Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Суббота, 27.04.2024
[ На главную · Мы ВКонтакте · Мы в Facebook · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Форум федерации спортивного собаководства » Форум открытой дрессировочной площадки г. Набережные Челны » Содержание собаки » Криполапчук Н.Д. "Прикладная психология домашней собаки"
Криполапчук Н.Д. "Прикладная психология домашней собаки"
lenchicДата: Среда, 08.04.2015, 08:55 | Сообщение # 31
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
6.3. Воспитание щенка и развитие контакта с хозяином

Для целенаправленного воздействия на психическую деятельность и формирования поведения собаки необходимо явным образом демонстрировать отношение хозяина к тому или иному поведению. Так, например, в двух-трехмесячном возрасте наибольшее воспитательное воздействие будут оказывать именно стандартные стереотипные формы поведения хозяина. Основным способом демонстрации (а значит, и воспитания) для этого возраста являются игры.

В связи с методикой воспитания и развития щенка нельзя не упомянуть о важной ошибке, допускаемой наиболее заботливыми хозяевами. Так, например, в ряде случаев двухмесячному щенку предлагаются "поисковые игры" во все более сложных вариантах. Это поддерживается гордостью хозяина за своего талантливого питомца и за собственные воспитательные достижения. Но в этом возрастном периоде важнейшей задачей становится активизация стереотипов и выявление закономерностей, необходимым условием чего является повторение одинаковых последовательностей действий.

Рассмотрим основные возрастные периоды первого года жизни с точки зрения формирования желательного поведения и отношений с хозяином.

Второй месяц. Значимость этого возраста зависит не столько от породы собаки, сколько от предполагаемого образа жизни: чем он разнообразнее, тем важнее воспитательные мероприятия этого периода.

Во втором месяце жизни у щенка ярко выражено ориентировочное поведение, направленное на эффективный сбор и накопление информации об окружающей среде.

Основные воспитательные мероприятия в этом возрасте заключаются в предоставлении щенку максимальных возможностей для получения и накопления фактографической информации и в пресечении потенциально опасных форм поведения (например, попытка грызть провода, залезать в узкие места и т.п.). За счет активной адаптации фактографического уровня щенок хорошо усваивает предъявляемые ограничения и естественным образом определяет круг информации, необходимой для "хорошей" (безопасной) жизни в данных условиях. Закладываемые структуры фактографического уровня должны эффективно отображать все необходимые предметные области - дом, выгул, улица, дача, лес и т.д.

Следует заметить, что наиболее надежным признаком адаптации и освоения среды служит появление игрового поведения. Игры этого периода носят в основном предметный характер, позволяя щенку выявить свойства объектов.

Формирование контакта с хозяином в раннем детском возрасте идет также по пути сбора информации и предъявления простейших требований к поведению, обеспечивающих физическую безопасность щенка. Нормальный тип контакта для этого возраста - бытовой.

Необходимо учитывать тот факт, что в периоде привыкания к новым условиям жизни после отъема от матери у щенка резко снижается ощущение защищенности и, следовательно, нарастает потребность в защите. В это время она занимает в структуре мотиваций щенка место, не уступающее информационной потребности. Именно эти две потребности, наравне с физиологическими, становятся основой для установления контакта с человеком.

Одновременно происходит привыкание к хозяину и семье, закладывается первичное доверие к человеку как уверенность в его добрых намерениях и покровительстве. В то же время окончательно формируется пищевая зависимость от человека, и именно поэтому так важно вовремя и правильно удовлетворять потребность в пище и другие физиологические потребности щенка. Правильная процедура кормления описана выше, здесь же уместно лишь еще раз подчеркнуть, что конкуренция за пищу между собакой и хозяевами должна быть полностью исключена. В противном случае доверие к человеку у щенка не вырабатывается, и это осложняет дальнейшее формирование адекватных стайных отношений.

Необходимо отметить еще одну важную особенность раннего детского возраста. Несмотря на то, что первичная социализация собаки (как видовая, так и межвидовая) происходит несколько позже, наблюдения щенка за поведением разных членов семьи и начальное осознание их роли в собственной жизни начинается уже во втором месяце. В это время закладывается и будущий статус "семейной собаки", предполагающий гибкие и разнообразные отношения с разными людьми. Поэтому необходимо обеспечить участие всех активных членов семьи в жизни щенка.
Если щенка постоянно кормит и выносит на прогулку один и тот же человек, то впоследствии он и будет восприниматься как уникальный распорядитель всех жизненных благ и единственный хозяин, имеющий право на принятие жизненно важных решений. Всех остальных собака воспринимает не как ответственных членов стаи, а только как внешний фактор, как одно из ограничений на условия жизни. Статус и авторитет остальных членов семьи в этом случае снижаются, а результатом становится воспитание "собаки одного хозяина".
Для ряда пород (например, для кавказской овчарки, для ротвейлера, для черного терьера и некоторых других) это может в дальнейшем приводить к неподчинению другим членам семьи и даже к конфликтам по причинам доминирования собаки.

Если хозяин ограничивает свою положительную роль в жизни щенка только подачей пищи и не принимает участия в его информационной и психической деятельности, то бытовой контакт и останется в дальнейшем наиболее вероятным типом отношений. Если же и физиологические потребности собаки удовлетворяются не полностью и сочетаются с жесткими ограничениями на свободу сбора информации, то это с большой вероятностью приводит в будущем к формированию дикого типа контакта.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Среда, 08.04.2015, 09:06 | Сообщение # 32
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
Третий-пятый месяцы. Этот возраст особенно важен при воспитании всех терьеров, ротвейлеров, всех специализированных охотничьих собак, а также собак рабочего назначения в любой породе.

В "возрасте страхов" важнейшим фактором формирования контакта с хозяином становится чувство защищенности и безопасности в присутствии человека. Специфика этого возраста определяет собой норму контакта для этого периода - это эмоциональный контакт. В "возрасте страхов" важнейшим фактором формирования контакта с хозяином становится чувство защищенности и безопасности в присутствии человека. Специфика этого возраста определяет собой норму контакта для этого периода - это эмоциональный контакт.

Вместе с тем основная опасность "возраста страхов" состоит в чрезмерной силе эмоционального отклика, которая провоцируется реакциями хозяина и приводит в дальнейшем к закреплению страхов и возникновению гипер-эмоциональности. Дисбаланс эмоций и преобладание отрицательных эмоций в описываемом возрасте повышает вероятность и тяжесть стрессов и психических травм у взрослой собаки, служит основой фобий и неврозов и во многих случаях приводит к возникновению "комплекса сверхценности".

С третьего по пятый месяц жизни главенствующее значение среди механизмов формирования психики собаки приобретают игры.

Характер игр щенка в течение этих трех месяцев претерпевает существенные изменения - от предметных игр, имеющих целью освоение информации об объектах, щенок переходит к играм, направленным на развитие разных форм поведения. В число эмоциональных критериев поведения естественно включается и реакция хозяина на то или иное поведение. Поэтому в этом периоде именно игры со щенком предоставляют хозяину максимальные возможности для воспитательных мероприятий и развития контакта, одновременно создавая неповторимый положительный эмоциональный фон, совершенствующий отношения собаки с хозяином.
В частности, в этом возрасте у щенков начинают преобладать так называемые "трофейные игры" (завладение предметом и удержание его), предоставляющие возможности для развития самооценки и чувства собственности, которые служат основой будущих охранных качеств собаки. В то же время именно в трофейных играх наиболее естественным образом отрабатываются парные команды "Держать" и "Дай", которые оказывают огромное влияние на установление доминирования человека. Комплекс "поисковых игр", осваиваемых под руководством хозяина в этом возрасте, позволяет развить аналитическое мышление собаки и заложить будущие рабочие качества ищейки.

Таким образом, при воспитании щенка третьего-пятого месяцев жизни основная задача состоит в том, чтобы подобрать нужный комплекс игровых приемов и упражнений, обеспечивающий достаточную по возрасту двигательную активность, тренирующий опорно-двигательный аппарат и координацию движений и сочетающий физическое развитие с совершенствованием мышления и нужными формами стереотипного поведения. Здесь развиваются качества, необходимые для желательного функционального назначения взрослой рабочей собаки (развитие хватки и броска у охранной собаки, прогноз действий человека у собаки-телохранителя, преследования и захвата добычи у охотничьей собаки, отслеживания и поиска у легавой, ретривера и любой ищейки).

В играх этого периода впервые появляется возможность воздействовать на поведение щенка наказанием. Уже в этом возрасте, начиная применять наказания, необходимо тщательно соблюдать главное правило видовой "собачьей педагогики": целью любого наказания является только прекращение нежелательного поведения! Поэтому любое наказание заканчивается при изменении поведения щенка! Если это правило не соблюдается, то наказание вызывает гипертрофированный эмоциональный отклик, а это приводит к непредсказуемости поведения и нарушениям контакта с хозяином у взрослой собаки.

Эмоциональный фон этого возраста определяет собой характер наиболее эффективного наказания - это отрицательные эмоции хозяина и отчуждение. При нежелательных действиях щенка можно отказать ему в игре, возобновляя ее только при условии "хорошего" поведения. Если щенок настаивает на своем, продолжая играть, полезно отправить его за дверь и впустить обратно только тогда, когда он успокоится и будет вести себя тихо.
Прекращение игры для щенка этого возраста - это не только сильнодействующий вариант наказания, но и тренировка смены возбуждения торможением (адаптивности), которая способствует повышению уравновешенности центральной нервной системы. Поэтому полезно при легком перевозбуждении щенка подать команду "Сидеть" и добиться того, чтобы щенок остался в соответствующей позе хотя бы на пять-десять секунд. Постепенно наращивается сначала продолжительность торможения, а затем и сила пресекаемого возбуждения. Тем самым закладывается основа одного из довольно сложных навыков общего послушания - "выдержки", с одновременной отработкой навыка "Сидеть".

Заметим, что все общие навыки вырабатываются в этом возрасте наиболее эффективно и надежно - это соответствует возрастной активности стереотипного уровня. Поэтому важная часть воспитательных мероприятий этого периода состоит в игровом обучении основным командам управления поведением.

Ключевым моментом так называемой "киндер-дрессировки" является ненасильственное формирование норм поведения, игровой и эмоциональный характер общения. Игра для щенка этого возраста используется двояко: как отвлекающий фактор (приоритетная мотивация) и как поощрение за выполнение желательных действий.

Следует особо остановиться на одном из активизирующихся в этом возрасте общевидовых стереотипов - это укус и захват жертвы. Такое игровое поведение наиболее характерно в третьем месяце жизни и появляется у всех щенков. Хозяева щенков, особенно крупных пород служебного и охранного назначения, обычно принимают это поведение за проявления агрессии, не зная о том, что агрессивное поведение по отношению к хозяину имеет чисто социальные причины и, следовательно, в детском возрасте еще невозможно. Резко наказывая щенка за укусы, а то и избивая его (это распространено по отношению к аборигенным овчаркам и другим породам, воспринимаемым как потенциально опасные), хозяин вступает в острое противоречие с нормами контакта и разрушает доверие щенка к себе. В дальнейшем результатом такого поведения хозяина становится перманентный конфликт со взрослой собакой.

Как уже упоминалось выше, при описании стереотипов пищедобывательного поведения, эти действия необходимы для полноценного развития психики собаки, однако на этапе формирования стереотипного уровня необходимо ограничить силу укуса по отношению к хозяевам. Это достигается несложным практическим приемом. В ответ на попытку сильно сжать зубы на хозяйской руке следует сдавить мочку носа щенка пальцами и одновременно произнести "Больно!" в низком и уверенном угрожающем тоне. Этот прием повторяется 2-3 раза подряд, и в большинстве случаев этого бывает достаточно, чтобы щенок начал воспринимать слово "Больно!" как эффективное предупреждение и прекращал сжимать зубы. Для настойчивых и упрямых щенков, в наследственности которых устойчиво закреплена именно эта форма поведения (например, боевые терьеры), описанный прием можно сочетать с наказанием отчуждением.

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы укус не стал для щенка средством принудить хозяина к каким-либо желательным для щенка действий. Укусы допустимы только в игре, но ни в коем случае не должны становиться средством общения. В противном случае щенок примет укус за сигнал для хозяин и за способ добиться своей цели.

Первичное формирование эмоционально-модального уровня дает возможность развить у щенка хорошее понимание человеческой речи и внимание к ней - от интонаций и простых выражений к анализу сложных высказываний в их сопоставлении с ситуацией. Этот процесс в целом аналогичен научению языку у человеческого ребенка, а цель достигается в процессе развитого речевого общения хозяина со щенком. Понимание речи хозяина собакой открывает принципиально новые возможности для получения и анализа информации во взаимодействии с человеком и выводит развитие собаки и отношений с ней на качественно новый уровень.

Первичное формирование эмоционально-модального уровня дает возможность развить у щенка хорошее понимание человеческой речи и внимание к ней - от интонаций и простых выражений к анализу сложных высказываний в их сопоставлении с ситуацией. Этот процесс в целом аналогичен научению языку у человеческого ребенка, а цель достигается в процессе развитого речевого общения хозяина со щенком. Понимание речи хозяина собакой открывает принципиально новые возможности для получения и анализа информации во взаимодействии с человеком и выводит развитие собаки и отношений с ней на качественно новый уровень.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Среда, 08.04.2015, 09:26 | Сообщение # 33
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
Седьмой-восьмой месяцы. Этот возраст особо важен при воспитании всех овчарок, доберман-пинчеров, ретриверов, пуделей и других пород, обладающих развитым критериальным уровнем психики.

Возраст молодняка требует создания новых отношений с хозяином, соответствующих второму этапу социализации собаки.

Важнейшими мотивациями становятся мотивация самостоятельного принятия решений с одной стороны и мотивация подчинения - с другой. Смысл воспитательных мероприятий возраста молодняка состоит именно в создании баланса этих мотиваций таким образом, чтобы, не подавив самостоятельности, выработать нужные человеку критерии принятия решений. Напомним, что указанные мотивации не могут существовать одна без другой: процесс принятия адекватных решений формируется только на основе демонстрации их старшими членами стаи и, при необходимости, диктата в отношении критериев. Поэтому для собаки в этом возрасте наиболее естественным становится подчинение старшим членам стаи и выработка на этой основе норм поведения в их сопоставлении с ситуацией. Формирование желательных критериев и норм поведения обеспечивается методами управления поведением. Средством для достижения этой цели служит дисциплинарная дрессировка молодой собаки.

Следовательно, самым эффективным типом контакта для возраста шести-семи месяцев следует считать формальный контакт. Подчеркнем, что формальный контакт предполагает требовательность в отношении молодой собаки, но никоим образом не ассоциируется с конфликтными методами воспитания.

Основной ошибкой хозяев молодых собак следует считать то, что любые проявления самостоятельности в принятии решений расцениваются как неподчинение, социальное доминирование, а нередко - и как первые признаки будущей агрессии. Эти поведенческие проявления, естественные для молодой собаки, подавляются грубыми силовыми методами, что блокирует формирование механизмов анализа ситуации и построения поведенческих стратегий и осложняет выработку адекватного поведения для целого ряда житейских ситуаций. Одновременно грубо нарушаются нормы отношений старших членов стаи с молодой собакой, а результатом этого становится утрата доверия к хозяину и неспособность собаки принять человеческие критерии поведения.

Необходимо постоянно напоминать и разъяснять хозяину молодой собаки, что в этом возрасте у собаки еще нет потребности в социальном доминировании и что самооценка ее недостаточна для навязывания своей воли старшим членам стаи.

Еще одна распространенная ошибка в отношениях с молодой собакой заключается в неосознанном закреплении какого-либо нежелательного поведения, особенно в тех случаях, когда хозяин отказывается от управления поведением и предоставляет неопытной молодой собаке излишнюю самостоятельность в тех ситуациях, к которым она недостаточно подготовлена. Это приводит к более или менее существенному дисбалансу на эмоционально-модальном уровне, результатом чего в дальнейшем могут явиться "комплекс сверхценности", гипер-эмоциональность, повышенная возбудимость и непредсказуемость поведения. Пределы психической и поведенческой адаптации сужаются.

Однако не менее опасна и недооценка самостоятельности и инициативы собаки, в особенности для тех собак, которым предстоит работать с человеком. Недостаток самостоятельности в принятии решений приводит впоследствии к инфантильности и возникновению "синдрома забитой собаки".

При "синдроме забитой собаки" формирование самооценки собаки в возрасте молодняка становится самостоятельной задачей. Это происходит в тех случаях, когда на этот возраст приходится нормативная дрессировка по Общему Курсу Послушания (Дисциплины), проводимая чрезмерно жесткими и формальными методами, а развитием вариативного и стратегического мышления, а также самостоятельности в принятии решений хозяин собаки пренебрегает. Такая ситуация характерна для собак служебных пород (особенно в том случае, когда собака предназначается для работы) и для тех собак, которых принято считать доминантными и потенциально опасными.

Важнейшей воспитательной задачей хозяина молодой собаки является последовательная и терпеливая демонстрация четких и, по возможности, однозначных норм поведения в их сопоставлении с особенностями ситуации.

Важным аспектом возраста молодняка следует считать естественную подготовку к периоду созревания и окончательной социализации. Именно в возрасте молодняка закладывается первый из стайных критериев - "свой-чужой", определяющий отношение к посторонним (безразличие или настороженность, в случае агрессии - активная оборона). Поэтому именно в возрасте молодняка необходимо тщательно следить за контактами собаки с посторонними людьми (как встреченными на улице, так и приходящими в дом). Не следует ни полностью избегать контактов, ни позволять собаке активно общаться с посторонними, искать их ласки и т.п.

В дрессировочной практике применяются конфликтные методы выработки так называемого "недоверия к посторонним", которые сводятся главным образом к отказу от предложенного корма. Посторонний человек сначала предлагает собаке корм, а при попытке взять его бьет собаку по морде или другим способом демонстрирует ей агрессивное отношение. Вместе с тем такие методы в дальнейшем нередко приводят к агрессии по отношению к посторонним людям. В большинстве же случаев это воспринимается собакой как индивидуальное поведение и не обеспечивает формирования устойчивого критерия "свой-чужой".

Практика показывает, что для определения "границ стаи" наиболее полезны приемы, основанные на неэффективном поведении. Ассистент, не знакомый собаке, предлагает корм, но ни в коем случае не отдает его собаке, что бы та ни предпринимала. После этого кусочек лакомства передается хозяину, а тот отдает его собаке. Тем самым закрепляется правильное отношение - различение "своих", от которых исходит положительное подкрепление, и "чужих", действия которых воспринимаются собакой как безразличные по отношению к ней.

На следующем этапе ассистенты подходят к хозяину и собаке, заговаривают с ними, пытаются вступить в контакт с собакой, но если она отвечает им тем же, прекращают всякую активность. Хозяин хвалит собаку, когда она прекращает попытки познакомиться, но лакомством не поощряет (закрепляя тем самым альтруистический, а не эгоистический характер мотиваций). Таким образом собака обучается тому, что ее собственные попытки установления каких-либо отношений с посторонними не приводят к положительному результату. Такая методика позволяет надежно и устойчиво выработать безразличное отношение к посторонним и закрепить критерий "свой-чужой", определяющий границы стаи.

По отношению к людям, приходящим в дом, методика несколько изменяется. Крайне желательно, чтобы собака научилась различать степень близости знакомых к хозяевам, а достигается это следующим способом. Вопреки запретам, принятым в дрессировочной практике, собака имеет право взять лакомство у людей, с которыми хозяин сам делит пищу - это равнозначно отношениям в природной "большой стае", которая может включать несколько семей. Однако необходимо тщательно следить за тем, чтобы никто, кроме самых близких (они воспринимаются собакой как члены "временной стаи") не отдавал собаке никаких команд или распоряжений и не занимал, тем самым, места доминирующего члена стаи. Так формируется дружелюбное отношение собаки к гостям, друзьям и родственникам хозяев, но при этом на них не распространяются законы, действующие внутри стаи и связывающие ее членов в единую социальную структуру.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Среда, 08.04.2015, 09:49 | Сообщение # 34
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
Десятый и последующие месяцы.
Возрастные границы этого периода, соответствующего окончательной социализации собаки с выработкой самооценки, уже не столь определенны, как для более ранних этапов формирования психики. Поэтому залогом правильного воспитания собаки, особенно крупной рабочей породы (им свойственна высокая самооценка), становится внимание хозяина к проявлениям формирующихся социальных отношений.

Именно в этом возрасте потребность в самостоятельном принятии решений сменяется потребностью в самоутверждении и связанной с нею потребностью в доминировании, которые обеспечивают занятие максимально высокого социального ранга, доступного данной собаке.

Предпочтительным результатом воспитания на этом этапе взросления собаки следует считать тот, при котором жесткое формальное управление поведением постепенно сменяется отношениями, близкими к сотрудничеству. Возврат к жесткому стопроцентному управлению поведением, основанному на безусловном послушании собаки, может происходить только в ситуациях, связанных с попытками доминирования со стороны собаки, а также в тех случаях, когда достигнутый прежде уровень развития интеллекта не позволяет животному самостоятельно принять желательное для человека решение.

Особое значение в этом возрасте приобретают методы и формы разрешения естественных возрастных конфликтов. Чрезмерная агрессивность хозяина по отношению к собаке, неадекватный выбор мер пресечения нежелательного поведения в период "возрастного бунта" легко приводят к полной утрате доверия собаки и к формированию дальнейших отношений с ней по "дикому типу контакта". Правила разрешения конфликтов в период "возрастного бунта", по аналогии с видовыми приемами воспитания молодой собаки в стае, можно сформулировать следующим образом.

1. Строгая последовательность требований. Пределы подчинения собаки хозяину, ее права и ответственность (стайный ранг в будущем) должны быть определены единообразно всеми членами семьи и быть понятными собаке с точки зрения видовых представлений. Однако в возрасте созревания окончательно формируется стайный ранг собаки, ее самооценка и правила межвидового доминирования, от которых зависят и перспективы ее рабочего использования. Во многих случаях отклонения от видовых социальных норм (по ситуации или по настроению хозяина), непоследовательность разных членов хозяйской семьи в отношениях с собакой становятся причиной дополнительных конфликтов и затягивают период "возрастного бунта". Выработке нормальных стайных отношений способствует продуманный баланс самостоятельности и подчинения в ситуациях, не ведущих к конфликту.

2. Меры воздействия на собаку, приближенные к видовому ритуальному поведению. Половое созревание, будучи теснейшим образом связано со вступлением собаки во внутривидовую брачную конкуренцию, ослабляет значимость межвидовых отношений, смещая приоритеты к мотивациям, критериям и формам поведения, присущим потенциальным брачным партнерам и соперникам.
В период возрастного бунта сам конфликт воспринимается собакой как видовой. Следует подчеркнуть, что для собаки социальная конкуренция вполне естественна, а поэтому животное не видит в конфликте своей "вины". Следовательно, и меры разрешения возрастных социальных конфликтов должны быть максимально приближены к видоспецифичным стереотипам. Меры воздействия, свойственные человеку (побои, рывки, удары различными предметами) представляются собаке несправедливой агрессией и, следовательно, утрачивают свое воспитательное значение. Более осмысленно собака относится к хватке за холку, к встряхиванию, к попытке завалить ее на землю и даже перевернуть животом вверх - эти меры пресечения конфликта довольно близко воспроизводят видовое доминирующее и угрожающее поведения, нормальное для старшей собаки в социальном конфликте.

3. Меры пресечения конфликта должны применяться "по нарастающей", пропорционально степени конфликтности собаки. Сила воздействий определяется выраженностью видового угрожающего и доминирующего поведения: от плотного прижима холки до заваливания на землю. Неадекватные меры воздействия воспринимаются собакой как излишняя необоснованная агрессия со стороны хозяина и подрывают доверие к человеку.

4. Каждый член семьи устанавливает свой ранг в глазах собаки самостоятельно. При выяснении социальных отношений и установлении стайного ранга собака оценивает в первую очередь претензии каждого члена стаи на доминирование, на те или иные права и степень его уверенности в правомерности своих претензий. Любая растерянность и даже излишняя эмоциональность в момент конфликта говорит об утрате уверенности и решимости, а значит, и об отказе от своих претензий. Вмешательство более сильного во внутривидовой конфликт возможно только с целью предотвращения реальной опасности, но не для помощи в установлении ранга. Поэтому насилие со стороны Вожака или Старшей Суки воспринимается молодой собакой как необоснованная агрессия и вызывает ответное поведение самозащиты. Вопрос о доминировании и обоснованности претензий каждой из сторон, участвующих в конфликте, остается в этом случае неразрешенным. Конфликт может перейти в перманентную форму.

Поэтому каждый из членов семьи, за исключением Щенков и Инвалидов, обязан разрешить конфликтную ситуацию своими силами, не прибегая к помощи более авторитетного хозяина. Более авторитетный член семьи останется, с точки зрения молодой собаки, в прежнем ранге, а позиция того, кто занимает смежный с собакой ранг, окажется более слабой.

Помощь хозяина-Вожака в решении проблем доминирования эффективна исключительно в неконфликтных ситуациях. Она состоит в реальном распределении прав и ответственности каждого из членов стаи (порядок раздачи пищи, порядок подчинения и право на принятие решения в зависимости от ситуации и т.п.).

5. Конфликт должен быть разрешен немедленно. Попытка отойти в сторону, повернуться спиной (в том числе и для того, чтобы взять поводок или палку для удара) будет истолкована собакой с видовых позиций - как бегство с "поля боя" и признание ее победы. Последующий возврат и наказание воспринимаются не как продолжение предыдущего конфликтного эпизода, а как новая и не спровоцированная собакой агрессия со стороны человека, и поэтому вызывают ответную агрессию самозащиты. Понятно, что никакого воспитательного значения такие действия иметь не могут.

6. Признаком разрешения конфликта является изменение поведения собаки на любые неконфликтные формы. Подчинение собаки старшему члену стаи, признание его доминирования и отказ от претензий не обязательно выражается в умиротворяющем или детском поведении. В ходе социализации отказ от конфликта чаще выглядит как выполнение требований старшего. Поэтому в большинстве случаев не следует добиваться от собаки ярко выраженного умиротворяющего или детского поведения. Для прекращения конфликта вполне достаточно выполнения одной-двух нейтральных команд (желательно тормозящих, то есть "Сидеть", а еще лучше - "Лежать"), за которое собаку необходимо похвалить (вкусопоощрительный метод здесь совершенно неприменим). Похвала закрепляет подчинение собаки и доминирование хозяина.

Для практики воспитания на этом этапе очень важно соблюдать минимальную эмоциональность в управлении поведением молодой собаки, отдавая команды низким, чуть глуховатым, размеренным тоном, без крика и резких перепадов интонации. В противном случае собака имеет основания считать, будто хозяин не уверен ни в правильности своих решений, ни в необходимости их выполнения. Заметим, что если собака в этом возрасте попадает в руки недостаточно опытного дрессировщика, неверно понимающего суть так называемого "командного голоса" и отдающего команды резким, высоким, крикливым тоном, то это осложняет не только дрессировку и обучение собаки, но и может послужить основой для перманентного непослушания в дальнейшем.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Среда, 08.04.2015, 09:49 | Сообщение # 35
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
Возраст созревания и окончательной социализации связан с выработкой всех аспектов поведения. Поэтому особое значение для формирования желательного инициативного поведения собаки целесообразно ввести новый этап - ситуативное обучение.

Значение этапа ситуативного обучения (то есть, формирования смысла реакций собаки на все значимые события) состоит в том, что в нее должны быть наиболее естественным образом включены все критерии поведения, желательные для человека. Это достигается отработкой поведения в большинстве ситуаций, которые может предвидеть хозяин (при необходимости - с возвратом к стопроцентному управлению поведением). Формируются сложные динамические стереотипы для наиболее ответственных ситуаций, одновременно определяется норма конфликтных реакций в экстремальной ситуации (нападение, защита себя и человека, охрана собственности и т.п.) и устанавливаются "пределы необходимой обороны".

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в период окончательной социализации молодая собака никоим образом не протестует против требований человека, а всего лишь выявляет свой стайный ранг с тем, чтобы точнее определить будущий круг прав и ответственности, а также сферы принятия решений.

Агрессия в пределах семьи-стаи безусловно запрещается, вне зависимости от ранга собаки. По отношению к посторонним можно считать наиболее уместным безразличие, при необходимости - угрожающее поведение и только в случаях явной опасности (нападения) допустимо поведение, направленное на изгнание чужого (агрессия конкуренции). Агрессия самозащиты допускается лишь в случаях несомненной опасности, которую невозможно устранить другими способами.

При условии успешного прохождения ситуативного обучения можно считать, что поведение взрослой собаки полностью соответствует требованиям, предъявляемым к нему человеком-хозяином.

В дополнение к характеристике воспитания собаки заметим, что описанные этапы формирования отношений с хозяином в целом характерны не только для развития и воспитания щенка, но и для тех случаев, когда взрослая собака подобрана на улице или передается из одних рук в другие. Естественно, что адаптация психики и поведения и формирование контакта протекает в другие сроки, однако стадийность адаптации по уровням сохраняется.

В этом случае адаптация каждого из уровней занимает в среднем около 7-10 дней.
Это означает, что в первую неделю пребывания собаки в новых руках наиболее активен фактографический уровень; вторая неделя представляет собой период адаптации стереотипных форм поведения; третья отводится главным образом на выработку новых критериев поведения. Крайне существенно с практической точки зрения то, что социальная адаптация, т.е. выработка оптимальных (для собаки) отношений с новым хозяином наступает в среднем через три-четыре недели после попадания собаки в новые руки. В это время возможны те формы поведения, которые характерны и для "возрастного бунта" (от провокационного поведения с целью выяснения реакций человека до открытого доминирования и конфликта).
Обычно новые хозяева, не зная этих закономерностей, резко отрицательно воспринимают "неблагодарность" и "коварство" собаки, которую они "облагодетельствовали".


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Среда, 08.04.2015, 12:50 | Сообщение # 36
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
7. ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ

7.1. Формирование поведения собаки в его связи с дрессировкой и обучением


Принцип оперантного обучения состоит в том, что обучаемое животное активно и целенаправленно выбирает программу поведения, обеспечивающую достижение желательного результата.

Параллельно с формированием желательного поведения (в том числе и в качестве заместительного, с целью вытеснения нежелательных форм) современные методы позволяют организовать и желательный баланс возбуждения и торможения.

Под формированием поведения здесь имеется в виду не столько функциональное обучение собаки рабочего назначения, сколько выработка любых форм и критериев поведения у собаки любой породы. Методы формирования поведения используются также и с целью коррекции нежелательного поведения и устранения проблем психики.

Условно-рефлекторная дрессировка, являющаяся в нынешней кинологии наиболее популярным методом формирования поведения, основана на жесткой и однозначной связи между стимулом и реакцией (так определил понятие рефлекса В.М.Бехтерев). При этом формируются стереотипные блоки поведения, но этот процесс не затрагивает критериев выбора, а также представлений и результативности и эффективности поведения.

Будем называть дрессировкой процесс выработки того или иного набора стереотипов (условных рефлексов), а обучением - целенаправленное формирование критериев поведения для определенного круга ситуаций (это частный случай научения). На этапе обучения формируется сложное поведение собаки, предусматривающее выработку эффективных стратегий поведения, использующих врожденные и благоприобретенные стереотипы для заранее определенных видов поведения. Однако применяемые ныне программы обучения собак отличаются от формирования поведения тем, что обучение практически не воздействует на мотивации субъекта и на процесс принятия решения как таковой.

С нашей точки зрения целью дрессировки и обучения является подготовка семейной собаки как таковой, то есть собаки, полностью принимающей поведенческие критерии человека, независимо от функциональной направленности поведения. В соответствии с этим нам представляется целесообразным выделить несколько иные этапы дрессировки и обучения собаки, которые были бы более универсальны и приводили наиболее полному развитию психики и поведенческих возможностей собаки, отвечая при этом требованиям хозяина.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 13.04.2015, 12:09 | Сообщение # 37
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
7.2. Использование положительных и отрицательных подкреплений (поощрения и наказания) при формировании поведения

Поощрение и наказание представляют собой стимулы, усиливающие или ослабляющие те или иные мотивации собаки. Поэтому они могут рассматриваться как основные способы формирования желательного поведения собаки и подавления ее нежелательного поведения.

В теории и практике бихевиоризма поощрение принято характеризовать как положительное подкрепление, наказание - как отрицательное подкрепление.

В дополнение к положительным и отрицательным воздействиям может использоваться и третий сильный стимул - так называемое нулевое подкрепление. Оно с успехом применяется в тех случаях, когда собака (намеренно или непроизвольно) стремится спровоцировать хозяина на те или иные действия. В этой ситуации весьма эффективным средством воздействия оказывается именно нулевое подкрепление - отказ хозяина от тех действий, которых желает собака. При этом сохраняется перспектива положительного подкрепления при изменении поведения собаки, то есть возобновления желательного поведения хозяина. Например, собака пытается ускорить выход на прогулку, пуская небольшие лужи или сильно нервничая и издавая разного рода звуки при сборах на прогулку. Отрицательным подкреплением был бы полный отказ собаке в прогулке и возвращение хозяина к своим занятиям. Нулевое же подкрепление состоит в том, что хозяин в описанной ситуации не бранит собаку и не делает ничего, что могло бы послужить отрицательным подкреплением, всего лишь прекращает сборы на прогулку. Он остается стоять посередине прихожей в том положении, в каком находился в момент нежелательного поведения собаки - с ошейником в руках или в процессе одевания. Как только собака прекращает нежелательное поведение, направленное на реакцию хозяина, действия хозяина возобновляются. Практика показывает, что нулевое подкрепление действует более эффективно, чем отрицательное подкрепление, быстро заставляя собаку понять, что данное поведение не только не эффективно (задерживает сборы на прогулку), но и приводит к нулевому результату. Важным условием правильного применения нулевых подкреплений является последовательность и терпение хозяина, умение при любых обстоятельствах и независимо от затрат времени добиться или дождаться желательного (или хотя бы допустимого) поведения собаки.

Основными способами поощрения могут служить следующие действия:
-- использование лакомства (вкусопоощрительный метод дрессировки) - опирается на пищевую потребность;
-- предоставление свободы от поводка - опирается на потребность в движении, в игре и других активных действиях;
-- переход для прогулки в более интересное для собаки место - опирается на потребность в информации;
-- предоставление возможности выполнить любимое упражнение - опирается на потребность в подчинении;
-- снятие намордника (например, в присутствии других собак) - опирается главным образом на потребности в самозащите и самоутверждении;
-- словесная похвала, одобрение, выражение удовлетворения и гордости за собаку - опирается на социальные потребности и потребность в самоутверждении;
-- похлопывание, поглаживание и т.п. - опирается на потребность в ласке и эмоциональном контакте;
-- игра с собакой - опирается на потребность в общении.

Таким образом, реальные возможности поощрения собаки намного шире, чем принято считать в теории и практике дрессировки. Равным образом это относится и к наказанию собаки - это лишение возможности удовлетворить любую из активных потребностей. Можно отказать собаке в общении или не отпустить ее играть с другими собаками - и это будет более эффективным наказанием, чем рывки поводка или, тем более, побои.

При формировании желательного поведения собаки особую роль играют социально обусловленные и эмоциональные подкрепления, сила которых зависит от полноценных отношений с хозяином.

Многие хозяева собак не придают должного значения поощрению даже при первичном освоении навыка или упражнения, когда собака еще не поняла, чего именно добивается от нее человек. Тем самым создаются предпосылки для нарушения контакта с хозяином и для осложнений в формировании и коррекции поведения.

Крайне важным аспектом поощрения и наказания является правильное определение не только его характера, но и силы воздействий, пропорциональной степени желательности или нежелательности поведения собаки. Чрезмерное поощрение, не соответствующее сложности выполненного задания и реальным успехам собаки, воспринимается собакой как незаслуженное и быстро обесценивает любое другое воздействие со стороны хозяина, одновременно подрывая авторитет хозяина в данной ситуации. Если несоразмерность поощрения становится постоянной, то это идет в ущерб отношениям с хозяином в целом, подрывая доверие собаки к человеку и осложняя выработку межвидовых критериев поведения. В еще большей мере сказанное относится к чрезмерно строгим или несправедливым наказаниям.

В теории и практике дрессировки известен прием вариативного подкрепления, основанный на четком дозировании поощрений. Одновременно этот прием использует эмоциональное закрепление, поскольку невозможность прогнозирования поощрения создает более сильный эмоциональный отклик.

На практике применение вариативного подкрепления выглядит следующим образом. В процессе первичного освоения навыка или упражнения собаку следует активно поощрять за каждое достижение, за каждый шаг к пониманию поставленной задачи. Чем дольше не удавалось собаке нужное действие, тем сильнее должно быть поощрение и искреннее радость хозяина.

Когда собака поняла суть отрабатываемого навыка и связь своего поведения с требованиями хозяина, необходимо тут же перейти на более редкое подкрепление (ориентировочно - в 50 % случаев и со случайным распределением, без прогнозируемой собакой закономерности). Позже, в процессе дальнейшей отработки навыка процент подкреплений снижается до 30 % и менее, причем необходимо и далее тщательно следить за тем, чтобы собака не могла прогнозировать поощрение. Единственная допустимая закономерность - поощрение более четкого, более правильного, более быстрого выполнения команды. После окончательного закрепления навыка поощрение следует отменить вообще, чтобы не снижать его значимости при отработке новых форм поведения.

Важно также то, что при каждом выполнении упражнения отрабатывается и, соответственно, поощряется только один компонент навыка - либо правильность выполнения, либо скорость, либо надежность и т.п. Это требование приобретает особое значение при отработке сложных динамических стереотипов, когда нелегко выделить компонент поведения, подлежащий закреплению в данный момент.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 13.04.2015, 12:09 | Сообщение # 38
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
Важнейшим аспектом поощрения как способа формирования поведения собаки является его своевременность. Поскольку человек значительно уступает собаке по скорости мыслительных процессов и поведенческих реакций, то нередки случаи, когда хозяин поощряет собаку не в момент выполнения команды, а позже, когда состояние и поведение животного успело еще раз измениться (например, собака выполнила команду "Сидеть", но уже вскочила). По логике животного, поощрение является результатом последнего по времени действия, следовательно, относится, по существу, не к посадке, а к вставанию.

Если собака сильно заинтересована в работе, то есть мотивацией становится сама возможность успешно выполнить упражнение, то успех сам по себе превращается в надежное и мощное средство поощрения. При этом всегда обнаруживается одно или несколько упражнений, доставляющих собаке большее удовольствие, чем другие (они удались с первой попытки; сами по себе помогают удовлетворить какую-либо потребность, становясь самоподкрепляемым поведением; хозяин особенно удачно и активно поощрил выполнение именно этого упражнения и т.д.). Нередко собака сама показывает особо эффектные и нравящиеся ей упражнения, стремясь заслужить одобрение и поощрение хозяина. С этого момента появляется возможность вознаградить собаку за более скучную и неприятную работу, заканчивая занятие именно самыми любимыми упражнениями. Чем лучше собака работала в ходе занятия, тем важнее этот прием.

Одним из "комбинированных" вариантов подкрепления, сочетающих достоинства и условного, и реального подкрепления, является словесная похвала. Она вводится первоначально как условный синоним другого поощрения, но скоро начинает применяться в качестве реального подкрепления, поскольку сама по себе удовлетворяет социальные потребности собаки. Важным достоинством словесной похвалы, в отличие от лакомства и других подкреплений, опирающихся на эгоистические потребности собаки, является то, что она активизирует в процессе работы именно альтруистические мотивации животного.

Учитывая специфику видовой звуковой речи собак, следует произносить похвалу в высоком тоне, с протяжной и певучей интонацией. В том случае, если за похвалой следует повтор команды, то он произносится в более низком тоне, коротко, твердо, но ни в коем случае не угрожающе. Это позволяет еще раз внушить собаке, что похвала не отменяет команды.

При управлении поведением собаки применяется также и такой вариант нулевого подкрепления, как "отвлечение" или "переключение". Этот прием сходен по существу с тем, что Карен Прайор назвала "выработкой несовместимого поведения", но отличается от него тем, что в данном случае несовместимое поведение замещает нежелательный вариант поведения не постоянно, а только в конкретный момент и поэтому не становится конкурирующей доминантой даже на ситуативном уровне.

Однако здесь кроется опасность, которая связана с не очевидным для хозяев собак характером подкрепления. В качестве эффективной отвлекающей деятельности хозяева собак чаще всего используют лакомство или игру, особенно для молодых собак. Поскольку оба эти фактора удовлетворяют приоритетные потребности молодых собак, то они служат мощным положительным подкреплением того самого нежелательного поведения, от которого хозяин стремился отвлечь собаку.

Наблюдаются и случаи непреднамеренного закрепления нежелательного поведения в быту, например, когда хозяева по незнанию "выменивают" у щенка на лакомство взятые им вещи вместо того, чтобы отработать команду "Дай". В этих случаях попытки хозяев отказаться от "обмена" чаще всего носят непостоянный характер и сами по себе превращают подкрепление в вариативное, что, вопреки ожиданиям человека, еще эффективнее закрепляет нежелательное поведение.

То же характерно и для весьма распространенного поведения "выпрашивания" лакомства у стола. Обычно хозяин, стремясь отучить щенка или взрослую собаку от такого поведения, старается подольше не давать кусочков, но в конце концов не выдерживает и уступает, полагая, будто "достаточно помучил собаку". Если это происходит нерегулярно и с наращиванием времени выдержки, то вариативное подкрепление срабатывает с максимальным эффектом, прочно закрепляя настойчивость собаки. У собаки надежно вырабатывается и сам навык попрошайничества, и выдержка по времени.

При отучении собаки от любого нежелательного поведения в быту и от так называемых "дурных привычек" запреты и попытки угасить поведение, "не замечая" его, оказываются крайне неэффективными - в первую очередь, из-за непоследовательности и недостаточного терпения хозяев. Заметим также, что методы отучения вообще не всегда являются результативными, а зависит это от того, является ли нежелательное поведение просто рефлекторным или обусловлено более глубокими причинами.

Если же отучение возможно (при закреплении нежелательных стереотипов поведения), то достаточно действенным способом является именно выработка несовместимого поведения и закрепление его на том же стереотипном уровне, на котором сформирован нежелательный стереотип. Варианты несовместимого поведения выбираются строго индивидуально, в зависимости от характера угашаемого поведения, породных и индивидуальных особенностей психики собаки, образа жизни семьи.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 13.04.2015, 12:09 | Сообщение # 39
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
В сознании большинства хозяев собак пресечение нежелательного поведения прочно связано с наказанием собаки. Здесь становится особенно важным мотивационный анализ поведения, позволяющий определить его причины. Наказание может оказаться более или менее эффективным только в случае сознательного неподчинения собаки требованиям хозяина, однако, и в этой ситуации важно прежде всего выявить те нарушения контакта и социальных стереотипов, из-за которых стало возможным такое неподчинение. Это касается в первую очередь отказа собаки от выполнения требований хозяев. Следовательно, в этих случаях наказания должны носить прежде всего социальный характер (аналогично мерам пресечения конфликтов при возрастном бунте).

К сожалению, на практике наиболее частым вариантом наказания являются побои и другие формы физического насилия по отношению к собаке, что, как правило, ведет не к угашению нежелательного поведения, а к разрыву контакта с хозяином. Выбор адекватной формы наказания становится важнейшим условием не только угашения нежелательного поведения, но и сохранения и совершенствования отношений собаки с человеком. Нередко от формы наказания зависит и такая важная характеристика поведения, как самооценка собаки, особенно молодой.

Так же, как смысл поощрения состоит в возможности удовлетворения какой-либо потребности, наказанием служит отказ в удовлетворении той или иной потребности или ограничение возможности ее самостоятельного удовлетворения. Поэтому и виды наказания зависят от тех потребностей, на которые они опираются.

В качестве основных форм наказания могут применяться:
-- ограничение в пище;
-- ограничение в свободе;
-- ограничение в игре;
-- ограничение в ласке и общении;
-- ограничение в самостоятельном принятии решений;
-- ограничение в контактах с сородичами
и т.д.

При выборе форм наказания для щенка и молодой собаки следует учитывать возрастной баланс мотиваций. Так, например, весьма действенным наказанием для щенка служит ограничение в возможностях игрового общения с хозяином, тогда как для собаки в возрасте молодняка это наказание неэффективно. В возрасте шести-семи месяцев эффективным наказанием следует считать ограничение самостоятельности, которое в более раннем возрасте вообще не воспринимается щенком как отрицательное воздействие.

При существующей практике воспитания собак сам факт наказания нередко воспринимается щенком или молодой собакой не как отрицательные последствия поведения, а как немотивированное и не связанное с поведением насилие со стороны хозяина. Вполне естественным результатом таких действий становится утрата доверия собаки и дальнейший разрыв контакта. Это происходит в тех случаях, когда человек руководствуется исключительно своей собственной логикой, не понимая естественных причин поведения собаки. Так, например, щенка в возрасте 3-4 месяцев сурово (вплоть до побоев) наказывают за лужи в квартире или за попытку играть с хозяйскими вещами, вполне естественную для собаки в этом возрасте. То же, по существу, относится и к силовым методам разрешения конфликтов - выход из конфликтной ситуации не должен служить одновременным наказанием за попытку бунта, а хозяин собаки нередко понимает ситуацию именно так.

Важнейшей особенностью наказания собаки, особенно в молодом возрасте, является то, что цель его состоит исключительно в прекращении нежелательного поведения - это обусловлено видовыми социальными нормами, "собачьей педагогикой". Это обуславливает важнейшее требование к мерам наказания - все отрицательные воздействия прекращаются в момент изменения поведения!

Кроме того, в восприятии собаки наказание (отрицательное подкрепление со стороны старших членов стаи) становится непосредственным результатом поведения, а осознание отдаленных результатов, через цепочку причинно-следственных связей, организуется с трудом (его надо подготавливать так же, как и отложенное поощрение). Следовательно, любой интервал между проступком и наказанием разрывает логическую связь, а отрицательное подкрепление в этом случае может, в восприятии собаки, относиться к другому состоянию, к уже изменившемуся и вполне благополучному поведению. Поэтому своевременность наказаний для формирования поведения собаки приобретает едва ли не большее значение, чем своевременность поощрений. И если все же приходится наказывать собаку за прошлую провинность, то лучше всего, если это возможно, спровоцировать ее на повтор нежелательного поведения.

Очень действенными наказаниями следует считать те меры, которые затрагивают социальные представления собаки, ее эмоции и самооценку. Это отказ в общении (наказание отчуждением), отказ в ласке и игре, а также ограничение права на самостоятельное принятие решений и ограничение прав и ответственности, присущих нормальному стайному рангу собаки (вплоть до отказа в возможности охранять хозяина). Естественно, что эти меры, как и всякое сильнодействующее средство, могут применяться только крайне ограниченно и крайне осторожно, с тонким учетом индивидуального баланса мотиваций, значимости социальных отношений, типа и уровня развития контакта собаки с хозяином и т.д. Особая осторожность в применении наказаний такого рода нужна в отношении молодой собаки (в период становления самооценки) и в отношении стареющей собаки (при убывании самооценки).

Большой набор возможных отрицательных подкреплений, затрагивающих самооценку, связан с использованием ритуального поведения собаки. Это все меры, основанные на рывке и встряхивании за холку, на "заваливании" собаки, а также осаживание ее на снарядах. Эти меры должны применяться также очень осторожно, при условии постоянного контроля самооценки и исключительно с целью устранения доминирования и завышенной самооценки, но не снижения ее ниже адекватной.

В большинстве случаев при угашении нежелательного поведения необходимо помнить о том, что для этого недостаточно запрета и пресечения, какими бы мерами это ни достигалось. Совершенно необходимо предложить собаке правильный, то есть желательный или, как минимум, допустимый, вариант поведения.

Особого внимания заслуживает вопрос о роли страха в выборе мер наказания собаки. Сама идея наказания связана в сознании человека со страхом как сдерживающим фактором, субъективным отрицательным критерием принятия решения. Хозяин, как правило, рассчитывает на то, что собака станет оценивать боязнь наказания (побои, болевые воздействия, долгое ограничение свободы на поводке или взаперти и т.п.) как самостоятельный отрицательный результат собственного поведения.

Хорошо продуманный баланс положительных и отрицательных подкреплений, основанный на результатах мотивационного анализа поведения собаки и на структуре процесса принятия решений, позволяет эффективно формировать практически любое желательное поведение собаки. При этом сформированные критерии поведения продолжают действовать не только в присутствии хозяина, а приобретают для собаки значение собственных норм поведения.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 13.04.2015, 12:20 | Сообщение # 40
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
7.3. Управление поведением собаки

1. Команда "Ко мне!" в ее нормативном варианте обозначает подход собаки вплотную к хозяину с посадкой у левой ноги человека или напротив него. Для того, чтобы не снижать значимость команды и сохранить практическое удобство, она должна быть разучена именно в "строгом" варианте. В быту эта команда используется для того, чтобы отозвать собаку от того, что привлекло ее внимание, а также для того, чтобы предотвратить какие-либо действия собаки или взять ее на поводок.

Если же возникает необходимость вернуть собаку ближе к хозяину, в пределы видимости, но физический контакт и иммобилизация собаки при этом не обязательны, то полезно употреблять не нормативный, а более "мягкий" вариант - например, "Иди сюда". Этот вариант команды подзыва обозначает, что собака должна приблизиться к хозяину, оказавшись в поле его зрения (выйти из-за кустов, угла дома), и не удаляться более, чем на предписанное хозяином расстояние, но может при этом продолжать вести себя так, как желательно ей.

Правила применения команды подзыва не сложны:

-- Команда подзыва должна применяться не для пресечения нежелательного поведения, а только заблаговременно, для его предотвращения.

-- Команда подзыва в реальных ситуациях не является самоцелью, а подкрепляется следующей за ней другой командой или каким-либо действием хозяина (можно, например, поправить ошейник собаки или осмотреть ее лапы).

-- После подхода на подзыв запрещается ругать или наказывать собаку; следует похвалить ее за подход, независимо от того, что она делала перед этим и насколько ее действия были предосудительны с точки зрения хозяина.

-- Команду подзыва необходимо повторять по нескольку раз за прогулку, подкрепляя ее какими-либо действиями и снова отпускать собаку.

Срыв команды подзыва служит одним из признаков недостаточного контакта с хозяином и/или синдрома ранней депривации с упущенными возможностями использования импринтинга.

2. Команда "Рядом" обозначает движение собаки вровень с хозяином, у его левой ноги, на ненатянутом поводке или без поводка. На практике хозяева собак неслужебных пород из соображений собственного удобства нередко водят собак справа от себя, что нельзя считать предосудительным. От привычной стороны движения зависит и выбор дополнительного, очень удобного в бытовом отношении, варианта - "Справа" или "Слева", при котором те же действия выполняются по другую сторону от хозяина.

В воспитательной и корригирующей дрессировке упражнения на выполнение команды "Рядом" используются для "врабатывания" собаки, сосредоточения ее внимания на командах хозяина, а при необходимости - для перехода к стопроцентному управлению поведением.

Очень часто складывается парадоксальная ситуация: после команды "Рядом" и собака, и хозяин стремятся натянуть поводок (иногда можно видеть, как хозяин отводит руку с поводком назад или вбок, чтобы натянуть поводок с привычной ему силой). Это - обычный результат небрежной выработки этого навыка при самостоятельной дрессировке или под руководством недостаточно опытного инструктора, когда движение вровень с хозяином достигается не за счет рывков поводка, а постоянным силовым "перетягиванием каната".

При остановке хозяина собака, идущая по команде "Рядом", обязана сесть у его ноги (для собак неслужебного назначения можно заменять остановкой; в практике коррекции полезнее всего чередовать остановки и посадки). При этом промежуточная команда "Сидеть" или "Стоять" подается только в ходе первичного освоения навыка.

Применение парфорсных ("строгих") ошейников и цепочек-удавок не облегчает выработки навыка "Рядом" по следующим основным причинам. Во-первых, металлические ошейники под действием собственного веса опускаются вниз, на сильные мышцы в основании шеи, которые защищают гортань и предотвращают болевое и удушающее действие шипов и металла. Сами по себе болевые и силовые приемы, как и любое насилие, не являются воспитательными и обучающими приемами и скорее затрудняют выработку навыка, чем облегчают ее.

Если конкретная ситуация не требует движения строго у ноги хозяина, то команда "Рядом" может заменяться более мягким вариантом - бытовой командой типа "Пошли", которая допускает свободное движение собаки в пределах длины поводка, но с той же скоростью и в том же направлении, как идет хозяин.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 13.04.2015, 12:29 | Сообщение # 41
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
3. Команда "Фу!" служит категорическим запретом нежелательных действий и подается очень резким, угрожающим тоном, отрывисто, на нижних регистрах голоса. Команда "Фу!" никогда не должна оставаться не выполненной!

Наиболее частой и естественной для хозяина ситуацией для подачи команды "Фу!" является стремление собаки подобрать что-то с земли. Однако ни в коем случае нельзя ограничивать применение команды запрета только этими случаями - ее необходимо применять для запрета любых нежелательных действий собаки, в том числе - и для запрета вступать в контакт с посторонними, облаивать людей или собак, интересоваться чужими детьми, преследовать кошек и т.п. Команда "Фу!" может применяться в упражнениях и для прекращения движения в нежелательном направлении.

Надо помнить о том, что команду "Фу!" нельзя подавать после обоснованного включения охранного поведения (независимо от того, работает ли собака по команде или по собственной инициативе). Этот запрет можно использовать для пресечения угрожающего поведения в тех и только в тех случаях, когда это поведение не адекватно ситуации (например, при облаивании детей, при реакции на спокойно идущего или стоящего человека, при бросках на машины и т.п.).

4. Команда "Сидеть" подается не только для остановки собаки в движении, но и для включения процесса торможения в центральной нервной системе. В случае излишнего возбуждения собаки команда "Сидеть", поданная низким и размеренным тоном уверенности, помогает успокоить животное, а в тех случаях, когда перевозбуждение связано с недостаточной адаптивностью центральной нервной системы, посадка позволяет не только сменить возбуждение торможением, но и выиграть время, потребное собаке для осмысления и анализа ситуации. Эта команда может подаваться также для пресечения нежелательного поведения, вплоть до использования в качестве функционального дубля команды запрета.

При отработке навыка "Сидеть" необходимо помнить, что сажать собаку болевыми приемами (например, сильными ударами по крупу) запрещается. Частая ошибка хозяев собак состоит в том, что при необходимости посадить собаку они несколько раз резко хлопают ее ладонью по крупу, чем усиливают возбуждение и снижают эффективность этого приема в качестве тормозящего. То же происходит и при многократных повторах команды - это рассматривается как грубая ошибка при отработке любой команды, но в случае применения навыка "Сидеть" в качестве тормозящего также усиливает возбуждение.

При применении команды "Сидеть" для тренировки центральной нервной системы и повышения уравновешенности используется переключение состояния собаки с возбуждения на торможение. С этой целью тормозящая команда подается во время игры, в момент наступления легкого возбуждения, после чего собака выдерживается в этой позе от нескольких секунд до полуминуты. Этот прием повторяется два-три раза (не более!) с интервалами в несколько минут. По мере отработки навыка сначала увеличивается длительность паузы торможения, и только на следующем этапе - уровень возбуждения, при котором подается команда.

Обычно навык "Сидеть" осваивается собаками довольно рано и закрепляется очень надежно. Поэтому срыв в выполнении этой команды следует интерпретировать как результат грубейших ошибок хозяина и признак серьезного нарушения контакта, вплоть до разрыва стайных отношений. Именно эта команда может использоваться для диагностики состояния и стиля отношений с хозяином.

При срыве навыка или в тех случаях, когда одновременно с торможением необходимо повысить или понизить самооценку собаки, команда "Сидеть" может заменяться командами "Стоять" или "Лежать". Для робких собак с заниженной самооценкой используется команда "Стоять" (с учетом того, что она менее надежно обеспечивает прекращение движения и наступление торможения). С самоуверенными собаками со склонностью к доминированию (особенно в период возрастного бунта и в любом возрасте - для пресечения конфликтности по отношению к хозяину) рекомендуется применять в тех же целях команду "Лежать", которая одновременно ассоциируется у собаки с позой подчинения. В дальнейшем могут отрабатываться разные сочетания этих команд (так называемый "комплекс").

Обязательные упражнения включают в себя выполнение команды "Сидеть" на поводке и без поводка, на месте и в движении. Более сложные формы упражнения предусматривают выполнение этой команды рядом с хозяином и на некотором расстоянии, напротив хозяина и из-за спины собаки (последний вариант наиболее сложен).


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 13.04.2015, 12:32 | Сообщение # 42
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
5. Команда "Гуляй" имеет два основных значения: (1) освобождающая команда, предоставляющая собаке свободу, например, после вождения по команде "Рядом"; и (2) выгуливание с целью опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Эта команда, независимо от смысловой нагрузки, может выполняться как без поводка, так и на поводке, в пределах его длины.

Команда "Гуляй" никогда не должна применяться как освобождающая дома или в местах, где выгуливание невозможно, - в противном случае утрачивается ее второе значение. Для этих ситуаций полезно вести любой бытовой синоним, отменяющий действие предыдущих команд - например, "Свободен".

Все перечисленные навыки могут эффективно вырабатываться уже в возрасте формирования стереотипов, то есть, примерно с начала третьего месяца жизни щенка, дома и на прогулках, в игровом режиме, наиболее подходящем для этого возраста. Первичное освоение навыков "Ко мне" и "Фу!" возможно еще раньше, уже к месяцу-полутора, а в двухмесячном возрасте легко и надежно формируются и остальные навыки, обеспечивающие управление поведением.

Впоследствии задача управления поведением сводится к выработке критериев применения этих стереотипов, что реализуется уже в возрасте молодняка.

Это становится особенно важным для представителей пород с активным стереотипным уровнем (таких, как ротвейлеры, терьеры, доги, бульдоги и охотничьи породы) ввиду той большой роли, которую стереотипы играют в поведении этих собак. В более позднем возрасте они вырабатываются с гораздо большим трудом и, как показывает практика, остаются менее надежными.

В качестве дополнительных навыков, расширяющих возможности управления поведением, можно рекомендовать следующие команды:

-- "Можно" - разрешение каких-либо действий;
-- "Вперед" - выход собаки вперед с контролируемым натяжением поводка;
-- "Тише" - регулировка скорости движения;
-- "Слушай" - снятие острой реакции на происходящее за счет концентрации внимания на пассивном наблюдении;
-- "Место" - закрепление торможения ("выдержки") без перемещения (перемена позы допускается);
-- "Кругом" - поворот на 180® без хозяина
-- "Сзади" - движение позади хозяина с той же скоростью;
-- "Держать" и "Дай" - отрабатываются именно как парные команды;
-- "Неси" - движение с какой-либо вещью в пасти.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 13.04.2015, 12:46 | Сообщение # 43
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
9.1. Анализ обращений хозяев собак за зоопсихологической помощью и выделение субъективных факторов при диагностике

Первое место по частоте обращений устойчиво занимают общая трусость и фобии. Это чисто психологическая проблема, требующая развития механизмов анализа, распознавания и выработки адекватной самооценки; она никогда не решается "приучением" к стресс-фактору, а фармакокоррекция этих состояний дает лишь временный эффект.

Эти аномалии чаще всего возникают на фоне депривационного развития щенка и молодой собаки. Поэтому они в большей степени присущи собакам высокой племенной ценности и редких пород. Такого рода жалобы характерны именно для большого города, а динамика их встречаемости коррелирует с характером деятельности кинологических организаций.

Всем фобиям нередко сопутствует и постоянная чрезмерная эмоциональность в отношениях с хозяином. Встречаются фобии и при бытовом типе контакта (характерным признаком служит фраза хозяина "Мы собаку не бьем и не обижаем, чего же она боится?").

Наиболее распространенной аномалией, интерпретируемой хозяевами собак как фобия, является боязнь громкого звука (петарды, выстрела, грома и т.п.). При этом лишь в единичных случаях выявляется то или иное событие в собственном жизненном опыте собаки; намного чаще эта проблема возникает без видимых причин.

В тяжелых случаях собака пугается даже звуков, совершенно обычных для домашней обстановки - например, стука посуды при мытье. Если страхи проявляются не только на улице, а и в домашней обстановке, типично стремление собаки спрятаться в ванной комнате или даже забраться в саму ванну. Это объясняется тем, что по своим наблюдениям за образом жизни людей собака воспринимает ванную комнату как наиболее безопасное место, располагающее к покою и релаксации. Мелкие собаки нередко прячутся под мебель и даже забиваются в коробки, ящики и т.п.

Отсутствие связи между подобными страхами и реальными событиями, которые собака могла бы воспринять как непосредственную угрозу, заставляет предполагать в этих случаях проявления неврастенического синдрома.

При обращениях по поводу боязни других собак прежде всего следует иметь в виду, что хозяин собаки может неверно интерпретировать видовое ритуальное поведение. Если жалобы относятся к щенку или собаке возраста молодняка, то необходимо вводить поправку на недостаточное понимание человеком нормального ритуального поведения младшей собаки по отношению к старшей.

сть породы, у которых общение с сородичами осложнено ввиду экстерьерных особенностей. К ним относятся, например, все породы с коротко купированным хвостом (2-3 позвонка), а также собаки, оброслость головы которых не позволяет видеть глаз, ушей и т.п. Слабо выраженное ритуальное поведение крупных собак грубого и сырого типов конституции (в особенности молоссов) также осложняет общение с сородичами. Надо помнить, что и современный тип немецкой овчарки западных линий отличается некоторыми экстерьерными особенностями (угол постава шеи, сниженный круп и т.д.), которые ассоциируются у собак с выражениями страха - это также внушает другим собакам недоверие, а кроме того, может усугублять эмоциональные реакции хозяина. Если молодая собака одной из этих пород в периоде молодежной и окончательной социализации сталкивалась с конфликтным отношением других собак, это может стать источником боязни других собак.

При жалобах на боязнь других собак у взрослой собаки необходимо внимательно относиться к процессу социализации собаки в течение первого года жизни и к развитию ритуального поведения. В этих случаях необходимо выяснить, какая категория собак внушает страх: более крупные и сильные; мелкие, шумливые и напористые по характеру; уверенные и активные в поведении. На этом основании можно судить о происхождении страхов. Если собака проявляет избегание по отношению ко всем собакам без различия, то это в наибольшей мере связано с депривационным развитием щенка в возрасте 3-4 месяцев.

Заметим также, что депривация в периоде детской социализации чаще становится причиной отказа от общения и других проблем, но не острых эмоциональных реакций на сородичей.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 13.04.2015, 12:49 | Сообщение # 44
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
Еще одной частой формой фобии является боязнь транспорта - отказ от посадки в городской транспорт (особенно трамвай), непереносимость автомобильных поездок и т.п. Эта фобия развивается на фоне массированных сенсорных перегрузок (вплоть до явлений укачивания, по поводу которых хозяин и обращается к ветеринарному врачу) и поддерживается неразвитым анализом ситуации и отсутствием прогноза развития событий. Отягчающим фактором всегда становится и недостаточное доверие к хозяину как к более приспособленному партнеру - результат чрезмерной эмоциональности хозяев и отказа от управления поведением собаки.

Заметим также, что неадекватное поведение собаки в автомобиле хозяин может интерпретировать как проявления клаустрофобии (боязни замкнутого пространства). Вместе с тем для клаустрофобии характерна настороженность в любом тесном помещении (лифт, маленькая комната и т.п.).

При анализе субъективных жалоб на трусость собаки необходимо помнить, что внешние проявления поведения страха очень похожи на проявления психической перегрузки, которые также представляют собой поведение избегания. Это приводит к тому, что хозяин субъективно оценивает состояние перегрузки как проявления трусости. Для различения этих двух аномалий следует учесть, что для перегрузки характерно наступление соответствующего поведения без конкретной провокации, как правило - в динамичной и информационно насыщенной среде (на улице). Для трусости же более типична реакция на конкретные события, в том числе - на фоне спокойной, привычной и даже обедненной среды (дома).


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
lenchicДата: Понедельник, 13.04.2015, 12:53 | Сообщение # 45
Группа: Администраторы
Сообщений: 12824
Репутация: 7
Статус: Offline
На втором месте по частоте обращений находятся те аномалии поведения, которые хозяин собаки обычно характеризует как "дурные привычки".

Анализ наиболее распространенных обращений этой группы предполагает проверку "типовых" гипотез следующего содержания (альтернативные предположения указаны приблизительно в порядке убывания вероятности):

-- вой и лай в одиночестве - адаптивный невроз на почве эмоциональной зависимости от хозяина с избыточными тактильными ласками;

-- недержание мочи - эмоциональный дисбаланс (причины могут быть разнообразны); стремление ускорить выход на прогулку; неправильный режим кормления и выгуливания;

-- мочеиспускание в отсутствие хозяина - неврастенический статус с повышенными тревожными ожиданиями; поведение метки, в том числе и невротически закрепленное; мочеиспускание на постели - эмоциональная неудовлетворенность в отношениях с тем членом семьи, на чьей постели собака мочится;

-- дефекация в отсутствие хозяина - неврастенический статус с повышенными тревожными ожиданиями; эмоциональный дисбаланс;

-- порча квартиры (входной двери, стен, плинтусов и т.п.) - адаптивный невроз на почве тревожных ожиданий с нарушением территориальных стереотипов (отсутствие места-логова);

-- порча домашнего имущества - адаптивный невроз на почве депривации на стереотипном уровне (следует учесть возрастную активность собаки); эмоциональная зависимость от хозяина;

-- воровство пищи и "помойничество" - депривация на стереотипном уровне; наличие невротически закрепленной доминанты; недостатки рациона;

-- облаивание посторонних (детей, людей с нестандартным поведением) - повышенная возбудимость, недостаточность аналитического мышления, неадекватная межвидовая социализация; переразвитие стереотипного уровня вследствие неадекватной дрессировки; адаптивный невроз; трусливая агрессия;

-- преследование кошек - потребность в движении, в игре, в самостоятельности, включение стереотипов пищедобывательного поведения (охота).

Для этой группы проблем в высшей степени характерна уверенность хозяина в том, что существует простой и надежный способ "отучения" собаку от нежелательного поведения. При попытках отучения активно используются "маленькие хитрости" и ошеломляющие воздействия - от банки с горохом до электрошокеров. Такие меры не только не дают радикального результата, поскольку не устраняют причины нежелательного поведения, но и могут усилить стрессы собаки, окончательно нарушить эмоциональный статус, отрицательно сказаться на отношениях с хозяином.


Любитель тренируется, пока не начнет получаться. Профессионал тренируется, пока не перестанет ошибаться! (Мия Скогстер)
 
Форум федерации спортивного собаководства » Форум открытой дрессировочной площадки г. Набережные Челны » Содержание собаки » Криполапчук Н.Д. "Прикладная психология домашней собаки"
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: