душам

Как они думают и учатся.

Собаки думают и учатся, совершая поступки, действуя. Если поведение приносит им пользу, они будут повторять его в будущем. Если приводит к неприятным для них последствиям, они будут искать пути, чтобы избежать его. После многократного повторения поступка у собаки вырабатывается навык или, другими словами, условный рефлекс (обусловленный ответ). 


В самых общих чертах обусловленный ответ - это определенная реакция или поступок животного, совершаемый им по специальному сигналу или сигналам.

Люди сталкиваются с обусловленными ответами каждый день. Например, вы можете читать книгу, когда раздается телефонный звонок. По нему вы тотчас же поднимаете трубку и говорите: "Алло?" Или вы быстро едете по улице на автомобиле и не собираетесь пока останавливаться, как вдруг на очередном светофоре зажигается красный свет. Красный свет является для вас сигналом. Ваш обусловленный сигналом ответ заключается в том, чтобы остановить автомобиль. Точно так же вы давным давно научились держать свои руки подальше от горящих вещей. Это произошло не потому, что кто-то вам сказал, как это опасно, это произошло после достаточно большого количества визга и обожженных пальцев. Вы умный человек! У нас много обусловленных ответов на множество сигналов. И послушная, обученная, умная собака - это та собака, которая тоже имеет множества обусловленных ответов на большое количество определенных сигналов.

Например, слово "Сидеть!" сигнал. Обусловленный ответ обученной собаки заключается в том, что она садится. Когда дается команда "Место!", обученная собака остается на месте, сохраняя заданную позу. Это потому, что всякий раз, когда она после этой команды двигалась, вы реагировали на это отрицательно. После нескольких уроков собака начинает избегать перемещаться в ответ на команду "Место!".

Ваша собака может также приобретать обусловленные ответные реакции и без специальных занятий. Например, каждый день, около полудня, вы берете игрушку, выводите собаку на улицу и играете с ней. После нескольких дней или недель вы заметите, что когда берете эту игрушку в руки, ваша собака сама бежит к двери, предвкушая веселую прогулку. Взятие знакомой игрушки в руки стало сигналом для вашей собаки. Движение к двери - ее обусловленным ответом.

Ваша собака также может вырабатывать обусловленные ответы сама по себе, без вашего участия. Если она обжигает нос о горячую миску или кастрюлю, вы заметите, что после одного или нескольких опытов она будет избегать горячих предметов.

Формирование обусловленных ответов.

Что требуется для того, чтобы сформировать у собаки обусловленный ответ? Тренировка! Собаки редко чему-нибудь обучаются без большого количества повторений нужного действия. А сколько раз нужно повторять? На это влияют несколько факторов. Одним из важных является жизненный опыт собаки, связанный приятно или неприятно с этим действием. Другой фактор насколько естественно выбранное вами действие для вашей собаки, с точки зрения ее природы, ее генетических особенностей. Игривая собака, с сильно выраженным инстинктом преследования, очень быстро научится игре в летающую тарелку. 


К другим факторам, которые влияют на скорость научения собаки, относятся особенности породы, физическое и психическое здоровье и упрямство собаки. Упрямство заслуживает некоторого объяснения. Породы собак отличаются друг от друга Особенностями, закрепленными генетически. Некоторые из них являются простым усилением инстинктов собаки, типа преследования или обороны. Другие особенности имеют отношение только к экстерьеру, как, например, красный плащ ирландского сеттера. Третьи - порог болевой чувствительности - оказывают влияние на проявление упрямства собак. Хорошим примером упрямства является спрингер-спаниель, несущийся через колючий кустарник в поисках фазана. При этом Он Не обращает внимания на острые шипы. Такая собака будет искать и вспугивать фазанов всегда с большой охотой в отличие от собаки, чувствительной к болезненным уколам шипами кустарника.

Нужно отметить еще один важный момент: собаки, подобно людям, обучаются различным действиям с различной скоростью. Также необходимо иметь в виду, что небольшое количество повторений нужного действия не означает, что собака сформировала обусловленный ответ. Для выработки навыка необходимы дни, недели или даже месяцы тренировок. Вас ждет разочарование, если вы будете надеяться на то, что ваша собака приобретет надежно контролируемое поведение после двух-трех уроков. Помогите себе и вашей собаке научите ее и себя работать. Когда вы сделаете это, обучение будет успешным для вас обоих.

Время подкрепления.

Выбор времени подкрепления является, вероятно, наиболее важным факторам, в скорости обучения собаки. Что мы подразумеваем под выбором времени? Давайте представим себе вот такую ситуацию: ваша собака ткнулась носом в горячую кастрюлю, но боль почувствовала только тогда, когда вошла в комнату, где вся семья смотрит телевизор - при таком условии наша собака связала бы боль обожженного носа с включенным телевизором. Но в реальной ситуации такого никогда не произойдет даже после тысячи сочетаний, потому что время ощущения боли (подкрепления) не совпадает с появлением телевизора, а совпадает с видом горячей кастрюли. 


Выбор времени очень важен при обучении вашего щенка правилам поведения в квартире. Например, он грызет коврик. Возвращаясь домой, вы застаете порванный коврик и мирно спящего в углу щенка. Огорчившись, вы тянете щенка к коврику и ругаете его. Но ваши действия слишком запоздали.

Щенок никогда не поймет, что то, что он испытывает теперь, вызнано тем, что он делал пять минут назад. При исправлении поведения собаки необходимо, чтобы ваши воздействия следовали не более чем через несколько секунд после совершения проступка, иначе собака не свяжет их с плохим поведением. Тем более не следует наказывать щенка, когда вы возвращаетесь через несколько часов после того, как он порвет коврик. Ваша цель не наказывать собаку, а помочь ей быстро и эффективно выработать правильное поведение, и в этом вам поможет правильный выбор времени подкрепления.

Что дает правильный выбор времени подкрепления? Правильный выбор времени меняет поведение вашей собаки, поскольку связывается как последствие с определенным поведением. И это самый лучший путь изменить поведение вашей собаки.

Вам не нужно быть собачьим богом, читатель, чтобы знать, о чем ваша собака думает. Собаки не умеют лгать и лукавить. Все, что они собираются сделать, написано у них на морде. Способность предсказать следующий собачий поступок можно назвать пониманием собаки. В этом нет ничего особенного, как может показаться на первый взгляд. Чем больше вы тратите времени на общение с собакой, тем лучше вы будете ее понимать.

Представьте себе, что вы ожидаете гостей и режете сыр, ставите на стол печенье и кофе. Ваша собака видит сыр и подходит к столу поближе. Вот сейчас самое время сказать ей "Нельзя!", так как именно в этот момент ваша собака думала о том, как бы стащить сыр. Своевременное, предупреждающее воздействие на собаку поможет отучить ваше животное воровать пищу со стола. Воздействие будет бесполезным, если вы отшлепаете собаку через десять секунд после того как она съела сыр.

Вы можете спросить: а что нужно сделать, чтобы правильное поведение осталось у моей собаки на всю жизнь? Это несложно, прежде всего не позволяйте собаке повторить нежелательное поведение. Вам необходимо более внимательно следить за ней, вовремя предупреждая ее проступки.

Мышление собаки.

Собаки имеют достаточно высокие умственные способности и могут обдумывать свои действия. - Их способность размышлять никогда не перестает удивлять. Мы были свидетелями большого количества примеров поведения собак, которые убедили меня в их способности думать. Конечно, мы не считаем, что они также умны, как люди, но знаем, что в их головах происходит очень многое. Рассмотрим две истории. 


Байрон - черный лабрадор, любит игрушки-пищалки, натуральные кости и теннисные шары. Даже в возрасте семи лет он небезразличен к хорошей игре и обожает пожевать какую-нибудь из игрушек, которые хранятся в большой корзине и гостиной нашей квартиры. Когда он хочет поиграть, то направляется к корзине и много времени тратит на то, чтобы выбрать подходящую игрушку. Он явно ищет ту, что ему нужна, а не берет первую попавшуюся. Иногда это может быть горилла-пищалка, и другое время оранжевый теннисный шар, а иногда естественная кость. Что поражает когда он хочет играть с гориллой, он не согласится на игру с черепахой-пищалкой или свиньей-пищалкой. Он не играет со старым теннисным мячиком, если есть новый. Но более тщательно Байрон выбирает какую-нибудь из натуральных костей, чтобы потом всласть ее пожевать. И кажется, что, направляясь к корзине, он уже знает, какую именно игрушку он сейчас достанет. Он долго роется в корзине, прежде чем найти то, о чем думал. Конечно, мы никогда не узнаем, что думают наши собаки, но что-то в их головах происходит, а поведение собак доказывает, что размышлять они могут.

Героем другой истории является собака Дрифтер, которая любила отобедать из миски нашего кота. Дрифтер довольно часто совершал набеги, и мы уже начали ворчать на него. Но так как он игнорировал окрики, пришлось подкрепить их ощутимым толчком в основание его шеи, после такого урока Дрифтер перестал интересоваться миской кота... когда мы находились поблизости.

Когда нас не было в комнате, он считал себя обязанным опустошить миску. Так как мы не могли воздействовать на него, то решили изменить ситуацию. Переместили миску кота в столовую на нижнем этаже дома, которая имела дверь, отгораживающую ее от второго этажа. Когда кот хотел есть, он мяуканьем сообщал об этом, и мы впускали его с улицы. Когда, пообедав, желал выйти, он царапал дверь. Иногда, пока кот ел, мы были рядом с ним и оставляли дверь открытой.

Надо сказать, что у основания лестницы на первом этаже с левой стороны была небольшая кладовая комната. И вдруг однажды, во время очередного кормления кота, мы заметили как за нашими спинами Дрифтер очень осторожно спускается по лестнице, крадется буквально на цыпочках.

На этот раз Дрифтер поймал человеческий взгляд и умчался наверх. В следующий раз мы не заметили его, но и не обнаружили в комнатах наверху. Звали его, но не получили никакого ответа. Оказывается, Дрифтер незамеченным юркнул за нашими спинами в темную комнату и притаился там. Когда мы, впустив кота, вернулись наверх, он выбрался и пообедал вместо кота. Полагаем, что данный случай - больше чем научение и представляет собой именно работу мысли.

Ваша собака не способна к размышлению типа: "Я лучше не буду жевать этот коврик, а то через два часа вернется хозяин и всыплет". Собака избегает только то поведение, которое заканчивается сейчас же неприятными для нее последствиями. С другой стороны, она многое помнит. Опыт неприятностей в прошлом может иметь сильное влияние на поведение собаки в будущем. Она будет помнить, что вчера, когда пыталась понюхать странного кота, получила очень болезненную царапину, и, в дальнейшем, постарается избежать встречи с этим котом.

Собака также может продолжать совершать поступки, которые, как кажется нам, имеют неприятные для нее последствия. Важно проанализировать такое поведение и выяснить, что на самом деле собака получает в его результате.

Собака может продолжать преследовать дикобраза даже после неоднократных уколов его колючками. И это вызывает у нас удивление: почему собака, явно испытывающая боль, не прекращает преследование? Но, оказывается, охотничье поведение, преследование и атака более важны для собаки, чем боль от уколов колючек, она будет продолжать преследование дикобраза. Собаки делают то, что наиболее важно для них.

Собаки не знают понятия морали и этики, не пользуются понятиями "правильно" и "неправильно" в человеческом смысле этих слов. Только люди знают, что убивать и красть нехорошо. Мы знаем, что необходимо помогать друг другу, заботиться о больном, оплачивать ссуду и тому подобное.

Собаки же не знают, что мочиться на вашем восточном ковре и съедать пищу из кошачьей миски - это "неправильно". Собак и не знают, что "правильно" садиться по команде или приходить, когда зовут. Но все собаки знают, что испытывать приятное в результате какого-нибудь действия - это хорошо, и это своеобразное разрешение повторять такое действие снова. Если кто-то из них испытывает неприятное ощущение или боль в результате действия - они понимают, что этого действия надо избегать. Вот такой собачий "моральный кодекс" поведения.

Единственный путь обучения собаки состоит в том, чтобы сделать нужное нам поведение положительным для собаки (при помощи похвалы, поощрения, положительного подкрепления), а ненужное неприятным (при помощи отрицательного подкрепления), поскольку так и формируется поведение в природе.

Идеальная собака.

Как мы уже говорили, обучение собаки основано в значительной степени на повторении необходимых действий. Когда поведение повторено достаточное количество раз, у собаки вырабатывается навык. Если собака освоила достаточно большое количество навыков, мы говорим: умная собака. Но собаки - существа навыков, зачастую они делают только то, что мы им приказываем и не больше. Так думают многие. Но это неправильно. Существа с развитыми умственными способностями могут думать. Они могут бросить вызов созданным вами условиям для обусловленного ответа. Они также могут делать ошибки. 


Вспомните хотя бы два из ваших собственных обусловленных ответов. Вы всегда поднимаете трубку телефона, когда он звонит, но наступает день, когда вы не хотите этого делать. Телефон звонит, а вы продолжаете читать свою книгу. Вы знаете, что нужно снимать трубку, когда телефон звонит, но сегодня решаете этого не делать. Вы также всегда тормозите на красный свет светофора, но однажды нарушаете это правило. Даже наиболее опытные водители иногда делают ошибки. Точно так же, обязательно наступит время, когда даже хорошо обученная собака начнет упрямиться или делать ошибки. Поэтому вы не должны удовлетворяться достигнутым. Не полагайтесь всецело на обусловленные ответы в потенциально опасных ситуациях. Я бы никогда не оставил непривязанную собаку рядом с оживленной автомагистралью. Одна ошибка может привести к трагедии.

Владельцы должны постоянно тренировать навыки своих собак. Чем больше тренировок, тем надежней навык, Вы знаете, как много тренируются спортсмены, чтобы оставаться в форме. Это потому, что навыки нуждаются в укреплении.

Когда вы почувствуете, что наша собака хорошо обучена, вы можете сократить количество тренировочных занятий, но проводить их в различных условиях и с различными модификациями.

Перевел с английского Владимир Гриценко


Источник: http://www.newfclub.ru/forum/kb.php?a=10
Категория: Начинающим дрессировщикам | Добавил: lenchic (13.07.2011)
Просмотров: 780 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]