Главная » Статьи » Вопросы воспитания и содержания |
Раннее развитие поведения
В конце 1940-х и начале 1950-х годов много внимания уделялось не только подготовке служебных собак – для поисково-спасательных работ и помощи инвалидам (в первую очередь, слабовидящим), – но и разведению пород, предрасположенных к необычным формам поведения, поскольку число любителей дог-шоу постоянно увеличивалось. В это время Дж. Скотт (J.P. Scott) с коллегами создал лабораторную колонию собак, у которых подробнейшим образом исследовали стадии развития отдельных форм поведения в онтогенезе. Одновременно в Европе была проведена работа на немецких овчарках, которых намеревались использовать в первую очередь для поисков и спасения людей. В дополнение к индивидуальной изменчивости в пределах помета и различиям между пометами, Скотт и его сотрудники учитывали также межпородные различия в интенсивности проявления некоторых форм поведения – различия, связанные с тем, что в процессе создания пород селекция велась по разным рабочим качествам. Именно поэтому в колонию были включены собаки разных пород: бигли, бассенджи, кокер-спаниели, фокстерьеры, колли и скотч-терьеры. Данные породы были выведены для выполнения разных, специфических для каждой из них задач, но в то же время все эти собаки невелики по размерам, что позволяло легко справляться с ними при работе в лабораторных условиях. В следующем разделе будут изложены полученные Скоттом результаты и обсуждено их значение применительно к проблеме развития поведенческих нарушений у собак. Общие результаты исследований в лаборатории Бар-Харбор С момента рождения до двухнедельного возраста у щенков развивается обонятельная, тактильная и температурная чувствительность. Примерно в 2-3-недельном возрасте у них открываются глаза, одновременно увеличивается и подвижность. На этой же стадии щенки обнаруживают первые попытки социальных взаимодействий. До появления работ Скотта с коллегами было принято считать, что в возрасте 3-12 недель щенки проявляют то, что называется «максимальными социальными способностями», т.е. наиболее открыты для установления социальных контактов. Если на это время они были изолированы от других собак, то впоследствии хуже взаимодействовали с сородичами. Основная цель исследователей в Бар-Харборе состояла в том, чтобы проверить гипотезу о существовании «критического» периода и определить, как у щенков в этот период вырабатываются реакции на различные типы стимулов. Была разработана стандартная техника наблюдений, и специалисты-наблюдатели изучали щенков, начиная сразу после рождения. Наблюдения за поведением начинались с трехнедельного возраста. Перевод с материнского молока на искусственное вскармливание в этой колонии происходил в возрасте около 7 недель, но щенки до 10 недель оставались с матерью, чтобы отделение от нее не совпадало с изменениями в схеме кормления. К возрасту 12 недель собаки по собственному желанию начинали более активно отползать от гнезда. Это стало одной из причин, по которой возраст в 12 недель считался концом периода социализации. Исследуемых щенков ежедневно брали на руки для взвешивания. Умеренный стресс и раннее приучение к рукам оказались очень полезными для щенков, так как позволили им в дальнейшем лучше справляться со стрессами. Ханс Селье (1952) отметил положительный эффект раннего умеренного стресса в своей работе по кортикостероидам и уровням стресса, принесшей ему Нобелевскую премию. Этот результат оказался очень важен для заводчиков, так как до этих исследований раннего стресса (ежедневного взятия на руки) старались избегать, чтобы не занести патогенную микрофлору. Хотя в борьбе с инфекциями больше помогает тщательное соблюдение чистоты и правильная схема вакцинации. Проведенные эксперименты подтвердили, что возраст 3 недели действительно является самым ранним началом «социализации» (Scott, 1970, 1962, 1958). В «переходный период», т.е. с 13-го по 20-й день, у собак улучшается координация движений, открываются глаза, они начинают вздрагивать при сильных звуках. Изменения в двигательных способностях совпадают с прорезыванием зубов (приблизительно к 20-му дню), после чего появляется и виляние хвостом. Были выявлены значительные колебания в сроках развития этих признаков у разных пород (табл. 3-1). Интересно, что форма поведения, способствующая взаимодействию (виляние хвостом), варьировала в несколько меньшей степени, чем характеристики, связанные с физическими особенностями породы. В целом, результаты говорят о том, что щенкам следует контактировать с человеком на самых ранних стадиях их развития, чтобы уменьшить вероятность формирования поведения избегания. Трехнедельные щенки, приведенные на 10 мин в комнату, где находился пассивный наблюдатель, подходили и обследовали его. Сначала такое обследование было нескоординированным. Если щенкам не показывали наблюдателя до 7-недельного возраста, то им требовалось 2 дня, чтобы привыкнуть к человеку и начать приближаться и исследовать его. Если щенков держали в изоляции от людей до 14-недельного возраста, а потом помещали в комнату с пассивным наблюдателем, они к нему не подходили. Эти данные подтвердились и последующими наблюдениями (Bacon, Stanley, 1963, 1970a; Freedman et al.,1961; Lore, Eisenberg, 1986). Собакам, не видевшим человека до 14-недельного возраста, требовалось время для привыкания к ручному кормлению (Bacon, Stanley, 1970b). Собаки, содержавшиеся в питомнике более 14 недель, были очень пугливыми и неуверенными в любом другом месте (Pfaffenberger, Scott, 1959). После того, как у щенков обнаружили эту особенность, всех лабораторных собак стали выпускать на улицу в возрасте от 12 до 14 недель, чтобы помочь им освоиться. Таблица 3-1. Физическое и поведенческое развитие собак разных пород Порода Полное раскрытие глаз к 2 неделям (%) Появление верхних зубов к 3 неделям (%) Виляние хвостом к 4 неделям (%) Басенджи 65 79 27 Бигли 94 74 49 Кокер-спаниели 94 22 83 Фокстерьеры 11 14 42 Шелти 31 31 56 Наряду с этими общими данными, известны и другие различия в развитии щенков разных пород (Freedman, 1958; Melzack, Scott, 1957). Бигли, пробывшие в полной изоляции в возрасте от 3 до 20 недель, начинали бояться незнакомых людей. Те же, что были только частично изолированы в это время, проявляли снижение активности. Скотч-терьеры, наоборот, после изоляции от 3-й до 20-й недели становились сверхактивными и нечувствительными к боли. В опытах на щенках биглей, фокстерьеров, шелти и басенджи сравнивали две системы воспитания – потакание (их никогда не наказывали, поощряли активность и взаимодействие с воспитателем) и строгость (ограничивали свободу, всегда заставляли выполнять команду, чтобы получить пищу). Оказалось, что поведенческие реакции на соответствующую физическую коррекцию при предложении пищи у разных пород были разными. Басенджи съедали лакомство независимо от того, потакали им перед этим или держали в строгости. Шелти избегали лакомства независимо от того, как их воспитывали перед этим (Scott et all., 1968; Scott, 1968). Фокстерьеры, воспитанные в строгости, брали лакомство, а те, которым потакали, избегали его. Не все представители каждой из пород одинаково реагировали на одни и те же обстоятельства, даже если они воспитывались в одинаковых условиях (Elliot, Scott, 1965; Fuller, Clark, 1968). Это убедительно показывает, что не все особи одной породы будут иметь одни и те же особенности поведения, в виду сложности взаимодействия генотипа со средой. Как ни странно, эти взаимодействия генетических и средовых факторов плохо изучены. Специализация и сенситивные периоды Результаты работ Скотта и его коллег позволили определить периоды развития собак: в возрасте от 3 до 8 недель собаки хорошо обучаются тому, как им взаимодействовать с другими собаками, между 5 и 7-12 неделями собаки учатся взаимодействовать с людьми, а в период с 10-12 недель до 16-20 недель собаки лучше всего осваивают новые условия окружающей среды. Эти периоды позднее, может быть, не очень удачно, назвали периодами социализации и стали придавать им слишком большое значение. Концепция периодов развития была схожа с идеей чувствительных (сенситивных) периодов, сформулированной позже Бейтсоном (Bateson, 1979; Cairns et al, 1985). Концепция чувствительного периода подразумевает оценку рисков. Частично реакции индивидуума варьируют в зависимости от генотипа, частично – в зависимости от взаимодействия генотипа со средой, но что критически важно, так это время воздействия средовых факторов. Если особь своевременно не подвергалась действию стимулов, на которые ей придется реагировать в соответствующие периоды, то у нее могут возникнуть отклонения в поведении, когда этот период наступит. Например, если собака никогда не видела людей, то она может их бояться и никогда в своей жизни к ним не подойдет. Если же собака с самого раннего детства контактировала с людьми – это еще не гарантия, что у нее не возникнет трудностей – но ей проще будет научиться соответствующим образом реагировать на человека. Указанные сроки чувствительных периодов социализации вовсе не являются основанием для того, чтобы откладывать время соответствующих воздействий. Владельцы собак не должны ждать срока от 5-7 до 12 недель, чтобы начать знакомить собак с людьми. Указанные временные рамки подразумевают только, что до этого возраста поведение и нервная система собак еще не сфокусированы на людях, но нет никакой причины, чтобы не знакомить их с людьми в новых ситуациях с возможно более раннего времени. Первоначально внимание щенков сосредоточено на других собаках, и это вполне логично. Но вслед за этим собаки расширяют свой кругозор, включая сюда в первую очередь людей, а затем новые ситуации и объекты. Если собак лишить нормальных контактов в эти периоды, существует риск развития неадекватных или аномальных форм поведения. Чем раньше собаки начнут получать информацию об окружающей среде, в которой им придется жить (не испытывая чувства страха), тем лучше. Если они долгое время лишены всяких внешних стимулов, то позже, встретившись с ними, могут реагировать неадекватно (Scott, 1963: Stanley et al., 1970). К сожалению, это не значит, что если все сделано «правильно», то поведение собаки в дальнейшем будет совершенным. Некоторые собаки, как и люди, обладают относительно слабой врожденной способностью справляться с возникающими трудностями. Насколько это объясняется генетической предрасположенностью, неизвестно. Умеренный стресс в первые дни жизни полезен, но чрезмерный стресс ведет к увеличению выделения адренокортикотропного гормона (АКТГ). Его избыточная секреция коррелирует со снижением способности к обучению. Другие исследования показывают, что щенки, содержавшиеся в изоляции в возрасте от 3 дней до 20 недель, независимо от того, как удовлетворялись их нужды, всю жизнь ведут себя очень беспокойно (Agrawal et al., 1967) и плохо поддаются обучению (Melzack, 1968; Melzack, Scott, 1957; Thompson, Heron, 1954). При более детальном исследовании раннего развития собак (Freedman et al, 1961) несколько групп щенков начинали брать в руки в возрасте 2, 3, 5, 7 и 9 недель; контрольную группу не приучали к рукам до возраста 14 недель. Собаки, которых брали на руки между 5 и 7 неделями, оказались наиболее контактными в общении с человеком; контрольные животные были пугливы и никогда не формировали близкой привязанности к человеку (Fuller, Clark, 1966; Scott, 1970). Аналогичные последствия возникали и у приматов, которые, как мы уже упоминали, имеют сходные социальные системы (Harlow, Harlow, 1965; Suomi et al.,1981). Роль АКТГ в регуляции этих процессов остается неизвестной. Щенки, росшие с 2,5 до 13 недель только с котятами, не признавали собак за животных своего вида и предпочитали общество кошек (Fox, 1969b, 1971c). Это не связано ни с особенностями ухода за щенком, ни с его пищевым поведением, судя по тому, что при автоматизированном выкармливании из соски щенки нормально привязывались к человеку, если имели с ним контакт в соответствующий период (Brodbeck, 1954). И слегка перекормленные, и слегка недокормленные щенки характеризовались усилением реакций привязанности (Stanley, Elliot, 1962). Это может объясняться тем, что и перекорм, и недокорм животных укрепляет социальную иерархию, а также характерную для детского возраста (неотеническую) форму поведения – попрошайничество. Влияют ли эти особенности пищевого поведения в раннем возрасте на формирование проблемного поведения типа тревоги разлуки, пока не известно. Чередование наказания и поощрения приводит к наиболее быстрому установлению контакта с хендлерами («социализации») у щенков, отделенных от сверстников (Scott, Fuller, 1965). Предполагается, что это соответствует реальным формам поведения в пометах, где проявления игровой агрессии полностью исчезают в возрасте 16 недель. Роль раннего опыта для развития нормального социального поведения подтверждается данными по другим видам. Например, если птенцы смеющейся чайки (Larus atricilla) слышали голос взрослой птицы еще до того, как вылупились, то после появления на свет реагировали на него увеличением активности и усиленной вокализацией. Птенцы, лишенные этого опыта, проявляли более низкую активность и слабую вокализацию, когда слышали голос матери (Impekoven, 1976). Реакцию птенцов Gallus (семейство фазановых) на материнское подзывание к пище изучали Рассок и Хейл (Russock, Hale, 1979). Интенсивность реакций на такие призывы снижалась с возрастом, если птенцы не слышали их в ранний период жизни, однако только одного короткого воздействия голоса курочки в этот чувствительный период было достаточно для последующего поддержания реактивности выводка, т.е. даже столь слабая стимуляция оказалась эффективной. Взрослые мыши, в детстве имевшие соответствующий опыт, приближались к магнитофону, издававшему звуки тревоги мышат, но те мыши, которые не имели такого раннего опыта, не реагировали на источник звуков (Ehret, Koch, 1989). Эти эксперименты показывают, что ранние стимуляция и опыт могут в дальнейшем влиять на формы поведения взрослого животного, включая и материнское. Хотя на этот счет и нет убедительных доказательств, многие авторы считают, что собаки, плохо ухаживающие за своим потомством, сами в раннем детстве были лишены контакта с матерью. Заводчикам следует забыть про осторожность и как можно больше стимулировать щенков, создавая им обогащенную среду обитания. Однако нужно подчеркнуть, что такая стимуляция не должна вызывать у собаки длительного или сильного дистресса. «Социализация» молодых собак важна для становления всех форм их поведения (Markwell, Thorne, 1987); но воздействие на щенков должно быть щадящим. Фокс и Бекофф установили (Fox, Bekoff, 1975), что так называемое социальное «чувство» наиболее интенсивно развивается в возрасте между 4 и 10 неделями. Щенки в это время приближаются к любому стимулу; но в возрасте около 6 недель начинают пугаться новых животных и становятся очень разборчивыми в своих контактах. Стимулы, влияющие на общественное «чувство», могут быть связаны с пищей (Ross, 1951; Ross, Ross, 1949a, b). Агрессивное поведение (определяемое здесь как лай, рычание и укусы) у щенков проявляется только при посягательствах на их пищу или какой-нибудь предмет (игрушки или кости) с учетом иерархических отношений в помете (James, 1949; Scott, Fuller, 1965). Эти формы поведения становятся заметными в возрасте 5 недель или раньше. Почему не стоит брать щенка в очень раннем и очень позднем возрасте Если заводчики заинтересованы в работе со своими щенками, им нужно следить за реакциями щенков и знать, какие формы их поведения являются «нормальными». Семинедельные щенки, оставленные с матерью, при появлении посторонних атакуют их, собравшись в группы (Scott, Fuller, 1965). Нет ничего необычного в том, что щенки, постоянно остававшиеся с матерью до 7 недель, образуют стаю. В возрасте 3-4 недели щенки начинают следовать друг за другом. К 5 неделям они устремляются в открывшуюся дверь уже группой. Чем активнее ведет себя щенок около двери, тем более буйным он становится в дальнейшем. Если щенки вырастают на воле, а не в питомнике, то в возрасте 12 недель они начинают обследовать все вокруг. Независимо от того, вырастают они в питомнике или на воле, в любом случае к 6-7 неделям все однопометники сильно привязываются к месту и друг к другу. Это период, когда при отлучении щенков от стаи или места обитания случаются самые серьезные болезни и проявляются самые большие дестабилизирующие эффекты (Elliot, Scott, 1961). Эта реакция смягчается, если все щенки одного помета полностью или частично попадают в благоприятные условия. Разлучение щенков друг с другом или с привычным местом в возрасте 6 недель отрицательно сказывается на развитии их поведения. Эти результаты – один из сильнейших аргументов в пользу отказа от больших собачьих питомников. Они также дают представление о том, почему у многих щенков, взятых от матери в очень юном возрасте, возникают поведенческие отклонения. Заводчики считают, что оптимальный возраст для отлучения щенков от матери – от 6 до 7 недель, в литературе оптимальным возрастом считается 7 недель (Campbell, 1992). На основании проведенных исследований можно сказать, что это слишком юный возраст. Если забрать щенков слишком рано, это не только сильно скажется на их поведении в будущем, но и будет представлять опасность для здоровья. В возрасте от 6 до 8 недель полученные от матери антитела начинают исчезать, а результаты вакцинации еще не успевают проявиться, кроме того, сама перемена мест вызывает стресс, повышающий риск заболевания щенка. Нужно отметить, что в США законодательно запрещено продавать собак до 7-недельного возраста. Еще одно доказательство того, что социальное воспитание щенка необходимо и должно начинаться очень рано, получено при работе с собаками-поводырями. Заводчики опасаются, что ранняя социализация собак подвергает их биологическому риску. Щенков собак-поводырей вакцинируют с 6-недельного возраста каждую третью неделю вплоть до достижения возраста 12-16 недель. Обследование 24000 таких щенков показало, что после вакцинации из них заболело менее полудюжины. Эта работа (цитируется по Appleby, 1993) подтверждается исследованиями Группы педиатрии и генетики Ветеринарной школы Пенсильванского университета. Щенки были включены в программу активной иммунизации, предполагавшую также контакт с «уличным» вирусом. Эту программу сочли полезной для повышения иммунитета щенков (P. Jezyk, Ветеринарная школа Пенсильванского университета, личное сообщение), поскольку в большинстве случаев заражения не происходило даже в том случае, если щенки контактировали с тяжело больными животными. Стресс в возрасте от 6 до 7 недель также ухудшает способность к обучению, и это имеет прямое отношение к проблеме нечистоплотного поведения собаки в доме. Щенки начинают выделять плотный кал и стремятся отправлять естественные надобности в одном месте в возрасте 8,5 недель. Матери стимулируют их к мочеиспусканию и дефекации приблизительно до трехнедельного возраста. В возрасте от 3 до 7-8 недель щенки отправляют естественные надобности, когда и где им захочется, мало заботясь о месте. Соответственно, это наиболее удобное время приучить щенка испражняться в определенном месте. Если заводчик хочет приучить щенков к чистоплотности и самостоятельности (см. обсуждение дальше), ему, видимо, стоит держать их у себя более 8,5 недель. Заводчикам может показаться, что это слишком большой срок, но по некоторым данным (Fuller, 1967), при полуизолированном содержании щенков для их «социализации» достаточно всего лишь по два 20-минутных периода в неделю. Щенки лучше всего реагируют на предметы, например на поводки, в возрасте от 5 до 9 недель (Scott, Fuller, 1965). Заводчики могут помочь щенкам, начав заранее приучать их к шлейкам, ошейникам и поводкам. Щенки, отделенные от матери и помета в период прекращения молочного вскармливания, скулят с частотой до 100 звуков в минуту (Elliot, Scott, 1961). Это говорит о том, что не стоит одновременно и отлучать щенков от материнского вскармливания, и передавать новому хозяину. Есть данные (Pettijohn et al., 1977), что игрушки не смягчают дистресса при отделении щенков от суки, но наличие социальных контактов его облегчает. Щенки обычно легче переносят стресс при контакте с человеком, чем с собаками, если их отделяют от суки в возрасте 7-8 недель. В 11-недельном возрасте у щенков формируются прочные иерархические связи, окончательно стабилизирующиеся к 15 неделям. Если заводчик не собирается оставлять себе щенков, их надо раздавать в тот момент, когда они могут легко развивать стабильные связи. Большинство прочных иерархических связей не устанавливается до тех пор, пока щенок не достигнет социальной зрелости, наступающей в возрасте 18–36 месяцев. Отрицательный эффект от слома установившихся иерархических связей, к которым уже привыкло животное, не изучен. О том, до какой именно степени порода влияет на поведение, известно пока недостаточно, но такой вопрос ставится часто. Выявлены лишь некоторые особенности; например щенки, бигля проявляют намного больше интереса к пище, чем щенки басенджи (Scott, Fuller, 1956). Это вполне ожидаемое качество для породы, для которой большую роль играет чутье. Кроме того, биглей отбирали для работы в группе; при одиночном воспитании до возраста 16 недель они теряют способность играть. Правда, их можно вызвать на игру, но эти собаки будут играть совсем не так, как это делают те, что в детстве росли вместе с сородичами (Adler, Adler, 1977). Новейшие результаты Многочисленные работы, проведенные в США и Европе, в целом подтвердили полученные ранее данные (Fuller, 1955; Pfaffenberg, Scott, 1959; Scott, Beilfelt, 1976; Stur et al., 1989). Из щенков, взятых из питомника в возрасте 12 недель или раньше, 90% с успехом прошли обучение в школе собак-поводырей, тогда как из тех, кто оставался в питомнике еще на 3 недели (возраст 15 недель), успешно кончить школу поводырей смогли только 30% (Appleby, 1993). Та же зависимость обучаемости от сроков начала обучения отмечена у собак, которых воспитывали как компаньонов (P. Mundell, личное сообщение). Это явление обусловлено не столько контактами с человеком и периодами социализации, сколько периодами, когда животные лучше обучаются. Это напоминает ситуацию с изучением иностранных языков у человека, которое легче всего дается в раннем возрасте. Некоторые эффекты социализации могут быть ослаблены в результате обучения и влияния средовых и генетических факторов. По данным работы, в которой оценивалось влияние отцовских и материнских генетических факторов на способность собак к обучению и решению задач, отмечено более значительное влияние отцовских генов в 5 из 13 использованных тестов, причем самое большое – на аппортировку предмета. Вариабельность материнских влияний во всех 13 тестах была очень высока – в среднем в три раза выше, чем у наследственных показателей отцов (цитируется по Fält, 1984). Аналогичные результаты получены и в Шведском центре подготовки собак (Fält, 1984). Эти данные имеют большое значение для дрессировщиков, готовящих собак для выполнения специальных задач. Сравнение поведения немецкой овчарки и бигля показывает, что при встрече с незнакомыми предметами локомоторная активность проявляется независимо от других форм поведения, наблюдаемых в этой ситуации (Wright, 1983). У щенков в возрасте от 5 до 8 недель не обнаружено половых различий в уровне двигательной активности или тревожных криков; максимальный дистресс, судя по вокализации, имеет место на 5-й неделе развития (Gurski et al.,1980). В возрасте 8,5 недель щенки, воспитанные в контакте с людьми, исследуют новые предметы гораздо активнее, чем воспитанные в питомнике. Это не значит, что щенков следует рано отделять от матерей и воспитывать в тесном контакте с человеком. Это означает только, что сенсорная стимуляция имеет большое значение для развития исследовательского поведения. Раннее отделение щенков от матерей, как было показано, неблагоприятно сказывается на их физическом и поведенческом развитии. Определенно установлено (Slabbert, Rasa, 1993), что отъем щенков в возрасте 6 недель отрицательно влияет на их физическое состояние и вес. В этой же работе показано, что при раннем отделении щенков связи с человеком не становятся более тесными; тогда как физическое здоровье животных от этого ухудшается. Федерсен-Петерсен (Feddersen-Petersen, 1994) исследовал онтогенез взаимоотношений собак с человеком от рождения до 9-месячного возраста у 47 пород. Результаты работы подтвердили влияние условий выращивания щенков: воспитанные в социальной изоляции детеныши отрицательно реагировали на обращение к ним человека и демонстрировали враждебность в ответ на его приближение, тогда как собаки, которые вовремя имели контакт с людьми (адекватная социализация), демонстрировали нормальное дружелюбное отношение и хорошо приспосабливались к другим социальным ситуациям. Обладание костью и способность охранять ее у щенков, занимающих низкое иерархическое положение в группе, сильно меняется в возрасте от 5,5 до 11,5 недель, но самые агрессивные и напористые могут удержать свой ранг и сохранять свою кость (Wright, 1980). Это говорит о том, что изменения в социальной иерархии взрослых животных на самом деле развиваются с самого юного возраста, и заводчикам следует учитывать, что способность менять свое место в социальной иерархии может оказаться намного более ценным навыком, чем просто быть «главной собакой». Хотя данные, собранные ранее Скоттом и его сотрудниками, по сути можно считать классическими, важно учитывать следующее: 1) выборка была небольшая; 2) число изученных пород невелико; 3) исследования проводились в лаборатории на лабораторных животных, а потому не отражают всех возможных форм поведения; 4) эти исследования никогда не были повторены или продолжены. Мы «преуспели» в обсуждении и лечении «аномалий», не исследовав полностью «нормы». Более того, данные этих исследований были неправильно поняты и неправильно применялись широким кругом любителей. В различных пособиях по собаководству говорится о «энергичности», «способностях» и «темпераменте», однако нет ни строго подобранных данных, ни их статистической обработки, обосновывающих какие-либо утверждения о выраженности этих качеств. Таким образом, ко всем рассуждениям, использующим эти понятия, следует относиться большой осторожностью. Краткие рекомендации Вкратце можно сказать, что необходимо убеждать заводчиков в необходимости с самого рождения приучать щенков к человеку и создавать для них разнообразные ситуации, используя при этом спокойный, благожелательный подход. Крайне важно, чтобы заводчики начинали сводить своих щенков с взрослыми собаками в возрасте 3 недель, а с людьми – в 5 недель, и постоянно предъявляли щенкам новые ситуации. Владельцам и заводчикам нужно напоминать, что указанные сроки не «высечены в камне» а должны рассматриваться только в контексте оценок риска: если детенышам не предъявлять соответствующий стимул в то время, когда они наиболее восприимчивы именно к нему, то у них могут развиться определенные поведенческие нарушения. Мы должны объяснять клиентам, что не надо откладывать знакомство животных с различными условиями среды, если, конечно, те не проявляют длительно сохраняющихся или очень сильно выраженных признаков страха или дистресса. Легкий испуг или дистресс играют адаптивную роль, и обучение тому, как выходить из конфликта или уклоняться от нежелательного контакта, составляет одну из важнейших задач социального развития собаки. Тем не менее, этот вопрос почти не изучался. Поведение щенков характеризуется значительной индивидуальной изменчивостью, и для части из них более раннее знакомство с внешним миром может оказаться положительным фактором. Следует объяснить клиентам, до какой степени важно раннее знакомство щенка с внешним миром и что раннее «плохое» обучение (обучение нежелательным формам поведения) тоже может иметь серьезные последствия. Владельцы собак должны знать, что в возрасте 8,5 недель у щенков формируется предпочтение определенного места для отправления естественных надобностей, а в возрасте от 5 до 8,5 недели они очень хорошо приручаются и учатся ходить на поводке. Наша задача довести до сведения клиентов, что щенки отличаются большой индивидуальностью поведения и в пределах одного помета, и между пометами. Клиентам надо научиться распознавать любые признаки психологического или поведенческого стресса и дистресса и принимать меры, если применяемая «программа социализации» оказывается для щенка чрезмерно тяжелой. Классификация форм поведения щенков Ранние формы поведения у собак можно разделить на этэпимелетическую (стремление к ласке), эпимелетическую (проявление ласки) и аллеломиметическую (групповая активность) формы поведения. До 4-недельного возраста (в конце переходного периода и начале периода социализации, когда собаки наиболее склонны к установлению социальных контактов), отношения в помете построены в первую очередь на эпимелетическом поведении матери – проявлении ласки и заботы о щенках. Проявляя эпимелетические формы поведения, мать: 1. вылизывает анальную и генитальную области щенка и поедает его кал и мочу; 2. ухаживает за шерстью и вылизывает мордочку; 3. подталкивает щенков носом с целью направить их туда, где теплее и легче найти соски; помогает им принять позу, облегчающую дыхание и прочие физические и физиологические функции; 4. переносит в гнездо случайно отползших в сторону щенков; 5. охраняет щенков; 6. кормит молоком; 7. отрыгивает пищу; 8. приносит в гнездо пищу для щенков. По мере роста молодняк начинает сбиваться в кучки и скулить – это эт-эпимелетические формы поведения. Проявляя их, щенки: 1. виляют низко опущенными хвостами, поза настойчиво-просительная; 2. тявкают; 3. облизывают лицо, нос и губы матери; 4. наскакивают и толкают мать лапой; 5. следуют за матерью Проявляя групповые или аллеломиметические формы поведения в периоды более активной социализации, щенки: 1. вместе спят; 2. вместе гуляют; 3. вместе, бегают, сидят или лежат; 4. вместе знакомятся с новым предметом; 5. одновременно лают или воют; 6. вылизывают шерсть (груминг) друг другу; 7. обнюхивают и толкают носом других членов группы. Источник: http://www.zooproblem.net/povedenie/part3/ | |
Просмотров: 1028 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |