Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пятница, 04.10.2024
Главная » Статьи » Начинающим дрессировщикам

СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ... ИГРЫ (КАК НАУЧИТЬ СОБАКУ ОТПУСКАТЬ РУКАВ)
«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там.
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.» (И.А. Крылов)

В разделе «Защита» европейской дрессировки IРО (а также в немецком «Шутцхунде») собака в соответствии с нормативом несколько раз в процессе работы должна отпустить фигуранта, оставаясь после этого на месте, внимательно следя за фигурантом и обнаруживая явное желание продолжения борьбы. Казалось бы, достаточно прочесть внимательно соответствующий норматив, где об этом сказано, и в процессе дрессировки после того, как собака отпустит по команде рукав, периодически давать ей возможность снова схватить фигуранта. Однако, при более внимательном рассмотрении этого вопроса становится ясно, что без осознания общей направленности всей европейской дрессировочной программы и общемировых тенденций в спортивной дрессировке эту узкую конкретную проблему будет крайне тяжело решить. В связи с этим мне кажется уместным упомянуть в этой статье о некоторых общих принципах европейской дрессировки, без учёта которых успех в овладении, например,программой IРО, на мой взгляд, практически невозможен. По большому счёту секрет методики подготовки по европейской дрессировке (да и не только по европейской!) умещается в одном слове. Это слово - ИГРА. Только методика с приоритетным применением игры - лакомства может дать серьёзные результаты в спортивной дрессировке. И давайте сразу отбросим в сторону понятия «недоверчивость», «злобность», «собака-телохранитель» и тому подобный бред. Я помогал и помогаю готовить собак для частных охранных и государственных силовых структур и, достаточно широко применяя определённые «спортивные» методы дрессировки, идущие от адаптирующих игр со щенком, для собак, работающих по «живому» человеку, твердо убеждён в истинности этого подхода к дрессировке собаки вообще.

К слову сказать, наших собаководов почему-то смущает слово ИГРА. Для многих - это символ ненатуральности, фальши, обмана. Но ведь ещё великий поэт гениально подметил, что вся наша жизнь - игра в философском смысле. Хочу сразу отметить, что непосредственно игрой сформировать устойчиво проявляющийся навык у животного невозможно, так как у игры другие поведенческие задачи. Кроме того, обязательным условием формирования устойчивого навыка является механическое подкрепление, дающее безотказность выполнения собакой необходимого действия по команде проводника. Это противоречит психологии игры в смысле «хочу - играю, не хочу - не играю». И если пытаться играть в дрессировку, то получится «собака хочет работает, а не хочет - не работает». Игра - это необходимый инструмент адаптации животного, общего первичного ознакомления с окружающими условиями, в том числе с дрессировочной площадкой, собаками, фигурантом. Если же рассматривать игру не в узком дрессировочном смысле, а подходить к этому более философски, то любые чётко регламентированные правилами действия можно назвать своего рода игрой. И тогда применение этого термина к футбольным баталиям, сопровождающимся тяжёлыми переломами, и к поединкам профессиональных боксёров, не обходящихся без тяжёлых сотрясений мозга, выбитых зубов, сломанных носов и даже откушенных ушей, не вызовет протеста у читателя. Вот что сказал по этому поводу признанный авторитет в области психологии игрового поведения: «Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр. мы совсем не хоти.м этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьёзно. С одной стороны, например футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма серьёзными людьми. Кроме того. такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьёзные ситуации, например, каннибальские пиршества. Поэтому употребление термина «ИГРА» по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения. не является безответственностью и легкомыслием. Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление не-искреннего характера эмоций, а их управляемость.» (Эрик Берн, «Игры, в которые играют люди», СПб. Специальная литература, 1996, стр. 12-13)

Дабы не растекаться мыслями по древу, попробую сформулировать основные элементарные требования, без соблюдения которых прогресс в IPO вообще и в его защитном разделе в частности невозможен.
1. Приобретайте щенка только от родителей, успешно прошедших кё-рунг и получивших официальный допуск в разведение; обратитесь к услугам опытного специалиста по дрессировке, тяготеющего к выбранной Вами породе, который при помощи европейских или американских тестов поможет Вам выбрать щенка из намеченного помёта;
2. Начинать адаптировать щенка к процессу дрессировки через игру с лакомством и с игрушкой лучше всего с трёх-четырёх месяцев;
3. Начинайте активно адаптировать щенка к окружающим условиям (улица, люди, машины, проезжая часть и т.п.) не позднее полутора-двух месяцев;
4. Нельзя ограничивать щенка в контактах с людьми; он должен вести себя очень активно, непосредственно, и быть доброжелателен, любознателен, игрив;
5. Щенок не должен вообще иметь опыта страха ни перед чем (или кем); если Ваш питомец в какой либо ситуации проявляет настороженность, показывает страх, неуверенность - ободрите его, дав ему лакомство, огладьте, похвалите, отвлеките, включив в игру с мячиком или другой игрушкой;
6. Щенок не должен связывать боль, страх, наказание (точнее - отрицательное подкрепление) с людьми (в том числе и с хозяином); если приходится малыша отрицательно стимулировать (шлепок, рывок поводком и т.п.) - делайте это исподтишка, незаметно для него, после чего сразу подзовите, дайте лакомство и приласкайте; исключение составляют случаи, когда молодая собака прямо пытается активно доминировать над членами семьи; при попытках доминировать можно взять щенка за шкуру в области холки, приподнять и ощутимо встряхнуть до визга, после чего сразу подозвать, дать лакомство, приласкать;
7. В идеале собака вообще не должна знать угрожающих поз и интонаций человека (т.е. не понимать, что определённая поза человека влечёт за собой опасные для собаки последствия), также как простой обыватель не знает угрожающих поз, например, кенгуру; если Вы будете выполнять требования предыдущего пункта, то собака никогда не проассоциирует боль и страх от наказания с Вашим замахом, плёткой,палкой,свёрнутой газетой, угрожающей позой и грубым окриком; при соблюдении этих требований животное скорее свяжет отрицательные для него последствия со своим неправильным (с хозяйской точки зрения) поведением и с Вашей командой и поэтому впоследствии будет слушаться Вас не только на расстоянии 3-5 шагов (в зоне досягаемости ноги, руки, плетки, газетки и т.п.), но и на большей дистанции;
8. Со щенячьего возраста играйте с собакой в перетягивание, используя тряпки, скрученные в упругие жгуты-колбаски (начальная фаза игры должна напоминать охоту кошки за игрушкой-бантиком; после короткого преследования «добычи» щенок должен поймать жгут-добычу и после короткой борьбы без резких рывков отнять и поносить его); постепенно на поводке или подзывая приучите щенка бежать к Вам для продолжения игры, причём, тычась в Вас игрушкой, щенок в стремлении поиграть должен быть упорен и даже назойливо настойчив.
9. Не играйте с собакой, бесцельно кидая ей палки или другие предметы: во-первых, это зачастую приводит к тяжёлым травмам (собака может с размаху наткнуться на брошенную палку, воткнувшуюся в почву или снег), во-вторых. собака должна быть заинтересована не столько в удовлетворении своих собственнических амбиции («Я отнял (добыл) предмет, он теперь мой, я его буду только носить, всем показывать, но никому никогда не отдам даже для продолжения игры»). сколько в самом процессе атаки, а также в контакте и игре с хозяином.
10. Если 3-4-месячный щенок начал проявлять явный интерес к игре с жгутом (а не уже вошёл в раж), сразу следует приступать к постепенному приучению приостанавливать игру, например, по команде «Aus!» (нем. - отдай, достаточно); для этого после подачи указанной команды в спокойной, ровной интонации, остановите игру, прекратив сопротивление («добыча не сопротивляется, она мертва, неинтересна, охота прекращается»); если Ваш питомец сам не прекратил хватку после остановки, предложите щенку отпустить жгут, аккуратно разжав ему челюсти или применив отвлечение лакомством, после чего медленно приподнимите вожделенную игрушку над головой собаки, стимулируя его тем самым принять позу «сидеть» (ожидания продолжения игры); выждав 2-3 секунды подайте команду к продолжению игры («Хоп!», «Фас!», «Играй!» и т и ) и после этого спровоцируйте продолжение игры, «оживив» жгут.
11. Выполняя каждый день рекомендации п. 10 Вы должны помнить, что из пяти игр со жгутам Вы можете поработать на командой «Aus!» не более двух-трёх раз в противном случае у щенка может быть спровоцировано ослабление интереса к игре или ослабление хватки; после выполнения команды «Aus!» и продолжения игры лучше не заканчивать упражнение этой командой (ведь жгут надо как-то забрать у собаки!), а спровоцировать несколько подносов игрушки для продолжения игры, пятясь назад от щенка (п.8), и после этого забрать жгут, спокойно приподняв щенка за ошейник и хваля (он слегка поперхнётся и сам отпустит) или обменяв на лакомство.
12. Приблизительно к 10-12 месяцам постепенно можно довести продолжительность фазы напряжённого ожидания продолжения игры до 15-20 секунд; одновременно с увеличением времени ожидания спокойно приучайте собаку ждать не столько самой игры (т.е. Вашего провоцирующего движения), сколько разрешающей команды «Хоп!», «Фас!», «Играй!» и т.п.; для этого не закрывайте жгут руками и не стойте. застыв в напряжении, перед ждущей игры собакой (можете плавно, спокойно занять расслабленную, ненапряжённую позу, переминаясь с ноги на ногу, не провоцируя животное резкими или неестественными движениями к атаке); с этой же целью после фазы ожидания стоя свободно, переминаясь с ноги на ногу, находясь в расслабленной непринуждённой позе, не предвещающей продолжения игры, неожиданно подавайте разрешающую команду, не меняя при этом непринуждённой позы и начинайте игру только после того, как собака продемонстрирует хватку.
13. Приблизительно с шести месяцев можно учить собаку напряжённо ждать с облаиванием;. для этого можно возбуждать собаку, давая команду «Охраняй!» и показывая над головой щенка временно недоступные лакомство или «живой» жгут.
14. Помните, что хорошая спортивная собака должна быть очень открытым, доброжелательным, весёлым, азартным, темпераментным существом; недоверчивая (тем более, злобная!), замкнутая собака. как правило, заинтересована не столько в самом процессе ожидания (засады), атаки и борьбы, сколько в хватке и удовлетворении своих собственнических амбиций («Я вцепился в рукав, он мой, я его буду от всех охранять и никому не отдам!»)
15. Помните, что применяемые на тренировках дрессировочные упражнения «Охрана рукава (жгута, игрушки)» и «Прекращение хватки по команде» являются противоположными по смыслу приёмами; охрана может провоцировать у собаки враждебную агрессию и воспитывать указанные в п.п. 9, 14 собственнические реакции, замыкает собаку и может ухудшить не только «Аус!», но и апортировку из раздела «В» («Послушание»); приём «Охрана рукава» можно изредка, локально применять для собак умеренного темперамента для пробуждения более сильного интереса к игрушке, жгуту, рукаву с обязательным последующим неоднократным подносом охраняемого предмета фигуранту и проводнику для продолжения борьбы.
16. В идеале я порекомендовал бы уже к 14-18 месяцам научить молодую собаку по команде «Охраняй!» (п. 13) плотно удерживать с облаиванием спокойно стоящего фигуранта с рукавом или жгутом, ожидая разрешающей команды проводника или резкого угрожающего движения фигуранта (замах палкой-стеком, резкий перевод рукава или жгута из нерабочего-опущенного положения в горизонтальное рабочее положение на уровень пояса или чуть выше); на начальном этапе обучения охране проводник стоит на расстоянии 8-10 шагов от фигуранта с собакой сидящей у его левой ноги на поводке, после поданной команды «Охраняй!», отменяющей основное положение посадки у левой ноги, фигурант привлекает внимание собаки, слегка возбуждает её, проводник удерживает 1-2 секунды собаку на поводке, поощряя её активность командой «Охраняй!», после чего вместе с ней двигается к прекратившему всякие движения фигуранту, перс;! которым, молча, не пугая собаку, ощутимым рывком поводка предупреждает возможную хватку в открытый и казалось бы доступный рукав или жгут («добыча временно недоступна, так как неподвижна»), стимулируя посадку, удержание и облаивание, которое логически завершается разрешающей командой и хваткой.
17. Уважаемые владельцы. проводники собак, хендлеры. фигуранты и инструкторы! Не хвалите собаку отпустившую рукав или жгут. игрушку! Дело в том, что напряженно сидящая собака, предельно сконцентрированная на вожделенном объекте, подобна сжатой пружине, и ПОЭТОМУ -любой произнесённый вами звук (а уж тем более похвала!) эту «живую пружину» освободит и, таким образом, спровоцирует хватку; запомните, Ваша похвала - это разрешающая команда «Хоп!», «Фас!», «Фас!» и т.п., которая позволяет собаке достичь нужного ей результата. * * *

в заключении хотелось бы отметить, что написанное в статье - это всего лишь общие рекомендации, позволяющие составить некоторое представление о выполнении упражнения «Прекращение хватки и удержание» и о принципах выработки у собаки (и проводника!) некоторых общих навыков, позволяющих это упражнение выполнить. А за более конкретными рекомендациями, за нормальной методически выверенной кропотливой дрессировкой на результат нужно идти непосредственно на дрессировочную площадку к грамотному инструктору по дрессировке.

Источник: http://gsd.narod.ru/17.htm
Категория: Начинающим дрессировщикам | Добавил: lenchic (19.10.2012)
Просмотров: 1137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]