Главная » Статьи » Начинающим дрессировщикам |
Семинар Вильфрида Люнеберга и Петера Роде
Семинар профессионалов такого уровня не мог не привлечь внимания многих. Легендарное имя, восторженные отзывы участников прежних семинаров – одним словом – мы не могли проигнорировать такое событие. Разумеется, хотелось поехать с собакой и, к тому же, учитывая не близкий путь, хотелось совместить полезное с приятным. Еще не забылись наши поездки в дрессировочные клубы Чехии и Бельгии, из которых мы возвращались усталые, но полные добрых впечатлений. Да и общения в Москве – это всегда здорово, интересно и приятно! Забегая вперед, скажу, что поездка получилась исключительно ПОЛЕЗНОЙ, приятной ее назвать не получилось. Что еще сказать по этому поводу? Мы, в принципе, имеем географическую возможность поехать на такие же мероприятия в Европу. И уже не раз имели такие вылазки. Однозначно, что там люди не только лучше владеют ипошными секретами, но и с радостью делятся ими. Поэтому вряд ли кто-то будет спорить с тем, что излишний “ореол высшего таинства” мероприятия не способствует развитию этого вида спорта в России. Мы понимаем, что на плечи организаторов семинара легла огромная нагрузка. Семинар прошел организованно, без накладок. Когда второе рабочее утро нас встретило пасмурной погодой с дождем, то был организован просторный навес, поэтому слушателям всеравно было комфортно. Грел душу и буфет с горячительными напитками, разбитый буквально в трех шагах от собравшихся. Поэтому мы очень благодарны питомнику “GOLTTVIZEN HOF” за проведение семинара. Но вместе с этим хочется, чтобы в общении было поменьше “нервов”, мы ведь не “воевать” собрались, а поучиться. Ну а теперь о том, что понравилось, впечатлило, потрясло – о самом семинаре. Команда Люнеберг – Роде просто поражала своим мастерством, взаимопониманием и работоспособностью. Иногда возникал вопрос: “Ради чего эти люди так отдают себя в чужой стране, с собаками, которые вряд ли выйдут в категорию спортсменов мирового уровня?” Но, видимо, в этом и заключается профессионализм. Возможно, вдохновило Люнеберга и то, что на семинар съехались действительно собаки “рабочих кровей”. Среди серых и черных овчарок присутствовала только одна “шоу”. Но показала себя эта собака, рожденная, чтобы “радовать глаз”, также очень достойно. Одним словом, зрелище, которое развернулось на площадке, ни на минуту не давало поводов для скуки. Методика работы с овчарками Люнеберга просто поражает. Мгновенное поощрение и коррекция без единого лишнего движения. Собаки тут же понимают, что в этих руках надо вести себя именно так, как требует тренер. Если уровень собаки позволял, то, “растягивание и сжимание ее пружины” происходило, казалось, до невозможного максимума, но всякий раз собаке давали почувствовать “вкус победы” долгожданным поощрением.“Собака работает настолько хорошо, насколько хорошо работаете вы сами” (Люнеберг, Роде). Более молодой Роде взял на себя основную нагрузку в защитном разделе. Люнеберг также брал в руки плетку и надевал защитный фартук или корректировал работу собак длинным поводком в то время, когда Роде работал в укрытии. Хозяина они заставляли находиться в том месте, откуда он пускал собаку. То есть хозяин не мог никак поддержать собаку своим присутствием. Делалось это для того, чтобы вырабатывался стереотип самостоятельной работы в укрытии до подхода владельца. В этот момент связка Люнеберг – Роде демонстрировала то, как важна при подготовке собаки грамотная работа фигуранта и тренера. Нам, российским проводникам, оставалось только вздыхать. (Немцы уедут, а мы остаемся наедине со своими фигурантами). В процессе семинара собаки выходили на площадку в произвольном порядке. Люнеберг и Роде, несмотря на разные задачи в каждом отдельном случае, старались представить зрителям общую картину своей системы подготовки спортивной собаки. Если попытаться представить их работу не в хронологическом порядке, а как бы начиная с самого юного возраста собаки, то получается примерно следующее: На дрессировочной площадке у собаки возможны три состояния: рабочее, активное – это черная зона; расслабленное – белая зона; промежуточное – серая зона. C самого раннего возраста поощрять собаку надо только в момент уверенного поведения. Основной признак этого – стоячие уши, внимательный взгляд. Ни в коем случае нельзя поощрять собаку в момент, когда уши заложены, и собака не сосредоточена. Такое состояние собаки надо просто игнорировать. “Неуверенной может сделать собаку каждый дурак, а сделать ее уверенной – это искусство” (Люнеберг, Роде). Бывает, что собака уже привыкла находиться на дрессировочной площадке в расслабленном состоянии. И работает, часто прижимая уши или с раскрытой пастью (раскрытая пасть также свидетельствует о состоянии стресса, разумеется, если это не связано с тем, что собаке очень жарко). В таком случае надо вернуться в занятиях назад, и начать с отработки концентрации. Хозяин должен научиться переводить собаку из “фазы неуверенности” в “фазу работы”. “Техника и концентрация – две вещи, которым должна научиться собака” (Люнеберг, Роде.) Для того, чтобы собака начала хорошо работать, ее нужно перевести в активное состояние. Очень важно, что принуждение здесь недопустимо. Нужно дождаться, пока собака сама перейдет из белой или серой зоны в нужную нам – черную. На примере представленных собак это выглядело так: собаке дается, например, команда “лежать”. Собака выполняет эту команду. Но мы ждем вместе с выполнением поднятия ушей и взгляда “глаза в глаза” и именно в этот момент поощряем собаку. Таким образом мы закрепляем уверенное поведение в работе. Люнеберг особо подчеркнул огромную роль правильного поощрения. Поощрение должно быть точно после правильного выполнения команды. Промедление больше 2 секунд позволяет закрепить неправильное поведение. В общем-то, это для всех нас прописная истина. Но как часто мы об этом забываем! Все присутствующие на семинаре в качестве мотивационного предмета использовали мяч. Но при использовании мяча практически все, с точки зрения Люнеберга, допустили ошибки. Например, если при поощрении выбрасывать мяч в сторону, то собака, стремясь быстрее его схватить, будет удаляться от проводника. Правильнее держать его ближе к телу и, отдавая собаке, не выпускать его из рук. Не так просто оказалось выполнить призыв: “Не корми собаку мячом”. В руках Люнеберга и Роде, как у жонглеров, мяч то раскручивался, возбуждая собаку, то вмиг исчезал в ладонях, вынуждая буквально выворачиваться, для того, чтобы увидеть и заполучить вожделенный предмет. При отработке команды корректного подхода мяч также имеет большой потенциал. По команде “Ко мне”, когда собака еще далеко, мяч доминирует в руках проводника, увеличивая скорость собаки. По мере приближения собаки, мяч замирает в руках, а потом прикрывается ладонью. В этот момент подразумевается, что собака должна замереть перед проводником, ожидая награды. Если усадка идеальна, то следует поощрение мячом. А если собака торопит события или пытается сама выхватить мяч, то следует отход назад (мяч спрятан в руках перед грудью), собака садится корректно, и – дается поощрение. В упражнении “команда “рядом” было подчеркнуто, что нежелательно давать дубль-команду “рядом”, если собака и так выполняет команду, но при этом потеряла концентрацию. В этот момент правильнее дать другую команду, например “ближе” или что-то подобное, призывающее именно к увеличению концентрации. Еще один совет Люнеберга из области высшего пилотажа: поощрить собаку можно и переходом к следующему элементу. Например, при идеальном выполнении посадки из движения, последующее движение вперед для собаки послужит поощрением. В защитном разделе работа с собакой также начинается с того, чтобы собака перешла в “черную зону”. В таком состоянии единственным удовлетворением для собаки является получение добычи. Многие собаки работали на “строгаче”. Но все они были настолько увлечены настоящей работой, что просто его не замечали. Как пояснили Люнеберг и Роде, сильные собаки при работе на строгаче, сразу начинают работать еще сильнее. Средних собак к этому надо приучить. Это закаляет собаку, увеличивает ее концентрацию и способствует как раз тому, что для собаки единственным удовлетворением становится получение добычи. Ну а для слабых собак найдутся другие методы. Хотя спорт – это для самых сильных и самых лучших. “Только для плохой собаки самоцель – устранение или избегание”( Люнеберг, Роде). На семинаре некоторые молодые собаки пытались прикрыть свою неуверенность агрессивным поведением. Люнеберг в таких случаях говорил, что агрессия – это не то состояние, в котором можно решать проблемы. Собака, которая усвоила только, что все ее боятся, теряется и не знает, как себя вести, когда ей попадается фигурант, который не обращает внимания на такое ее поведение. А фигурант должен перевести ненужную агрессию в другое состояние, и дать понять собаке, каким образом она может получить свою добычу. Опять мы ждали “поднятых ушей”, а когда пауза затягивалась, и собака начинала тяжело дышать, было замечено: “Он не мужчина сейчас, а маленький мальчик. Надо игнорировать такие реакции, а поощрять собаку только когда она уверенно себя ведет. И тогда “машина”, которая внутри собаки, получает три лошадиные силы. Если начать учить собаку таким образом, то это будет новая собака”. Во второй день семинара в защитном разделе часто применялось упражнение “включение – выключение”. Один из вариантов этого упражнения – перед пуском на укрытие. Фигурант из-за укрытия плеткой стимулирует собаку, вызывая настойчивый лай. Собака при этом находится на поводке рядом с проводником. После того, как фигурант прячется в укрытие, проводник заставляет собаку успокоиться. Включение – выключение повторяется два – три раза. После очередного включения собаку пускают на укрытие, где она замечательно и ритмично облаивает фигуранта, а в конце получает поощрение в виде хватки. При работе с каждой новой собакой Роде для начала устанавливал доверительные отношения. Для этого при первом подходе к фигуранту собаки получали рукав, шло оглаживание на рукаве, собаку успокаивали. После установления доверия на собаку постепенно настраивалась нагрузка. Проводник опять брал собаку на поводок, и после того, как фигурант начинал стимулировать собаку плеткой, давал команду “Ревир” или “Обыск”. После достаточного облаивания, давалась команда “сидеть” и собаку успокаивали. После двух – трех повторов собака получала рукав, и на рукаве фигурант опять “устанавливал доверие”. В этом упражнении мы кроме установления контакта собаки и фигуранта видели то же “включение – выключение”. А в конечном итоге все это относилось к известному всем “послушанию в защите”. Обобщая все, что довелось увидеть, можно сказать, что школа Люнеберга основана на немецких классических приемах подготовки служебной собаки, отшлифованных многолетней практикой. И хотя отдельно взятые упражнения уже встречались нами ранее, но все, увиденное в дни семинара позволило разложить прежние знания “по полочкам”, на многое открыть глаза, и, конечно, мы увидели новые интересные “фишки”. При этом ни Люнеберг, ни Роде не пытались предстать недосягаемыми богами, а скорее наоборот, постоянно демонстрировали, что дрессировка собаки – это доступно, просто, только надо понимать собаку, не противоречить ее природе, потому что, по словам Люнеберга, “собака всегда делает только то, что выгодно ей”. И еще: “Мы учим собаку видеть, слышать и, если она что-то не выполняет, то помогаем ей освоить упражнения с помощью доступных нам средств “. Источник: http://working-dog.ru/news/30/ | |
Просмотров: 800 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |