Главная » Статьи » Послушание |
Высыл. Е.Вилкова
Итак, высыл является заключительным упражнением второй части послушательного раздела. Он также относится к категории так называемых «скоростных» упражнений: упражнений, где от собаки требуется развитие высокой скорости и удержание ее на дистанции в несколько десятков шагов. Скоростными элементами также являются подзывы. Идеально выполненное упражнение будет выглядеть следующим образом: из корректной ОП, проводник с корректно двигающейся рядом с ним собакой проходит 10-15 шагов, подает команду «вперед» и остается стоять на месте. Собака двигается от подачи команды «вперед» до подачи команды «лежать» в очень высоком темпе: одинаковом или убыстряющемся. По команде «лежать» собака моментально тормозит и очень быстро выполняет укладку, оставаясь спокойно лежать при подходе проводника, вплоть до подачи команды «сидеть». По команде «сидеть» собака быстро занимает корректную ОП. Таким образом, все упражнение принято делить на следующие составляющие элементы: 1. Начальная ОП 2. Развитие упражнения 3. Движение в указанном направлении 4. Укладка 5. Подход проводника 6. Занятие заключительной ОП 1 – на этом элементе судья уделяет внимание прежде всего корректности ОП 2 – развитие упражнения начинается с команды «рядом». Проводник должен продемонстрировать не менее 10 и не более 15 шагов развития, при этом судья оценивает то, как собака идет рядом: двигается ли она корректно, не теснит ли проводника. 3 – по команде «вперед» собака бежит в указанном направлении, проводник же остается стоять на месте. Собака не должна отклоняться от указанной траектории и замедлять темпа движения. Темп может оставаться одинаковым на всем отрезке, или же собака может ускориться. Здесь оценивается скорость собаки, целеустремленность ее движения, сохранение траектории движения. 4 – по указанию судьи проводник командует собаке «лежать». Собака должна немедленно выполнить укладку, положение корпуса собаки по отношению к траектории движения значения не имеет. Здесь прежде всего оценивается скорость, с которой собака восприняла команду и выполнила ее. 5 – по указанию судьи проводник подходит к своей собаке и встает от нее с правой стороны. Во время подхода проводника собака должна оставаться лежать спокойно, не продвигаться и не вставать с места, и на это, прежде всего, обращается внимание на данном элементе. Очень важно для проводника грамотно занять положение рядом со своей собакой, так, чтобы сев, она автоматически оказалась в правильной позиции. 6 – выдержав предписанную положением 3-хсекундную паузу, проводник подает собаке команду «сидеть». Собака должна занять ОП. Здесь также основное внимание уделяется корректности заключительной ОП, однако также не упускается из виду и быстрота выполнения собакой команды «сидеть». СПОСОБ, ОСНОВАННЫЙ НА ДОБЫЧНОЙ МОТИВАЦИИ Перед началом отработки данного упражнения собака должна знать ОП, уметь ходить рядом, иметь начальные навыки апортировки (уметь возвращаться к проводнику с предметом в зубах), а также у собаки должна быть безукоризненно отработана укладка: как рядом с хозяином, так и на расстоянии. Этот способ подходит для 80% собак, поскольку основан на стандартном наборе и уровнях мотиваций, то есть рассчитан на среднестатистическую собаку. Центральное место в данном способе занимает мотивационный объект. Таким объектом может являться любимая игрушка собаки (мячик, жгут) или рукав, используемые как отдельно, так и в руках помощника. Для использования игрушек отдельно, нужно либо специальное приспособление, позволяющее их закрепить на некотором расстоянии от земли и позволяющее собаки схватить игрушку как можно быстрее и не тормозя, либо небольшой столбик,возвышение. Такое приспособление или возвышение позволяет избежать рыскания и торможения, как это часто бывает, если класть игрушку просто на землю (Рис.1). http://s019.radikal.ru/i625/1206/98/0129fa4dd959.png Отработка высыла этим способом начинается следующим образом: помощник на глазах у собаки, которую в этот момент на поводке удерживает проводник, закрепляет в приспособлении мотивационный объект (МО), и возвращается к проводнику. Проводник, указывая правой рукой на МО, дает команду «вперед», одновременно отпуская собаку. Расстояние от собаки до МО должно быть не более 10 шагов. После того, как собака схватила игрушку, проводник подзывает ее к себе и поощряет игрой. После нескольких повторений расстояние начинают постепенно увеличивать. МО при этом всегда остается на том же самом месте! За одно занятие делают 2-3 подхода. Когда расстояние достигнет примерно 40-50 шагов, проводник начинает требовать от собаки занятия и удержания ОП перед пуском. Собака должна спокойно сидеть в ОП не менее 3-5 секунд, после чего ее посылают вперед командой и жестом, все также с места. Следующим этапом являются 2-3 шага движения рядом перед пуском собаки, потом количество шагов постепенно увеличивается до нормативного. Следующим этапом необходимо сделать незаметным размещение МО помощником, лучше всего, если помощник сделает это перед выходом на площадку проводника с собакой. Первый пуск на этом этапе обучения делается с расстояния не более 20 шагов и опять же только с места. Если не возникнет проблем, последующие пуски можно делать с большего расстояния, а также из движения. После того, как собака освоит все предыдущие этапы обучения, можно переходить к совмещению укладки и высыла. Как я уже сказала выше, безотказная и надежная укладка отрабатывается ОТДЕЛЬНО и должна безукоризненно выполнятся собакой в любых условиях и обстоятельствах. Однако укладка именно на высыле в используемых мной способах включает в себя также и положительную внутреннюю мотивацию. Итак, для отработки укладки на высыле, к ошейнику собаки пристегивается длинный поводок, не менее 20 м длиной. Лучше всего, если с длинным поводком будет работать грамотный помощник (Рис.3). Начинаем отрабатывать упражнение как обычно, посылаем собаку с места. Когда собака пробежит метра 3-4, проводник дает команду «лежать», помощник страхует с поводком, не давая собаке возможности двигаться дальше. После того, как собака выполнит укладку, проводник подходит, оглаживает собаку, и посылает ее командой «вперед» к МО, на этот раз без остановок. Далее следует обычная игра с принесенным собакой МО. В следующем подходе собака укладывается командой уже на расстоянии 10 шагов. Повторяется все то же самое. Если у собаки высокая управляемость, занятие следует окончить одним-двумя пусками без укладки: первых двух раз обычно бывает достаточно. Если же у собаки очень высокая мотивация, и оба раза помощнику и проводнику пришлось приложить усилия для того, чтобы собака легла, пуски с укладкой следует повторить еще 1-2 раза. На следующих занятиях расстояние, на котором укладывается собака варьируется от 1 до 20 м, и каждый раз проводник подходит к собаке и после оглаживания посылает ее дальше, к МО. Пуски с укладкой следует чередовать с пусками без укладки. После того, как собака начнет самостоятельно и уверено ложиться по команде, практически не теряя при этом в уровне мотивации, можно считать упражнение отработанным. Однако в процессе дальнейших тренировок соотношение пусков с укладкой к пускам без укладки должно быть примерно 1 к 10. 2. СПОСОБ, ОСНОВАННЫЙ НА ПИЩЕВОЙ МОТИВАЦИИ Этот способ отлично работает с собаками с недостаточным уровнем добычной мотивации, однако с высоким уровнем мотивации пищевой. Также этот способ прекрасно подходит для жестких, доминантных собак, очень неохотно делящихся с хозяевами своей добычей, и уж тем более не желающих в нее играть. Этот способ является хорошей альтернативой, позволяющей избежать конфликта с проводником, неминуемо возникающем при попытках работать с такой собакой высыл на добычной мотивации. Перед началом отработки высыла этим способом собака может не иметь в своем активе никаких отработанных навыков: и ОП, и другие элементы и упражнения, могут отрабатываться параллельно с высылом. Этот способ имеет наибольшую эффективность, если самая первая работа со щенком на площадке начинается именно с отработки высыла. Точно также, в конце поля, всегда на одном и том же месте, помощником ставится миска с полной порцией, получаемой собакой за одно кормление. Первые несколько дней собаку привозят на площадку и пускают на миску, точно так же как и на игрушку: удерживая за ошейник, с места и с короткого расстояния, не забывая указать направление рукой и подать команду «вперед» (см. выше). После чего собаке позволяют спокойно съедать свою порцию из миски, подзывают ее к себе и уводят с площадки. Естественно, все занятие заключает в себе один подход, и эта порция еды – единственная, которую собака получает за этот день. Самый лучший эффект достигается, когда собака на начальных этапах обучения получает свой рацион только таким способом. Параллельно с этим с собакой начинают отрабатывать другие упражнения, однако любое занятие ВСЕГДА заканчивается высылом, съеданием собакой своей порции и уходом с площадки. Миска на последующих этапах обучения заранее выносится помощником на площадку, еще до прихода туда проводника и собаки, также постепенно увеличивается расстояние, с которого пускается собака. Таким образом, у собаки возникает прочная связь между занятиями и пищей, и высыл для нее является наивысшей наградой и поощрением. Постепенно, когда собака освоит ОП и движение рядом, выполнение этих элементов добавляется к высылу. Укладка отрабатывается точно так же, как и в способе с игрушкой. Чем голоднее собака, тем выше ее мотивация, и в этом большой плюс данного способа: уровень данной внутренней мотивации, являющейся базовым инстинктом животного, можно регулировать искусственно, тогда как уровень добычной, и социальной мотивации, используемых в первом и третьем способах, существенно изменить в ту или другую сторону невозможно. Неудобство этого способа заключается в том, что такую простую и повседневную вещь, как кормление собаки, на некоторое, и возможно весьма длительное время, придется перенести на площадку. 3. СПОСОБ, ОСНОВАННЫЙ НА СОЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Этот способ – для собак с высокоразвитым социальным инстинктом, значительно превышающем по своему уровню добычную и пищевую мотивацию собаки. Любые активные действия, игра, в которых участвует проводник, для таких собак интересней, чем игрушки или лакомство или же игрушка или лакомство представляют наибольший стимул для собаки только в том случае, если они получены непосредственно из рук проводника. Перед началом отработки высыла данным способом собака должна знать ОП, уметь ходить рядом, возвращаться к проводнику по команде, а также у собаки должна быть безукоризненно отработана укладка. Главным МО в данном методе является для собаки сам проводник. В конце же поля ставится так называемая «мишень». Она может представлять собой любой объект, установленный в конце поля. Очень удобно для этой цели использовать вот этот вариант мишени (см.фото) , однако также отлично подойдет любой воткнутый в землю колышек с той разницей, что собаку учат его обегать, а не касаться носом или лапами, как мишень, изображенную на картинке. В начале отработки высыла этим способом я предпочитаю использовать ярко раскрашенный конус, из тех что используются для разметки движения и ограждений во время ремонта автодорог. Такие конусы устойчивы и хорошо видны даже на расстоянии. На начальном этапе отработки собаку учат обегать мишень по команде «вперед» (или касаться ее лапами), находясь от нее в непосредственной близости. Это можно сделать с помощью игрушки или лакомства в качестве вспомогательных средств или с помощью личного примера проводника. Каждый раз обегание или касание мишени поощряется активной игрой с проводником или дачей лакомства из рук. При этом собака может находится как в свободном состоянии, так и на поводке. После того, как собака усвоила обегание мишени по команде «вперед», можно переходить к следующему этапу: постепенному увеличению расстояния между мишенью и проводником. Для начала не рекомендуется отходить от мишени более чем на 5 шагов. Собаку перед пуском необходимо усаживать в ОП. Сам момент «ухода» от проводника является для собаки самым трудным в этом способе, и я предпочитаю отрабатывать этот элемент сразу же, на небольшом расстоянии от мишени. Когда собака из ОП уверенно и быстро удаляется от проводника, обегает мишень и возвращается к проводнику, расстояние увеличивают с каждым разом, все дальше и дальше удаляясь от мишени. В отработку упражнения постепенно включают движение рядом. Что касается укладки, то отработав ее тем же методом, что и в первых двух вышеописанных способах, я предпочитаю включать ее в тренинг как можно реже. Примерно одна укладка на 30-40 пусков без укладки. Объясню почему. Собаки, сильно ориентированные на проводника, обычно обладают очень высоким уровнем управляемости и довольно высокой чувствительностью к воздействиям. Частая отработка укладки им, во-первых, вовсе не нужна, так как они обычно великолепно подчиняются проводнику в любой ситуации, а во-вторых, частая отработка укладки может вызвать у такого типа собак замедление темпа, несмотря на хорошо установившуюся связь «возвращение к проводнику – только через мишень». *** Какой же способ выбрать? На чем остановиться? Как подобрать для своей собаки оптимальный способ обучения высылу? Во-первых, выбранный способ обучения высылу должен органично вписываться в общую философию подготовки вашей собаки и соответствовать общей концепции вашего тренинга. Если вы тренируете собаку, используя в основном ее добычную мотивацию, не стоит обучать ее высылу вторым, «пищевым» способом. Если вся система вашего тренинга построена на использовании кликера в сочетании с ЭШО, не стоит метаться: вам прекрасно подойдет третий способ с «мишенью». Во-вторых, следует с самого начала правильно оценить расположение мотивации вашей собаки. Мотивация на высыле должна быть максимальной, а значит МО для собаки нужно выбрать именно тот, что будет для нее наиболее привлекательным и интересным, а не делать высыл тем способом, что делают «все остальные у вас на площадке». *** В заключение хочу ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся данного упражнения: 1. Как осуществить уход от привязки к местности, чтобы можно было послать собаку в любом месте в любом направлении? Есть ли небходимость в этом для успешного выступления на испытаниях/соревнованиях? Нет, никакой необходимости в этом нет. Если мы говорим о выступлениях и спорте, вам реально никогда не понадобится посылать собаку «в любом месте и в любом направлении». Направление, в котором будет делаться высыл, известно заранее на мероприятиях любого уровня. На испытаниях на площадке это то место, куда вы обычно высылаете собаку на тренировках. На соревнованиях, которые проводятся обычно на стадионах, место высыла заранее определяется судьей и известно спортсменам еще до начала разминки. 2. Какое обычно внимание уделяют серьёзные спортсмены высылу на предсоревновательной разминке? Для того, чтобы собака поняла куда ей нужно бежать, достаточно одного-двух посылов на разминке на привычную для собаки цель, будь то МО или мишень. Однако сделать эти один-два посыла нужно обязательно. 3. С какими ошибками в теренировочном процессе может быть связано движение собаки по кривой траектории во время высыла? Когда собака движется «по кривой», причем движется целенаправленно, скорее всего ошибки в тренинге нет. Ошибка имела место на разминке, или виной тому случайное стечение обстоятельств. Например, собака зафиксировала зрительно какое-то пятно, цветом отличное от травы поля, и побежала на него. Такие случаи бывали даже на чемпионатах мира, хотя и чрезвычайно редко. 4. Следует ли отрабатывать на тренировках ситуации, когда в развитии упражнения собака “догадалась” что сейчас будет высыл? Чему здесь уделять основное внимание? Я предпочитаю, чтобы собака четко знала, какое упражнение мы сейчас с ней будем делать, и «догадывалась» об этом в случае с высылом даже не в развитии упражнения, а еще в начальной ОП. Поэтому я специально отрабатываю этот момент на каждой тренировке. Основное внимание здесь следует уделять контролю над собакой. Научить собаку «догадываться» легко, а вот сохранить над ней полный контроль, когда она находится на пике мотивации – гораздо труднее. 5. Бывает ли что судьи предпочитают определенный стиль выполнения команды “лежать”, когда собака ложится положением корпуса вперед по направлению движения, или разворачивается к проводнику? Если такие предпочтения встречаются, могут ли они отразиться на оценке? Если и существуют какие-то предпочтения, судья должен оставаться объективным. Красиво, когда собака ложится головой по направлению движения, однако на оценку это никак влиять не должно. Главное здесь – скорость выполнения команды «лежать». А как собака ее выполнит, по ходу ли движения, развернувшись на 90 или на 180 градусов, никакой роли в данном упражнении не играет. 6. Что изменить в тренинге, если собака на соревнованиях во время высыла пытается нюхать землю? Это значит, что ваша собака не имеет четкой конечной цели, не понимает, куда она бежит.. Если это происходит только на соревнованиях, на стадионе, возможно ошибка кроется вовсе не в тренинге, а в том, как вы делаете разминку на чужом поле. Если же эта ошибка проявляется даже на испытаниях на собственной площадке, следует вернуться к самому началу обучения, и четко объяснить собаке, где именно находится МО. А находиться он должен всегда в самом конце поля в одном и том же месте, и при этом не лежать на земле. 7. Что делать, если собака хорошо бежит вперед, но плохо ложится по команде, когда находится далеко от проводника? Это значит, что у вас плохо отработана укладка сама по себе, плюс существует проблема общего подчинения проводнику. Это проблема не только техническая, но и проблема ваших с собакой отношений. «Лежать» - самая эффективная из всех тормозящих команд. Собака должна буквально падать, только услышав ее. Поэтому следует начать отрабатывать команду «лежать» в любых условиях: на прогулке, когда собака сначала находится близко к вам, а потом все дальше, на тренировках во время отработки выдержки и укладки из движения. Если вы отрабатывали с собакой высыл способом, описанным мной в статье, то есть через «позитивную укладку», то к общей проблеме ваших с собакой взаимоотношений добавляется возможность недоработки этого элемента. Собака не поняла, или поняла не до конца, что быстрая укладка – кратчайший путь к МО. В этом случае нужно вернуться в тренинге к моменту отработки укладки с помощником при помощи длинного поводка. Источник: http://sobakielista.forum24.ru/?1-6-0-00000048-000-0-0-1338450958 | |
Просмотров: 1110 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |